Влияние современных гаджетов на речевое развитие ребенка
консультация
Влияние современных гаджетов на речевое развитие ребенка.
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер.
«О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать: «До чего дошел прогресс!». Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. Родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!».
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.
Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.»
Поэтому в последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.
Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или жестами.
В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения.
Но в тоже время это вовсе не означает, что необходимо исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, гаджеты несут в себе серьёзную опасность.
Забери у дитя телефон,
Поговори с ним о рыбках и птичках.
Поиграй во дворе с ним в футбол,
Костер разведи, не используя спичек.
Гораздо проще сунуть планшет
В детские руки, не державшие палок.
Пока занят ребенок, скорей в интернет,
Ведь «лайки» важнее пряток и салок.
Дети сегодня не знают совсем
Что делать с луком, с рогаткой.
Кроме игр-онлайн, других нет.
И Зачем нужны шалаши и палатки,
«Царь горы», на санках катание?
Игр «живых» миллион.
Подари ребенку воспоминания,
Забери у дитя телефон!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sovremennyh_gadzhetov_na_rechevoe_razvitie_rebenka.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние современных гаджетов на речевое развитие ребенка.
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер.
«О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать: «До чего дошел прогресс!». Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. Родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!». Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.
Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.»
Поэтому в последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.
Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или жестами.
В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в
результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения.
Но в тоже время это вовсе не означает, что необходимо исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, гаджеты несут в себе серьёзную опасность.
Забери у дитя телефон,
Поговори с ним о рыбках и птичках.
Поиграй во дворе с ним в футбол,
Костер разведи, не используя спичек.
Гораздо проще сунуть планшет
В детские руки, не державшие палок.
Пока занят ребенок, скорей в интернет,
Ведь «лайки» важнее пряток и салок.
Дети сегодня не знают совсем
Что делать с луком, с рогаткой.
Кроме игр-онлайн, других нет. И
Зачем нужны шалаши и палатки,
«Царь горы», на санках катание?
Игр «живых» миллион.
Подари ребенку воспоминания,
Забери у дитя телефон!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка
Мелкая моторика как один из основных способов влияния на речь дошкольника.Статья для воспитателей детских садов....
Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»
Цели семинара:1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей ...
Анкета для родителей “ Влияние театральной деятельности на речевое развитие ребенка”
Выявить компетентность родителей в речевом развитии ребенка....
Доклад на тему "«Влияние современных телекоммуникаций на полноценное развитие ребенка - дошкольника»
. В современном обществе идет борьба на тему «Дети и телевидение, интернет"...
Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.
Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он и...
Влияние гаджетов на речевое развитие ребенка
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер.Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не...
Влияние современных гаджетов на речевое развитие детей дошкольного возраста
Влияние современных гаджетов на речевое развитие детей дошкольного возраста...