Мастер-класс «Волонтёрство - жизнеспособная и эффективная форма общения в детской среде».
методическая разработка
Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросе значения волонтёрского движения в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Волонтёрство - жизнеспособная и эффективная форма общения в детской среде».
Старший воспитатель:
Е.К.Трапезина
- Добрый день, уважаемые родители! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс.
Тема мастер-класса: «Волонтёрское движение – жизнеспособная и эффективная форма общения в детской среде».
Цель мастер-класса «Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросе значения волонтёрского движения в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
Расширить знания участников мастер-класса о значении волонтёрского движения в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Cформировать мотивацию к участию в волонтёрском движении.
Этапы мастер – класса:
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).
Актуальность
Большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Над духовными ценности доминируют материальные, у детей часто искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому одной из главных задач современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это круг деятельности, включающий в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо людей.
Волонтёрство – это одна из новых, но доказавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Работа волонтёра сплачивает в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
А кто же такой волонтёр?
Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство – это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Цель работы с детьми - развитие духовно - нравственных качеств личности дошкольников
задачи:
1) развивать навыки общения детей;
2) воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
3) способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка;
4) учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
5) расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
6) дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
7) вовлечение родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Работа ведется не спонтанно. На месяц составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат.
В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, мы выделяем 4 этапа:
Этапы:
1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров
2 этап. Формирование волонтёрского движения.
3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
этап | Название этапа | Содержание работы |
1 | Социально-психологическая подготовка волонтёров |
|
2 | «Формирование волонтёрского движения» | Дети волонтерское движение приняли с большим интересом. Сначала небольшая группа ребят больше остальных проявляли желание заниматься с малышами, готовить выступления и подарки для ветеранов. Другие присматривались. Но после того как волонтеры, очень гордые и довольные, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и стали принимать активное участие в работе.. |
3 | «Путешествие в мир добрых дел и поступков» | Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимым занятием волонтёров является игра с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре. Старшие ребята заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, комплексов утренней гимнастики. Оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно - ролевые игры. Изготовление подарков для малышей и ребят, которые первый раз пришли в детский сад, рассказы о том, какой замечательный у нас детский сад. Это способствовало формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
|
4 | «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий» | «Подарки ветеранам», «Приглашаем на концерт» ко Дню пожилого человека. «Игрушки малышам», «Георгиевская ленточка» ко Дню Победы, «Кормушка для птиц» совместно с родителями. У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям. Рефлексия. Каждый ребёнок оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, результативность работы, увлекательность и полезность. |
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей,– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Мы надеемся, наше движение продолжится, но уже сейчас можно заметить развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиваются представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые помогали своим детям в этом росте.
Практическая часть
Каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.
(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):
- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе, то похлопайте в ладоши.
- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.
- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
- Считаете ли вы, что волонтёр имеет возможность испытать чувство, что он кому-то нужен, то похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что волонтёр проявляет толерантность к мнению других людей, то помашите рукой.
- Если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
- Если вам нравится идея работы с детьми в данном направлении, улыбнитесь!
Спасибо. Этот тест – способствовал раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению, а с другой стороны – обратил ваше внимание, что нам очень важны такие духовные качеств человека, как доброта, милосердие.
А сейчас, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок.
С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые и не очень поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.
Мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера.
Приглашаю вас взять по одному листку с правилом, зачитать его и объяснить, как вы понимаете….
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Эта Игра способствует пониманию собеседника, а также формирует правил деятельности в рамках волонтёрского движения.
Куклы готовы первой о своей кукле расскажу я.
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он яркий, жизнерадостный. Самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
(Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка.) Последний дает описание куклы из черных ниток.
Этот человечек появился на свет из ниток черного цвета. Он злой, малообщительный, ему трудно среди других людей. У него нет друзей, ему одиноко.
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Конечно, да. Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.
Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.
Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, и окружали человечка из чёрных ниток.
(Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров»).
Рефлексия
Волонтёр всегда протянет руку помощи. А теперь предлагаю вам помочь нам. Прошу вас протянуть нам руку помощи.
Материалы: листы цветной бумаги, ручки и ножницы.
Все мы в детстве любили обводить свои ладошки. Сейчас нарисуйте свои ладошки на бумаге и напишите на них, какими же качествами должен обладать волонтёр.
Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.
Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом?
Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.
По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: деятельности волонтёров (правила). 2) Каким качеством должен обладать волонтёр? 3) Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
Какое слово получится по горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению (волонтёры)
1. п | |||||||
р | 3. ж | 2.а | |||||
а | е | к | |||||
в | о | л | о | н | т | ё | р |
и | а | и | |||||
л | н | в | |||||
а | и | н | |||||
е | о |
У вас на столах лежат кружки разного цвета. Зелёный обозначает, что мастер класс произвёл на вас благоприятное впечатление и вам всё понятно. Красный - у вас остались вопросы по данной теме.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента попробуем делать только добро друг другу, Пробуйте. И у вас все получится!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Эффективные формы общения воспитателя с родителями воспитанников"
Цель данной презентации: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать сов...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Диспут- как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения
Формы и методы работы с родителями...
"Говорящая стена"-как одна из эффективных форм по поддержке детской инициативы
quot;Говорящая стена"-это инструмент, который позволяет необходимым образом изменять предметно-пространственную среду, это своеобразный живой экран....
Мастер-класс для родителей по теме «Организация «Утреннего круга» как формы общения в детском саду»
Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения....
Диспут, как эффективная форма общения с семьей
Диспут – (лат. – спорю) – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении по разрешению спорной проблемы путем публичного спора. Диспут организуетс...
Мастер-класс «Волонтёрство - жизнеспособная и эффективная форма общения в детской среде».
laquo;Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросе значения волонтёрского движения в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста....