ЕСЛИ У ВАС В СЕМЬЕ РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
консультация
Рекомендации и информация для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_u_vas_v_seme_rebenok_s_tyazhelymi_narusheniyami_zreniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ У ВАС В СЕМЬЕ РЕБЕНОК С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ:
РАЗГОВАРИВАЯ С РЕБЕНКОМ...
Рассказывайте, кто с ним говорит.
Обращаясь к ребенку, называйте его по имени.
Говорите с ребенком перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто-нибудь неожиданно прикоснется к нему.
Если Вы намерены отойти от ребенка, предупредите его об этом.
РАССКАЗЫВАЯ ЧТО-ЛИБО...
Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду.
Давайте ему возможность ощупывать предметы руками, нюхать, пробовать на вкус, слушать, и таким образом получать информацию с помощью разных анализаторов.
Чтобы ребенок не путал разные понятия, объясняйте ему, что щупать можно не все, что видно, и видно не все, что можно осязать.
По возможности применяйте наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т. п.)
Называя разные направления в пространстве и расположение предметов в нем, употребляйте слова и определения как можно более конкретные. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как “там”, “далеко”, “тут” и т.п. Употребляйте слова “смотреть” и “видеть”. Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера, как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.п.
УЧИТЕ РЕБЕНКА ОСЯЗАНИЮ
Стимулируйте желание ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов.
Когда Вы показываете ребенку что-либо, управляйте его руками, накладывая на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.
Приучайте ребенка обследовать предметы систематически, с применением способа “вспомогательной и активной руки” (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).
Предупреждайте желание ребенка дотронуться до чего-то теплого, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира
Стойте за ребенком, когда учите его какому-то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если Вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его.
Постоянно рассказывайте ребенку, чем вы занимаетесь, что происходит вокруг. Употребляйте знакомые ему слова, постепенно расширяя его словарный запас.
Не оставляйте ребенка-инвалида по зрению одного в незнакомом месте.
СТИМУЛИРУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
Разрешайте ребенку действовать самостоятельно, укрепляя усвоенные им навыки, по возможности создавая при этом безопасные ситуации
Держите предметы на строго определенных местах. Разрешайте ребенку самостоятельно ходить за вещами и возвращать их на свои места. Рассказывайте ему, если вы переставили что-либо на другое место.
Давайте ребенку возможность самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Говорите, где они находятся. Например, мел справа, рядом с твоей ногой.
Обучайте ребенка такому способу отыскивания, как изогнутое движение руки от себя.
Когда Вы занимаетесь с ребенком за столом, используйте устойчивые подставки, например, подносы и миски. Когда ребенок “рассматривает” руками, что находится на столе, он легко разбрасывает и перемешивает вещи.
Рисуйте для слепого ребенка выпуклые контуры картинок, например, клеем.
Если у ребенка есть остаток зрения, используйте его, применяя цветные контрасты, увеличенные изображения, усиленное освещение и т.д.
Давайте ребенку возможность и время на то, чтобы он добивался положительных результатов и укреплял усвоенные им навыки. Хвалите и поощряйте ребенка.
Главное средство коммуникации - это речь. Однако во многом на ее восприятие влияют неречевые средства: мимика и жесты. Поведение окружающих людей имеют большое значение для развития коммуникативной деятельности незрячего ребенка. Оно либо стимулирует ребенка к общению, либо заглушает его желание общаться.
Эмоции родителей, вызванные зрительной аномалией ребенка, могут повлиять на взаимоотношение между ними. На попытки ребенка общаться (он неподвижно прислушивается, делает движения, издает звуки и т. д.) следует отвечать, доброжелательно откликаться.
Побуждайте ребенка к диалогу.
С одной стороны, запас слов ребенка может быть меньше, чем у зрячих ровесников, а с другой стороны, ребенок может употреблять какое-либо слово или предложение в неправильном контексте.
Ребенок может употреблять слова и выражения, которые слышал, не понимая, какое значение они в действительности имеют.
Ребенку бывает трудно понимать значение местоимений, на какие разряды они делятся, например “я”, “ты”, “он” “она”.
В описании последовательных событий следует употреблять простые, точные выражения. Нужно учитывать возраст и стадию развития ребенка.
Как развивается ребенок?
Ребенок с нарушениями зрения - это прежде всего ребенок. Основное для развития ребенка - чтобы он действовал самостоятельно, приобрел такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Кроме того, важно возбудить в ребенке любопытство к окружающему миру.
Социальные навыки
Важно, чтобы ребенок много участвовал в повседневных занятиях семьи и, таким образом, имел представление о том, как, в какое время и каким образом происходят те или иные события. Затем он будет воспроизводить эти занятия в своих играх.
У ребенка может быть в семье “свое задание”, соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку ребенка, и у него появляется желание справляться с более сложными заданиями.
Ребенка могут интересовать другие игры, чем зрячих детей. Он может действовать медленно в быстро проходящих играх.
Часто он поддерживает контакт с другими людьми речью, так как не может устанавливать зрительный контакт. Поэтому основная задача родителей - вызвать у ребенка интерес к другим детям и их играм.
Познавательные навыки
Чтобы овладеть познавательными навыками, ребенку нужно использовать все сохранные анализаторы: необходимо научиться воспринимать информацию с помощью слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Слепой ребенок должен понимать, что какой-то предмет существует, хотя его нельзя пощупать и он не издает звуки. Кроме того, ребенок должен научиться определять места расположения предметов и отыскивать исчезнувшие вещи.
Уточняйте, что ребенок правильно связывает свои восприятия одно с другим, а также со своими знаниями.
Благодаря ориентировке на своем теле, а также с помощью движений развивается способность понимать отношения между причинами и следствиями, формируется представление об окружающем пространстве, например, о том, как предметы перемещаются и как изменяются их соотношения и отношение предметов к пространству.
У незрячего ребенка существует большая потребность в словесном описании и конкретном ознакомлении с предметами и местами, в то время, как зрячий ребенок видит их на расстоянии или на картинках. Требуется поддержка, чтобы у ребенка сформировалась правдивая картина мира.
Язык и взаимоотношения
Коммуникация - это взаимные отношения между людьми. Для развития ребенка важно, чтобы как можно раньше между ним и окружающими его людьми установились хорошие взаимоотношения. Тогда ребенок может доставлять радость взрослым.
Маленький ребенок выражает желание общаться подражая звукам и мимике.
Взрослые должны давать ребенку возможность играть и дружить с другими детьми.
Хорошо, чтобы каждому ребенку поставили одинаковые границы (как дома, так и в детском саду) и незрячий ребенок имел те же права и обязанности, что и остальные дети. Конечно, в этом следует учитывать возраст и навыки ребенка.
Зрение
Каждый слабовидящий ребенок видит по-своему. Ребенку полезно использовать даже маленький остаток зрения. Сохранные анализаторы дополняют зрительное восприятие.
Поскольку зрительное восприятие ребенка бывает ошибочным и недостаточным, важно, чтобы окружающим людям было хорошо известно, как он видит.
В окружении ребенка важно уделять внимание освещенности и применять контрастные цвета.
Для маленького ребенка составляется индивидуальный план зрительной реабилитации. С его помощью родители вместе с офтальмологом и коррекционным педагогом могут помогать ребенку тренировать зрение.
Компенсаторные навыки
Поскольку с помощью зрения ребенок получает недостаточно информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Особенно важно систематически уделять внимание обучению этим навыкам.
Ребенок начинает чутко реагировать на слуховые импульсы и становится более восприимчивым к запахам.
Ребенка нужно стимулировать к изучению ближайшей окружающей среды на ощупь, развивать мелкую моторику. Так создаются хорошие предпосылки для обучения системе Брайля.
Чтобы двигаться самостоятельно, упруго, без страха, ребенку необходимо овладеть навыками в разных областях.
Частое появление навязчивых движений можно предотвратить многообразными играми и физкультурными занятиями.
Навыки самообслуживания
Возможность и упражнение - это ключевые слова в обучении навыкам самообслуживания. То, чему ребенка обучают, следует разделять на небольшие объемы. Кроме того, требуется много времени и терпения. В связи с тем, что у взрослых часто бывает много дел, возникают стрессовые ситуации. Взрослым иногда тяжело требовать от незрячего ребенка самостоятельности, им “легче” сделать что-то за ребенка самим.
В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогических метода: 1) Всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку, ставя руки на его руки. 2) Рассказывайте, что вы делаете. Старайтесь употреблять внимательно подобранные, предельно точные слова с описательным значением.
Мелкая моторика
Для развития мелкой моторики имеет особое значение осязательный анализатор. Для того, чтобы упражнять мелкие мышцы рук, можно использовать повседневные ситуации (ребенок застегивает пуговицы, обследует жука и т. д.).
Прием “рука на руке” - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам.
Ребенок может легко держать предметы под рукой, например, на подносе .
Общая моторика
Так как ребенок не видит, у него нет потребности поднимать голову и держать ее высоко, протягивать руку к игрушке, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Иными словами, природный интерес к передвижению теряется. Необходимо этот интерес в ребенке развивать. Важно включать упражнения в бытовые занятия и игры. Это гарантирует достаточный повтор упражнений. Ребенку нужно иметь такой же опыт, какой имеют зрячие дети - это одна из основных предпосылок обучения навыкам общей моторики. Важно, чтобы ребенку было весело и он смог бы достичь положительных результатов.
Хорошие элементарные навыки ориентировки (передвижение, ориентировка на собственном теле и пространственная ориентировка) создают основу навыков ориентировки молодого и взрослого незрячего человека: он способен ориентироваться самостоятельно, безопасно, эффективно и целесообразно в разных средах.
Ребенку помогает передвигаться даже маленький остаток зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семья ребёнка с нарушением зрения"
Модели семейных взаимоотношений с детьми с нарушением зрения, позиции родителей к своему ребёнку....
Если в семье растет ребенок с нарушением зрения
Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе....
«Воспитательная среда ДОУ и семьи в начальной социализации ребенка с нарушением зрения».
Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.Наша роль заключается в том, чтобы помочь семье выбрать п...
Консультация для воспитателей и родителей "Ребенок с нарушением зрения в семье"
Консультация для воспитателей и родителей...
Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения
Содержание Введение………………………………………………………&helli...
"Как воспитывать ребенка с нарушением зрения дома, в семье"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24618017","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 242px; width: 300px;"}}]]...
Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"
в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...