"Как воспитывать ребенка с нарушением зрения дома, в семье"
консультация
Предварительный просмотр:
В настоящее время из года в год всё больше и больше растёт количество детей, имеющих нарушения зрения. Перед многими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома?
Чем и как ему помочь?
Эмоциональное общение с мамой и папой, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка необычайно важны для ребёнка с нарушением зрения. В тоже время не стоит чрезмерно опекать ребёнка, предупреждать любое его желание. Когда же возможности ребёнка переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить — результат аналогичен предыдущему: ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Постарайтесь выработать у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности, например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Навыки, приобретённые путём неоднократных повторений, автоматизируются – это даёт ребёнку возможность выполнять их самостоятельно. Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретает ребёнок, чем больше узнаёт он о предметах и явлениях окружающего мира в дошкольном возрасте, тем легче будет ему адаптироваться к новым условиям и требованиям будущей школьной жизни.
У слабовидящих дошкольников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами. Для организации обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве большое место следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям. Родители, желающие оказать помощь своим детям, могут проводить такие игры в условиях семьи.
Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:
- взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий;
- необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;
- важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, но под контролем взрослых. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними.
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.
Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса.
Не забывайте: развивайте ребенка, играя с ним!
Ваш ребенок самый замечательный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем занять ребенка с нарушением зрения дома? Учитель-дефектолог, Дукова М.Н.
Рекомендации родителям по развитию воспитанников с нарушением зрения в домашних условиях...
Если в семье растет ребенок с нарушением зрения
Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе....
«Воспитательная среда ДОУ и семьи в начальной социализации ребенка с нарушением зрения».
Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.Наша роль заключается в том, чтобы помочь семье выбрать п...
Консультация для воспитателей и родителей "Ребенок с нарушением зрения в семье"
Консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для родителей "Если в семье воспитывается ребенок с нарушениями речи"
В данной консультации представлены общие правила для родителей по формированию полноценной речевой среды...
Как воспитывать ребенка с нарушением зрения
Материал для родителей...
«КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
Материал для родителей детей с нарушением зрения...