Развитие самосознания дошкольника
статья (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samosoznaniya_doshkolnika.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию самосознания личности дошкольника
(автор-составитель воспитатель Гаврилова Светлана Викторовна)
Настоящая программа предназначена для работы воспитателя с группой детей 6 лет. Используемый метод – тренинговые занятия (всего 6 занятий, длительность одного занятия составляет- 1,5 часа), по формированию положительных взаимоотношений детей. Специальный отбор в группу – не требуется. Количество человек – 15. Условия работы: просторный, хорошо проветренная комната или зал, а так же необходимо наличие магнитофона и кассет с мелодичной, успокаивающей музыкой. Необходимые материалы, для проведения всех, тренинговых занятий: листы бумаги, размером А3 или больше; восковые мелки; фломастеры; карандаши; пустые коробки из-под обуви или небольшие куски ковролина; 5 пластиковых бутылок из-под воды по 1 л, 5 конфет в фантике, 10-15м шерстяной пряжи; два небольших предмета (например: губка, карандаш); 16 печенье и 8 салфеток; небольшой ящичек и 16 карточек красного цвета, и столько же карточек белого цвета.
Цель программы: Развитие самосознания личности дошкольника:
I-занятие. Настроение
1. Прогноз погоды.
Задачи: С помощью этого упражнения воспитатель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души каждого человека.
Материалы: бумага и восковые мелки.
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с собой, Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случиться такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать товарищам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет ясно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце светит уже вовсю.
Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в группах более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.
2. Спустить пар.
Задачи: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и воспитателями. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в группе не образовывались кланы и группировки.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «спустить пар». Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердиться. Пожалуйста обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты».
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне ненужно «спускать пар».Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
3. Датский бокс.
Задачи: С помощью этой игры Вы можете показать детям, что агрессия может быть и конструктивна.
Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?
Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем, сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный – к его безымянному, ваш средний – к его среднему пальцу, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным способом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и насчет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?
II – занятие. Как добиться успеха?
1. Стряхни.
Задачи: Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы переносим в себе маленькие и большие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся водя брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 20-60 секунд.)
2. Круг силы.
Задачи: Развитие уверенности в себе.
Инструкция: Представьте себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освящает тебя мягким светом. Ты стоишь в кругу золотого света, и он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, вплоть до самых кончиков пальцев рук и ног. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным.
Ты можешь представить свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе. Ты сможешь увидеть эту картинку с золотым светом вокруг тебя вновь, и этот свет охранит тебя, согреет и наполнит свежими силами.
Ну а теперь напрягись, потянись и открой глаза.
3. Внимательность.
Задачи: Очень полезно уметь концентрировать внимание разными способами и научиться конкретным способам организации своего рабочего пространства.
Инструкция: Я хочу показать вам несколько способов концентрации внимания. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха…
Представь себе, что ты сидишь за письменным столом у себя дома и собираешься делать что-нибудь. Теперь представь себе, что ты слышишь или видишь что-то, что отвлекает тебя. Чтобы это тебе не мешало, ты можешь себе представить защитный щит между собой и тем, что отвлекает тебя. Может быть, этот щит будет сделан из желтого волшебного стекла, сквозь которое почти не проникает никакой шум. А еще ты можешь представить себе красочные рамки вокруг твоего учебника или тетради. Это поможет тебе сконцентрировать внимание на своей работе, когда ты читаешь, пишешь или решаешь задачи. Кроме того ты можешь представить некоторые другие вещи, которые помогут тебе избавиться от помех. Хочешь чтобы у тебя был сверхсильный телохранитель, который мог бы схватить своими мощными руками все ненужные шумы и стереть их в порошок? Сейчас ты можешь придумать себе средство, которое поможет защитить твое рабочее место от помех. (1 минута.)
Теперь открой глаза. И так, что ты будешь представлять себе, когда захочешь не отвлекаться от дела?
4. Звучащая сила.
Задачи: Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм.
Инструкция:
- Энергия из звука «Аааааа»
Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Аааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают все ощущения утомления, скуки, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук «Аааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью …. (1 минута.)
- Энергия из звука «Ииииии»
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите себе руку на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Ииии». Постарайтесь почувствовать как ваша голова начнет дрожать от этого звука … А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной серены, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Оооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.
III – занятие. Продолжение II – занятия (Как добиться успеха?).
1. Растянись.
Задачи: С их помощью мы помогаем детям понять, что они могут достать те вещи, которые находятся вне пределов их досягаемости в обычных условиях.
Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух.
Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках комок глины. Начните разминать его, старайтесь, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам для этого понадобиться вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.)
Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы захотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала скатайте его снова в мягкий шар. (2-3 минуты) Имеет смысл переходить от ребенка к ребенку и смотреть, как выполняется задание.
Наклонитесь и прикоснитесь к полу… Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь в другую сторону?
А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины?
Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара… (1-2 минуты)
Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотите достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую компьютерную игру или играть на ударных инструментах… Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности… (1-2 минуты.)
А теперь немножко потрясите головой, откройте глаза и вернитесь на свои места.
Анализ упражнения:
- Что чувствовало твое тело, когда ты вытягивал его?
- Смог ли ты почувствовать, что твое тело стало немного больше?
- Какую цель ты себе представил?
- Что потребовалось тебе для того, чтобы достичь эту цель?
- Что ты ощущал, когда достиг этой цели?
- Почему легче всего достичь именно ту цель, которую очень точно себе представляешь?
2. Без ложной скромности.
Задачи: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе.
Материалы: Большой лист бумаги (размера А3 или больше) и восковые мелки.
Инструкция: Обычно всем людям нравиться, когда их хвалят. Чья похвала нравиться вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?
Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме.
Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в рамку.
По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат группы и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по группе, обращаясь к конкретным детям, и каждую новою фразу говорил новому ученику.
Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.
3. Хвасталки.
Инструкция: Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя» Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, вед для этого требуется гораздо больше мужества.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?
IV – занятие. Учимся сотрудничеству.
1. Трио.
Задачи: Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научится синхронизировать свои движения с движениями других детей.
Материалы: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски ковролина.
Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решаю которую, вы может показать, насколько хорошие вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала мне понадобиться три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из под обуви,. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки. Теперь все троя должны пройти несколько метров.
Когда первая тройка успешно справиться с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересней выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников.
Анализ упражнения:
- Как вам понравилась эта игра?
- Что вам было труднее всего?
- Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом.
2. Конфета в бутылке.
Задачи: В этой игре для достижения результата детям необходимо точно согласовывать друг с другом тонкие движения рук. Игра проводится в группе из 3х человек.
Материалы: Каждой тройке детей понадобится одна литровая пластиковая бутылка из-под воды, одна конфета в фантике и 2.5 метра шерстяной пряжи. Для каждой тройки свяжите узлом три отрезка шерстяной нити по 50 см. с одним отрезком длинной в 1 метр привяжите к свободному концу само длинной веревки конфету, завернутую в фантик.
Инструкция: Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити весит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы недолжны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: «У нас получилось»
По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу вместе? После этого можно составить новые тройки, может быть из детей, которые меньше всего взаимодействовали друг с другом.
Анализ упражнения:
- У вас была хорошая команда?
- Что для тебя было самым тяжелым в игре?
- Как вы договаривались друг с другом?
- Что привело вас к успеху?
3. Рисунок в два этапа.
Задачи: В этой игре взаимодействие детей друг с другом разнообразно. Материалы: Каждой паре детей нужен большой лист бумаги (лучше всего ватман) и фломастер. У каждой пары должен быть фломастер своего цвета.
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам 2 минуты, чтобы вы попутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана.
А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картинку из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом (10 мин).
У вас осталась еще одна-две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как вы его назовете.
Пусть каждый покажет свой рисунок остальным.
Анализ упражнения:
- Понравилось ли тебе рисовать с закрытыми глазами?
- Каким образом ты находил общий язык со своим партнером, когда у вас были закрыты глаза? Говорил ли ты с ним?
- Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?
- Как ты сотрудничал со своим партнером?
- Насколько ты доволен вашим рисунком?
V – занятие.
1. Двое с одним мелком.
Задачи: В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом.
Материалы: Каждой паре нужен один большой лист бумаги (формат а3) и один восковой мелок, в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов учеников).
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картинку. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы недолжны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть как он себя ведет, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз – вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три- четыре минуты времени. Как закончится музыка заканчивайте свою работу и вы.
По завершении игры попросите команды показать изображения.
Анализ упражнения:
- Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?
- Сложно ли было вам рисовать молча?
- Пришел ли ты со своим партнером к единому мнению?
- Трудно ли было тебе оттого, что изображение постоянно изменялось?
2. Один и вместе.
Задачи: В ходе этого упражнения дети получают опыт как индивидуальной, так и совместной работы.
Материалы: Для каждой пары детей большой лист бумаги (формат А3) и восковые мелки.
Инструкция: Подумайте, с кем из группы вам уже доводилось что-нибудь делать вместе… Не произносите ответа вслух… А теперь подумайте, с кем из группы вы до сих пор вообще ничего не делали, либо это было очень редко… Сейчас вам будет нужно вместе с партнером нарисовать рисунок. Решайте сами, хотите ли вы, что бы вашим партнером стал тот, с кем вы уже сотрудничали раньше, или же вы хотите попробовать, как у вас пойдет совместная работа с учеником, с которым вы еще не сотрудничали…
Теперь разбейтесь на пары так, как вы решили…
Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги. Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете нарисовать на своем краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас 5 минут.
А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа. Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У вас есть две минуты, чтобы спланировать будущий рисунок.
Можете начинать совместно рисовать в центре своего листа. Если хотите разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь придти к решению, которое устроит вас обоих, чтобы дальнейшее рисование доставило удовольствие каждому из вас. У вас на это десять минут.
После этого все группы представляют свой результат.
Анализ упражнения:
- Легко ли для тебя рисовать вместе со своим партнером?
- Доволен ли ты вашим совместным произведением?
- Что тебе понравилось больше: сотрудничество с партнером или твоя собственная, индивидуальная работа? А что было труднее?
- Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнером? Почему ты так думаешь?
3. Пчелы и змеи.
Задачи: Детям очень нравиться эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.
Материалы: Губка и карандаш.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно на две примерно равные по размеру команды. Те, кто хочет стать пчелами, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из группы и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в группе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен найти ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжж… Чем ближе король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшш… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассеяться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая его при удалении от цели. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
- Твоя группа хорошо помогала королю?
- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
- Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
- Как змеи взаимодействовали друг с другом?
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в этой роли?
- Ты остался доволен своими подданными?
- Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?
VI – занятие. Повышаем самоуважение.
1. Что я люблю – чего я не люблю.
Задачи: В ходе этой игры дети могут выразить свои ощущения и высказать окружающим свою точку зрения.
Материалы: Бумага и карандаш – каждому ученику.
Инструкция: Возьми чистый лист бумаги, напиши на нем слова «Я люблю…», а дальше можешь писать о том, что ты любишь: о делах, которые тебе приятно делать, о том, что любишь есть, пить, о том, во что ты любишь играть, о людях, которые тебе нравятся и так далее… (10 минут)
Теперь выбери из этого списка что-то одно и нарисуй это. Напиши несколько предложений о том, почему тебе это нравиться… (10 минут)
Возьми еще один лист бумаги, напиши сверху листа слова «Я не люблю…», а ниже перечисли все, что ты не любишь… (5 минут)
Теперь снова выбери одну из перечисленных тобой вещей и нарисуй ее на своем листе. Допиши еще несколько предложений о том, почему тебе не нравиться то, что ты нарисовал… (10 минут.)
После этого дети представляют группу то, что у них получилось.
Анализ упражнения:
- Что тебе нравиться больше всего?
- Что тебе не нравиться больше всего?
2. Кто я?.
Задачи: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.
Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему автопортрет. Нарисуй картинку, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «меня зовут Валера» (10 минут.)
Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:
Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост – 135 см.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.
(5 –10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)
Анализ упражнения:
- Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
- Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?
- Насколько тебе понравилась эта игра?
- Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
- Чье стихотворение понравилось больше всего?
3. Приятные воспоминания.
Задачи: Очень важно, чтобы дети научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни.
Материалы: Бумага и карандаш, восковые мелки.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
С каждым выдохом ты можешь чувствовать, что становишься все легче и легче… Постарайся почувствовать себя так, как будто ты паришь в воздухе… Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайся почувствовать, как ты наполняешься ощущением легкости и света. Задержи на мгновение дыхание на вдохе… А теперь выдохни сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями. (15 секунд)
А сейчас представь себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представь себе, что с каждым своим вдохом ты вдыхаешь солнечное тепло, с каждым вдохом ты чувствуешь, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и ты становишься все легче и легче, все светлее и светлее.
Теперь ты легко сможешь вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Постарайся вспомнить такой момент, когда ты был абсолютно счастлив… Вспомни такой день, когда ты пережил нечто, что хотел бы повторят вновь и вновь. Ты был счастлив и доволен. Представь себе все это событие во всех его деталях, так, будто это происходит непосредственно сейчас.
Постарайся отметить, что ты переживаешь в этом счастливом воспоминании. Ты сейчас один или вместе с кем-то? Что ты при этом ощущаешь? Что ты видишь, что слышишь? Что ты делаешь в это время? А другие? (30 секунд)
А теперь ты можешь вернуться снова к нам в группа бодрым и отдохнувшим. Сохрани это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.
Анализ упражнения:
- Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни?
- Что ты делал?
- Кто-нибудь был рядом с тобой?
- О чем тебе было вспоминать легче всего?
- Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении?
- Какие части тела лучше всего помнят об этом событии?
- В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, неприятных вещах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие патриотического самосознания дошкольников Непосредственно образовательная деятельность "Поезд добродетелей""
Непосредственная образовательная деятельность направленна на развитие патриотического самосознания дошкольников через развитие умения определять эмоции и качества человека. Построено в форме путешеств...
Развитие патриотического самосознания дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность "Поезд добродетелей""
Непосредственная образовательная деятельность направленна на развитие патриотического самосознания дошкольников через развитие умения определять эмоции и качества человека. Построено в форме путешеств...
"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....
Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание
Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших....
Консультация для педагогов "РАБОТА С ДОСТИЖЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ."
Презентация достижений воспитанников, как мощный инструмент мотивации дошкольников к проявлению самостоятельности, повышению самооценки является одним из условий формирования самосознания и становится...
Самосознание дошкольников с задержкой психического развития.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования самосознания у детей с задержкой психического развития. Предоставлены результаты сравнительного исследования самосознания у детей с ЗПР и с нормой в р...
«Экологическое воспитание у дошкольников как развитие самосознания»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека....