"Лэпбук, как средство формирования и системного мышления детей".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Минакова Светлана Юрьевна.
Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_sredstvo.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

«Лэпбук» как средство формирования системного мышления детей дошкольного возраста»

       Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно  – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим  пособием  – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

        Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

         Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

          Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

       Во-первых,  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

       В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

       В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как :

-умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования Лэпбуков:

• ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию,

• структурирует большой объем данных,

• побуждает интерес у детей к познавательному развитию,

• может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым,

• развивает креативность и творческое мышление,

• простой способ запоминания,

• объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

Тема

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем-то это будет гораздо продуктивнее.

План

После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Например, вот мой план для лэпбука к 1 сентября:

1.Познакомить ребенка со школьными понятиями: терминология, названия и имена.

2.Познакомить ребенка с правилами школьной жизни (дисциплина и т.п.).

3.Поговорить о безопасном пути от дома к школе.

4.Портфель школьника - что и для чего нужно, а что не нужно: сортировка.

5.Дать материал по празднованию 1 сентября и организации учебного процесса в других странах мира.

6.Дать понятие о том, что ждет на первых уроках в школе с помощью образцов учебников (для интереса - старинных, из детства пап и мам).

7.Для развития речи - пословицы.

8.Для поддержки интереса - календарь ожидания 1 сентября.

Макет

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.

Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.   Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

      В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

     Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

На мой  взгляд, лэпбук –  это эффективная технология дошкольного образования.

     А еще лэпбук очень мобильная система и можно дать эту папку так сказать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с использование лэпбука....

Презентация "Лэпбук как средство формирования элементарных математических способностей детей дошкольного возраста"

Лучше всего дети получают и запоминают математические знания через игру. Очень увлекательно, если это можно сделать, взяв в руки небольшую книгу с большим содержанием каких-то манипуляций, интересных ...

Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...

Презентация на тему "Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Лепбук изготовлен из двух папок для дипломных работ. Обклеен обычной бумагой с напечатанными картинками...