Кто такой психолог в детском саду
консультация по психологии
О работе педагога-психолога в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._kto_takoy_pedagog-psiholog_v_detskom_sadu.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог в детском саду.
Задачи и функции психолога в детском саду
Психолог в детском саду – это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.
Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.
Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации.
К этой — второй — группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.
Как работает педагог-психолог
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.
Цель работы - обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития, воспитания и обучения ребенка на всех этапах дошкольного детства в условиях ДОУ.
Задач в работе психолога несколько:
- содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
- содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей;
- оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям родителям и педагогом в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе;
- взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
- способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.
Формы работы педагога-психолога:
• индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);
• психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)
В каких направлениях работает детский психолог:
- Детское индивидуальное психологическое консультирование;
- Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
- Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
- Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает детский психолог:
- Социальные ситуации (адаптация к детскому саду, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, сексуальное или психическое насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.);
- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство и т.д.;
- Страхи и тревожность ребенка;
- Проблемы адаптации;
- Проблемы общения со сверстниками;
- Патологические привычки (кусает или грызет ногти, сосет палец или предметы, онанизм и т.д.);
- Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
- Задержка психического развития, аутизм и др.;
- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
Основные направления деятельности психолога ДОУ.
1. Диагностика - помогает наметить индивидуальный путь развития для ребёнка.
Способности не одинаковы, темп развития тоже. Важно выявлять ресурсы и слабые стороны в развитии ребёнка. Важно учитывать индивидуальные особенности детей.
Диагностика проводится в форме разнообразных тестовых заданий, а также наблюдения за детьми в процессе занятий, игр и других видах деятельности. Психологи диагностируют познавательное развитие, личностное, а также эмоциональные особенности детей.
2. Организация развивающей среды, разработка и проведение развивающих занятий (как в групповой, так и в индивидуальной форме)
На основании выявленных особенностей развития и трудностей составляется развивающая программа для отдельного ребёнка или же подгруппы детей. Например, проводятся подгрупповые занятия для развития коммуникативных навыков или же тренинг развития внимания.
Психолог ДОУ использует в своей работе элементы игровой терапии, арт-терапии, образовательной кинестетики и песочной терапии.
3. Индивидуальное и семейное консультирование
Психолог также консультирует родителей по вопросам детско-родительских и семейных отношений. Хорошо известно, что семейное благополучие – залог успешного и счастливого развития ребёнка.
Часто родители обращаются к психологу по поводу поведенческих проблем ребёнка (упрямство, агрессивность, робость, зажатость).
4. Просветительская работа
Психолог ДОУ проводит круглые столы, увлекательные тренинги для родителей и воспитателей по самым актуальным вопросам развития и воспитания детей. Также печатаются брошюры и памятки для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовая информация для родителей: "Психолог в детском саду"
Информация для родителей...
Неделя психологии в детском саду
Из опыта работы с детьми, родителями, педагогами...
Психолог в детском саду. Взаимодействие психолога с родителями
В презентации показаны разнообразные виды взаимодействия. От традиционных до инновационных....
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов»
Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду....
Конкурс детских рисунков "Психолог в детском саду" 2023г.
С целью популяризации деятельности педагога-психолога детских образовательных учреждениях и формирования у воспитанников сознательного отношения к личной психологической безопасности...
Журнал для родителей "Психолог и Я" выпуск № 1 «Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?»
Уважаемые родители! Этот журнал создан специально для Вас. Здесь вы сможете прочитать статьи по развитию ваших детей, надеюсь, что найдёте для себя ценные рекомендации и советы, а также узнаете актуал...