Кто такой психолог в детском саду
консультация по психологии

Алексеева (Соловьева) Марина Владимировна

О работе педагога-психолога в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._kto_takoy_pedagog-psiholog_v_detskom_sadu.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в детском саду.

Задачи и функции психолога в детском саду

Психолог в детском саду – это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.

Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации.

К этой — второй — группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

Как работает педагог-психолог

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.

Цель работы - обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития, воспитания и обучения ребенка на всех этапах дошкольного детства в условиях ДОУ.

Задач в работе психолога несколько:

  • содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
  • содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей;
  • оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям родителям и педагогом в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе;
  • взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
  • способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.

Формы работы педагога-психолога:

• индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);

• психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)

В каких направлениях работает детский психолог:

- Детское индивидуальное психологическое консультирование;

- Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;

- Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;

- Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;

- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.

 С какими проблемами работает детский психолог:

 - Социальные ситуации (адаптация к детскому саду, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, сексуальное или психическое насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.);

- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство и т.д.;

- Страхи и тревожность ребенка;

-  Проблемы адаптации;

-  Проблемы общения со сверстниками;

- Патологические привычки (кусает или грызет ногти, сосет палец или предметы, онанизм и т.д.);

- Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;

- Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);

- Задержка психического развития, аутизм и др.;

- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Основные направления деятельности психолога ДОУ.

 1.   Диагностика - помогает  наметить индивидуальный путь развития для ребёнка.

 Способности не одинаковы, темп развития тоже.  Важно выявлять ресурсы и слабые стороны в развитии ребёнка.  Важно учитывать индивидуальные особенности детей.

Диагностика проводится в форме разнообразных тестовых заданий, а также  наблюдения за детьми в процессе занятий, игр и других видах деятельности. Психологи диагностируют познавательное развитие, личностное, а также эмоциональные особенности детей.

2. Организация развивающей среды, разработка и проведение развивающих занятий (как в групповой, так и в индивидуальной форме)

 На основании выявленных особенностей развития и трудностей составляется развивающая программа для отдельного ребёнка или же подгруппы детей. Например, проводятся подгрупповые занятия для развития коммуникативных навыков или же тренинг развития внимания.

Психолог ДОУ использует в своей работе элементы игровой терапии, арт-терапии, образовательной кинестетики и песочной терапии.

 3. Индивидуальное и семейное консультирование

 Психолог также консультирует родителей по вопросам детско-родительских и семейных отношений. Хорошо известно, что семейное благополучие – залог успешного и счастливого развития ребёнка.

Часто родители обращаются к психологу по поводу поведенческих проблем ребёнка  (упрямство, агрессивность, робость, зажатость).

 4. Просветительская работа

 Психолог ДОУ проводит круглые столы, увлекательные тренинги для родителей и воспитателей по самым актуальным вопросам развития и воспитания детей. Также печатаются брошюры и памятки для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии в детском саду

Из опыта работы с детьми, родителями, педагогами...

Психолог в детском саду. Взаимодействие психолога с родителями

В презентации показаны разнообразные виды взаимодействия. От традиционных до инновационных....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов»

Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду....

Конкурс детских рисунков "Психолог в детском саду" 2023г.

С целью   популяризации деятельности педагога-психолога детских образовательных учреждениях и формирования у воспитанников сознательного отношения к личной психологической  безопасности...

Журнал для родителей "Психолог и Я" выпуск № 1 «Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?»

Уважаемые родители! Этот журнал создан специально для Вас. Здесь вы сможете прочитать статьи по развитию ваших детей, надеюсь, что найдёте для себя ценные рекомендации и советы, а также узнаете актуал...