Неделя психологии в детском саду
методическая разработка (старшая группа) по теме

Солтанова Елена Николаевна

Из опыта работы с детьми, родителями, педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы 63.5 КБ
Office presentation icon из опыта работы1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность с детьми второй младшей группы

 «Мы играли, танцевали»

Задачи:

  • формирование представления об игрушках, способах их изготовления;                                            
  • создание условий для развития и реализации творческих способностей в музыкальной драматизации;
  • воспитание доброжелательности, чувства сострадания.

Ход занятия

Педагог:   здравствуйте, ребята. Вас сегодня приветствует моя любимая игрушка – солнышко. (Солнышко по кругу здоровается с каждым ребенком, называя его по имени)

-Дети, а у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них.  (рассказы детей)

Педагог: молодцы,  ребята. Очень интересно рассказали о своих игрушках. А вы знаете, откуда берутся игрушки? (ответы детей)

Педагог: а еще игрушки можно  изготовить самим. Вот недавно ваши родители постарались, сделали своими руками много игрушек – целая выставка игрушек получилась, хотите посмотреть? (ответы детей) Тогда отправляемся в путь. А туда так не дойдешь, устанешь. Как же быть? Наверное, надо на чем-нибудь доехать. На чем же? Давайте поедем на поезде. Занимайте свои места.(Дети строятся «паровозиком»)

Паровоз, паровоз,

Он вагончики повез.

«Чу-чу-чу-чу,

Я колесами стучу!»

Паровоз  гудит, гудит, гудит:

У-у-у.

А потом притормозит:

Из вагонов выходите

И немножко отдохните.

Приехали!

Вот  мы с вами  и приехали на выставку игрушек. Посмотрите, сколько здесь разных игрушек.(Дети рассматривают игрушки, сколько их, какие они)
Дети, много игрушек знаете?
Сейчас их повстречаете.
Сядьте, деточки, рядком

Да послушайте ладком.

Отгадайте, кто сейчас

Здесь появится у нас?

Звучит музыка, передающая тяжелую походку медведя. Педагог показывает  игрушечного медведя с перевязанной лапой.

Педагог: только что это случилось с мишкой? ( ответы детей)

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Разбирается ситуация, как обидели мишку, как его можно пожалеть. Дети жалеют мишку, приглашают  остаться у них.  

Звучит музыка, это скачет зайчик. Дети рассматривают игрушку.

  Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Педагог: что случилось с зайкой? Как он промок? Как мы можем назвать его хозяйку?

Как можно помочь зайке? (ответы детей)

Педагог:  давайте  поиграем  с нашим зайкой.

Проводится игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

(Дети присаживаются на корточки и покачивают головами)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

(Дети хлопают в ладоши)

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок!

Надо зайке поскакать.

(Прыгают на двух ногах)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

Кто же испугал заиньку?

Играет музыка, педагог показывает игрушку – лису.

В лесу живет лисичка –

Рыжая сестричка.

Она подарки носит,

Какие дети просят.

Лиса предлагает детям забрать все игрушки, изготовленные родителями, в группу. Дети забирают игрушки.

Педагог: теперь нам пора в детский сад возвращаться. Садитесь в поезд, игрушки не забудьте. Поехали!            

Конспект семинара-практикума для родителей и детей 5-6 лет

«Играйте вместе с детьми»

Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного  благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

Семинар-практикум состоит из двух частей: теоретический блок и практический блок.

Количество участников: 10-12 человек.

Время проведения: 60 минут.

1 часть: теоретический блок

Теоретический блок проводится без присутствия детей.

В начале встречи педагог-психолог делает короткое вступление об актуальности темы практикума.

Педагог-психолог: большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом  в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков,  занятий по подготовке к школе, соответственно, все меньше времени отводится игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньше места в жизни детей.

Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Игра является действенной формой взаимопомощи. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Однако это вовсе не означает, что взрослым не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра действительно стала развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может творчески развивать дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, ролевая ситуация.

Данный  семинар – практикум  полезен и родителям, и детям.  Участие родителей в нем позволит повысить свою психологическую культуру, познакомиться с разными видами игр, используемых с детьми дошкольного возраста, и применить используемый опыт в общении со своим ребенком

Упражнение «Закончи предложение»

Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение.

Лист для ответов к упражнению «Закончи предложение»

Когда мой ребенок играет один, то …

Если мой ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то..

Ребенок любит играть с папой, когда …

Чаще всего мой ребенок играет ...

Любимая игра моего ребенка – это …

После выполнения упражнения зачитываются и обсуждаются ответы родителей.

2 часть: практический блок.

По окончании теоретической части приглашаются дети.

Упражнение «Знакомство»

Упражнение проводится совместно с родителями и детьми. Все участники садятся в круг, каждый кратко называет свое имя и с кем он находится здесь, например : «Меня зовут Коля. Я пришел с папой и мамой, бабушкой и дедушкой»,  «Меня зовут Ольга Васильевна. Я мама Коли». Дети и родители рисуют визитные карточки своей семьи.

Игра «Игры детства».

Предложить родителям вспомнить игры своего детства и поиграть всем вместе в них (подвижные игры).

Упражнение «Какую игрушку выбрал Ваш ребенок?»

Педагог –  психолог  заранее проводит опрос детей « Какую  игрушку ты выбираешь? Почему?».  Ответы детей заносятся в опросный лист. Детям предлагаются игрушки или картинки с их изображением. Теперь родители должны выбрать картинку или игрушку, но подумав о том, какую бы игрушку выбрал их ребенок. После произведенного выбора варианты детей и родителей сравниваются. Зачитываются высказывания детей о выбранной игрушке.

Пальчиковая игра «Домик»

Познакомить родителей и детей с пальчиковой игрой «Домик»

Под грибом – шалашик – домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены)

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик - домик.

В домике дощатый пол,

( ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем – дубовый стол.

( левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом – стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить  кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку)

И блины горой стоят-

Угощенье для ребят.

Игра – инсценировка сказки «Колобок»

Перед началом инсценировки между родителями распределяются роли, раздаются костюмы и шапочки героев. Психолог читает сказку, а участники выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая свои слова. Родители играют, дети смотрят.

Подведение итогов конкурса игр и игрушек, сделанных своими руками.

Педагог :  в начале месяца  мы объявили конкурс  игр и игрушек, сделанных своими руками. На конкурс поступило очень много работ. Замечательно, что в нем приняли участие мамы и папы, бабушки и дедушки, но самое главное – сами дети. На занятиях каждый ребенок рассказал о своей игрушке (как ее изготавливали, как в нее играть). После такой демонстрации дети могли поиграть все вместе. В течение месяца мы наблюдали за  реакцией детей на  данную  выставку – в какую игрушку или игру они хотели играть больше всего, учитывали эстетическую сторону изготовления, а также безопасность игры.

Педагог доводит до родителей результаты конкурса, желательно поощрить каждую игру или игрушку. Можно вручить памятные призы или именные сертификаты.                                                        

          Мастер – класс для педагогов  « Об игре и игрушках»

Цель : раскрыть педагогам значение игр и игрушек для развития ребенка;

-познакомить с традициями и формами игрового досуга детей и взрослых;

- создание благоприятного климата для взаимопонимания детей и взрослых.

Количество участников : 10 человек.

Время проведения :60 минут.

         Ход мастер – класса

1Организационная часть

Педагог: сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы наверняка замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно – ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника, через игру он познает мир.

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры :

-игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

- игра требует чувства меры и осторожности. Оно не должна быть излишне азартной.

- поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети – большие фантазеры.

- не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте . Добровольность – основа игры.

- заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья.

-помните, что состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

2 часть практическая

Упражнение «Ассоциации»

Педагоги получают задание нарисовать ассоциации, которые возникают у них при слове «игра».  После выполнения упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются рисунки.  

Блиц - опрос педагогов «Лучший знаток игровой деятельности ребенка»

Предлагаются следующие вопросы:

-какие игры можно организовать для детей на прогулке?

-назовите подвижные игры, в которые вы играете с детьми.

-есть ли в вашей группе игры и игрушки,  сделанные своими руками?

-какие игры можно организовать для большой группы детей?

-назовите игры, в которые ваши дети играют самостоятельно.

За каждый правильный ответ участник получает жетон. Тот, кто набрал наибольшее количество жетонов,и становится победителем.

Упражнение «Определи игру»

Все участники мастер – класса разбиваются на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагаются атрибуты к сюжетно – ролевым играм: магазин, больница и т.д. Педагогам предложить развернуть ролевое взаимодействие, назвать как можно больше ролей к данным сюжетно-ролевым играм.

Игра «Дождь в лесу»

Педагоги становятся в круг друг за другом - они  превращаются в деревья в лесу . Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя  лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

3 часть заключительная

Психолог: сегодня мы с вами пополним нашу копилку игр, в которые вы можете поиграть с детьми.

Каждый из педагогов знакомит участников с новой игрой, которая помещается в копилку игр.

Психолог знакомит педагогов  с памяткой «Организация игровой деятельности детей».

                             Приложение 1

                      Организация игровой деятельности детей

                          (памятка для педагогов и родителей)

-Начинать играть с ребенком  следует с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания.

- Не стоит сразу разучивать очень много игр.

- Учите ребенка соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путем.

- Внушите ребенку, что нетактично радоваться, когда другие проигрывают.

- Поощряйте ребенка за успехи в игре – словами, баллами, веселыми картинками, значками и т.д.

- Приучите ребенка не обижаться, когда проигрывает; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине произошло поражение.

- Важно, чтобы ребенок хранил игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии в детском саду №41 г. Хабаровска, ноябрь 2013 г.

Неделя психологии проходила с 18 по 22 ноября 2013 г. В ее проведении активно поучаствовали педагоги, родители и, конечно же, дети!...

Неделя психологии в Детском саду № 41 г. Хабаровска, краткая презентация.

Неделя психологии "Дорогою добра" проходила с 18 по 22 ноября 2013 г.  В ее провелении участвовали дети, их родители, педагоги....

Примерный план проведения Недели психологии в детском саду "Калейдоскоп эмоций"

План мероприятий Недели психологии разбит на разделы: работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом детского сада....

Неделя психологии в детском саду.

План мероприятий по проведению "Недели психологии в ДОУ"...

Неделя психологии в детском саду

Предлагаю Вашему вниманию план мероприятий, проведенных на неделе психологии....

"Неделя психологии в детском саду"

В своей практической деятельности стараюсь использовать новые и интересные формы работы. Одной из таких форм стала Неделя психологии в ДОУ. Мною было принято решение о разработке и реализации данного ...

Неделя психологии в детском саду

Некоторый материал по мероприятиям, которые можно провести с родителями, детьми и педагогами в течение Недели психологии......