Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
консультация
Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была. есть и будет насущной проблемой. Ведь всё что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень.
Несоменно, есть две профессии, в которых нет места неучам и делитантам.
Это врач и перагог, учитель, воспитатель.
С врачом всё понятно - люди ему доверяют здоровье, а зачастую даже жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Какой воспитатель нужен сегодня
дошкольному образовательному учреждению?
Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» — не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.
Сегодня роль воспитателя в психическом и социальном развитии ребенка значительно возросла, поскольку ребенок проводит с воспитателем больше времени, чем с родителями.
И это обстоятельство способствует установлению особых эмоциональных связей между воспитателем и ребенком, которые отчасти компенсируют отсутствие родителей, от этого во многом зависит комфорт ребенка, характер его социальной адаптации и овладение коммуникативным навыкам.
Особую значимость имеет соблюдение одного из гуманистических принципов – «Не навреди».
Воспитателем-профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки, расширяет кругозор и рамки своих интересов.
Сегодня очень важно знание физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста (уголок для родителей), умение создать для них благоприятный психологический климат, овладение педагогической рефлексией, владение навыками конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка, все это позволяет воспитателю, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Трудовым Кодексом РФ;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
- Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;
- федеральными и региональными программами образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Постановление от 15 мая 2013г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13;
- региональными нормативно-правовыми документами;
- нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
- локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и должностной инструкцией воспитатель должен своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установлена следующая педагогическая документация
- Обязательная документация:
1. календарный план воспитательно-образовательной работы,
2. табель посещаемости детей.
3. сведения о детях и их родителях.
4. рабочий план воспитателя.
5. план самообразования.
- Рекомендуемая документация включает в себя:
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
- портфолио педагога
- Служебные и должностные инструкции:
1.1. Должностная инструкция воспитателя.
1.2. Инструкция по охране труда
1.3.Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.4. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.5. Инструкция по технике безопасности при организации занятий и на физкультурной площадке.
2. Общие сведения о группе:
2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, адаптационный периоды года).
2.3. Сетка НОД (основная и дополнительных услуг ( кружки)).
2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Сведения о детях и их родителях.
2.6. План взаимодействия с родителями. Протоколы родительских собраний. Родительский комитет группы.
2.7. Паспорт здоровья
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи ГБДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе с зам.зав. по ВМР в соответствии с лицензией ДОУ).
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам областных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
Попробуем рассмотреть значение некоторых документов в отдельности.
1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период. Форма №305, срок хранения -1 год.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
- фамилия, имя ребенка;
- дата рождения;
- адрес проживания и телефоны;
- ФИО родителей,
- место работы родителей и телефоны;
3. Лист (Паспорт) здоровья.
Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются м/сестрой. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Мед.сестра осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально в мед.карте ребенка. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации
а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.
4. Возрастной список детей.
Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Например, если в группе дети трех лет с половиной лет и четырех лет, то во взаимоотношениях с ними воспитатель должен учитывать возрастные изменения психики, связанные с «кризисом трех-четырехлетних». У одних детей активная фаза кризиса в разгаре, у других - кризис завершается, они постепенно становятся более контактными и управляемыми и значит могут более продуктивно и комфортно ощущать себя в коллективе. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.
5. Схема посадки детей за столами.
Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.
6. Сетка образовательной деятельности (НОД).
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПиНа о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки в младшей и средней группах ,в старшей и подготовительной соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.
7. Перспективный план на год.
К началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики и тематический план на год, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год.
8. План работы на месяц.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды.
Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
9. Диагностика.
Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно.
Диагностику воспитатель и педагог-психолог должны проводить в начале и конце учебного года, что даст возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.
10. Схема взаимодействия с семьей.
Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно (план взаимодействия с семьей на год) и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.
На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы собраний - самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа.
11. Самообразование.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее тему над которой он работает в течении 5 лет (в межатестационный период) название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283057-1377104792.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Письменный отчёт о использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовательной деятельности воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Журбенко Е.А.
Современные научно-технические условия развития общества выдвигают новые требования к образовательному процессу. Одним из условий является внедрение инновационных компьютерных технологий, направл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-1034887-1525010215.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 2 -3 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 2 -3 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-1034887-1525010215.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 4-5 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/12/picture-1262974-1718195199.jpg)
Анкета участника городского конкурса среди воспитателей муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «А ну-ка, воспитатели!»
АНКЕТА Участника городского конкурса среди воспитателей муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «А ну-ка, воспитатели!»...