Игры на развитие речи
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры на развитие речи
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
-Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Кошка, бывает какая?(Пушистая, ласковая, разноцветная...)
Что еще бывает разноцветным?(Радуга, платье, телевизор...)
Каким еще может быть платье?(Шелковым, новым, прямым...)
Что еще может быть прямым?(Линия, дорога, взгляд... и т.д.)
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?)
- зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная и т.д. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
(игра проводиться по кругу с передачей мяча следующему игроку)
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем вам выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумайте и скажите, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
(Для этой игры нам понадобится мяч)
Воспитатель бросает мяч родителю и произносим слово. Родитель, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Игра «Комплименты».
Задачи: Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.
Стоя в кругу, родители, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, Например: «Ты добрая», «Умная», « Веселая» «Ты лучше всех". Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу.
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.
Проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком
«Мои пальчики расскажут»
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладошки).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик).
Мыли свои ушки (трут уши),
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),
Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),
Надевали тапочки (показывают).
Мастер-класс для родителей подготовительной группы
Учимся, играя
МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
18.10.2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....