Родительское собрание "Воспитываем исследователей"
консультация (средняя группа)

Акишева Елена Александровна

Показать родителям необходимость и возможность обеспечение исследовательских способностей детей дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_.vospityvaem_issledovateley.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД « Светлячок» Г.СОВЕТСКИЙ

КОНСПЕКТ

родительского собрания

ТЕМА: «Воспитываем исследователей»

                                                                                                          Воспитатель:

                                                                                                            Акишева Е. А.

Родительское сбрание "Воспитываем исследователей"

 средняя группа

Задачи:

• показать родителям необходимость и возможность обеспечения исследовательских способностей детей дошкольного возраста;

• дать понять, что правильно организованная исследовательская деятельность поможет качественному обучению ребенка в школе.

Подготовительная работа:

• изготовление приглашений на собрание для родителей;

• подготовка непосредственной образовательной деятельности

Оборудование:

• мультимедийная установка для показа слайдов;

• слайды по теме;

• оборудование для демонстрации детского исследования.

Участники:

• воспитатели, дети, родители;

Форма проведения: родительское собрание.

Ход собрания

I. Организационная часть

Выступление воспитателя «Значение исследовательской деятельности для развития ребенка»

Ребенок по своей природе - исследователь.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, исследовать традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

Формирование исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Знания, полученные дошкольником в результате собственного исследовательского поиска, прочнее и надёжнее тех, что он приобрел репродуктивным путем. Прямо как в китайской пословице: «Расскажи — и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

В дошкольном возрасте исследование является одним из ведущих способов познания мира. Не случайно детей дошкольного возраста называют почемучками. Толчком к началу исследования могут послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться.

Цели исследовательской деятельности многообразны:

- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

— развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

— развитие критического мышления;

- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

- развитие познавательных потребностей и способностей детей.

В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.

Именно в дошкольные годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Но недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным.

По информационному наполнению и методическим подходам выделяют следующие типы работ:

• экспериментальные — проведенные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный характер;

• натуралистические и описательные - направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления;

• исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основе которого делаются анализ и выводы.

Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:

- видеть проблему;

- задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- высказывать суждения.

Важно создать для ребенка ситуацию успеха. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Хочу познакомить вас с планом, в соответствии с которым мы проводили исследования. Такой план будет полезен юному исследователю и дома.(показ слайдов)

1. Выбор познавательной темы

2. Выбор исследуемого объекта.

3. Постановка вопросов:

— Какие бывают виды исследуемого объекта?

- Какие функции выполняют данные объекты?

— Какими свойствами и качествами обладают?

- На что влияют?

4. Проведение исследования.

Дошкольники собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию.

5. Подведение итогов.

Факты, собранные детьми, анализируются и готовится сообщение, с которым несколько ребят выступят на обобщающем занятии.

Очень важен момент сбора информации. Ребенку надо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Подумав, ребенок говорит о том, что знает о данном объекте. Ответы можно фиксировать символами.

Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

2. Исследовательское лото

Воспитатель. Предлагаю участникам разделиться на три группы, каждой достанется упражнение на развитие исследовательских способностей. Дома с детьми вы тоже сможете поиграть в исследовательское лото, предложив им эти или аналогичные задания. Время на обдумывание ответов не должно быть более 7 минут. Побеждает та группа, участники которой дали наиболее точные и полные ответы.

Первая группа — «Сколько значений у предмета?»

Это упражнение на развитие умения видеть проблемы.

Предлагаю хорошо знакомый вам предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.) и попрошу найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.

Вторая группа - «Когда полезен предмет?»

Это упражнение позволит развить способность вырабатывать гипотезы.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным: ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, гоночный автомобиль, книга, самовар, барабан?

Третья группа - «Каковы возможные причины событий?»

Это упражнение также позволит развить способность вырабатывать гипотезы. Назовите возможные причины следующих событий:

• Дети стали больше играть во дворах.

• Миша весь вечер играл с конструктором.

• Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

- Понравилось ли вам играть в исследовательское лото? Предлагаю дома позаниматься с ребенком аналогичным образом для развития его творческой исследовательской активности. В уголке родителей представлены варианты занятий, связанных с загадками о предметах и с исследованием массы и размера предметов. На этих занятиях ребенку предстоит совершить довольно сложные мыслительные операции. Обдумывая ответы на вопросы, он будет развивать свою познавательную активность.

3. Показ непосредственной образовательной деятельности

III. Заключительная часть. Рефлексия

Затем воспитатель и педагог-психолог подводят итоги собрания, отвечают на возникшие вопросы. Возможно определение тем для обсуждения на последующих родительских собраниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему "Воспитание юного исследователя"

конспект содержит теоретическую часть проведения родительского собрания и дан ряд экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях...

Детско-родительский проект "Карапузы=исследователи"

проект направлен на совместную деятельность детей раннего возраста с родителями по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"...

Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...

Родительское собрание "Воспитание юного исследователя"

Цель работы:Формирование у родителей понятия,что правильно организованная исследовательская деятельность,развивает познавательскую активность детей....