Социокультурные истоки
методическая разработка (средняя группа)

 конспект ресурсного круга "Дружная семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_druzhnakya_semya_sots._istoki_2018.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Излучиснкий детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы

«Дружная семья»

по программе «Социокультурные истоки»

        Составила: Русакова С.В.

воспитатель 1 категории

Излучинск, 2018

Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.

Задачи:

 Образовательные:

  • Обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге.
  • -Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

Развивающие:

  • Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
  • Развитие самооценки у детей.

Воспитательные:

  • - Формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.
  • Продолжать знакомить родителей с программой «Социокультурные истоки» для детей 4-5 лет.
  • Присоединить родителей к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт внутрисемейных отношений.

 Оборудование: презентация к занятию, комплект книг для развития детей 4-5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», листы бумаги с заданиями (приложение 2), карандаши.

Предварительная работа: 

- Знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»;

 -Рассматривание иллюстраций по теме.

 - Разучивание пословиц, поговорок о семье.

 -Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой,  русская народная песня «Где был Иванушка». 

Чтение: Рассказ. Л. Корсунская «Семья». Е. А. Пермяк «Первая рыбка»; Рассказ. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Ход занятия:

Подготовительный этап.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Я рада  приветствовать вас на нашем занятии, сегодня мы с вами поговорим что, представляет программа «Социокльтурные истоки», а также чем мы будем заниматься в этом году.

В возрасте 4 -5 лет у детей  развивается способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям, продолжается развитие навыков познавательного и личностного общения.

Для детей средней группы подготовлены книги для развития «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово» (показ книг родителям).

Родители рассматривают книги, более подробно воспитатель останавливает внимание на книге «Дружная семья».

Подготовительный этап. Ресурсный круг.

(слайд 1)

Воспитатель: Тема семьи проходит в течение всего года обучения.  В четыре-пять лет у детей начинает выстраиваться целостный образ семьи. И как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте», и  сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.

(слайд 2)

-Кто изображен на фотографиях?  (дети перечисляют).

-Как можно назвать одним словом? (Семья).

-Расскажите, кто есть в вашей семье?

-А какую семью можно назвать дружной? Почему? ( В которой вместе читают книги,  гуляют, помогают друг другу, вместе трудятся и т.д.).

 Рассказ 2-3 детей о дружной семье (родители)

Воспитатель: Ребята, .мы с вами знаем также стихи о семье.

(Выступление ребенка).

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».

Ресурсный круг (слайд 3,4,5)

. Воспитатель предлагает загадки про членов семьи.

Воспитатель: семья - это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

(слайд 7)

 Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют друг к другу любовь и заботу, а дети – уважают и слушаются родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир да лад».

(слайд 6) Пословицы

Ресурсный круг« Народная мудрость о семье»

Индивидуальная работа. Воспитатель родителям предлагает самостоятельно прочитать и разобрать смысл пословиц (раздает всем родителям карточки с таблицей и списком пословиц, приложение), распределяя их на группы:

- о роли мужа и отца в семье;

- о роли жены  и матери в семье;

- об отношениях мужа и жены;

- о воспитании детей.

Воспитатель:

- Предлагаю Вам разделиться на пары, прочитать пословицы и распределить их на группы

Воспитатель: Сегодня  мы  отметили, что семья – это ячейка общества, перечисляли всех членов семьи, отметили, что семья– это целый  мир, то чем мы живем, для чего  живем и и перечислили совместные дела, которые укрепляют семью.

(слайд 10)

Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? В чем ценность таких занятий? С каким настроением вы пойдете домой.

(Слайд 11,12)

 (Родители делятся своими мнениями и впечатлениями).

Как хорошо, что есть семья!
И у тебя, и у меня!
У птиц, и рыбок, и зверей!
У взрослых есть, и у детей!

Семей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет:
У каждой есть особое, свое,
И нет других, похожих на нее.

Список литературы:

  1. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с.;
  2. Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья»;
  3. Кузьмин И.А.. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки».

 

Приложение 1

Анкета для родителей «Семейные ценности»

Уважаемые родители!  Просим Вас ответить на следующие вопросы

1. Какими Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими;  в) не очень хорошими.

2. Что такое на ваш взгляд семейные ценности?

3. Какие семейные традиции существуют в Вашей семье?

(перечислите эти традиции)

6. Что в Вашей семье принято делать, собравшись вместе?

а) решать  жизненные проблемы;

б) работать на приусадебном участке;

в) смотреть телепередачи и обсуждать их ;

г) обсуждать  успехи детей;

д) делиться впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

е) другое

8. Какую деятельность ребенка Вы организуете в семье?

а) совместное чтение;                                                               

б) прогулки на природе; 

в) развивающие игры;                                                     

г) занятия спортом;

д) мой ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

е) другое

9. Какой труд объединяет вашу семью?

а) работа на даче;

б) уход за домашними животными;

в) общего труда нет, разные обязанности распределены между членами семьи;

г) другое

10. В случае возникновения спорных ситуаций или конфликтов в семье, какие методы Вы используете для  их решения?

а) объяснение; б) бойкот;  в) компромисс;

б) угрозы, запугивание; д) применяю силу; е) соглашаюсь;

в) другое

11. Какие увлечения у членов  Вашей семьи?

а) спорт;       б) музыка;       в) рыбалка;       г) компьютерные игры; 

д) домашние животные; е) художественное творчество (рисование, конструирование, лепка, аппликация)

ж) другое

12. Какие средства используете Вы для укрепления отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

Приложение 2

Задание: Запишите номера пословиц в соответствующие графы

О роли мужа, отца в семье

О роли жены и матери в семье

Об отношении мужа и жены

О воспитании детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы:

1.         Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

2.         Любовь да совет, так и горя нет.

3.         У кого детки, у того и заботы.

4.         Жену с мужем Бог разбирает.

5.         Детям не порча игрушка, а порча – худая прислужка.

6.         Подумаю с подушкой, а после спрошусь с женушкой.

7.         У доброго батьки  добры и дитятьки.

8.         Худое дело, коли жена не велела.

9.         Муж - голова, а жена - душа.

10.       Три друга: отец да мать, да верная жена.

11.       Непослушным детям Бог счастья не дает.

12.       За мужнину жену есть кому вступиться.

13.       С лица не воду пить, умела бы пироги печь.

14.       Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю длину вытянулся, так не научишь.

15.       Красота приглядится, а щи не прихлебаются.

16.       Не тот отец, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, добру научил.

17.       Промеж мужа и жены нитки не продернешь.

18.       Муж да жена одна душа.

19.       Не наряд жену красит, домостройство.

20.       За мужниной головой не сижу сиротой.

21.       Муж того возом не навозит, что жена горшком наносит.

22.       Детки хороши – отцу –матери венец, худы- отцу матери конец.

23.       У кого детей много, тот не забыт от Бога.

24.       С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

25.       Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит.

26.       Не ищи красоты, ищи доброты.

27.       Худо мужу тому, у кого жена большая в дому.

28.       Жену выбирай не глазами, а ушами.

29.       Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

30.       Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.

31.       Материнская молитва со дна моря вынимает.

 

Приложение 3

Памятка для родителей

Как воспитать семейные ценности?

 Несколько полезных примеров по сохранению семейных ценностей

     Все хорошее и плохое закладывается в человеке с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им нормы поведения нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Традиции могут быть такими:

·         Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всем большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта.

·         Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную семью.

·         Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.

·         Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и доставляет массу впечатлений, воспоминания остаются на всю жизнь.

·         Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...