Родительское собрание
методическая разработка (старшая группа)

конспект родительского собрания  на тему "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelsko_e_sobranie_intelektualnoe_razvitie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

 Слайд 1

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольника. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности.

Мы   рассматриваем    сегодня   проблему    познавательного  развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.  

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает таким образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе и о других людях, окружающем мире и т.д.

    В   ФГОС   используются   три   термина:    «познавательное  

развитие»,  «познавательные  интересы»  и  «познавательные  действия».

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

 Познавательные  интересы  –  это  стремление  ребѐнка  познавать  новое,   выяснять    непонятное    о   качествах,   свойствах   предметов,    явлений  действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними  связи и отношения.

       

Познавательные действия – это  активность детей, при помощи которой,

   он   стремится   получить  новые   знаний,   умения   и   навыки. При   этом  

   развивается  внутренняя целеустремленность  и  формируется  постоянная

   потребность     использовать    разные способы действия для     накопления,  

   расширения знаний и кругозора.

       

Познавательное       развитие    –  это   совокупность    количественных     и  качественных  изменений,  происходящих  в  познавательных  психических  

   процессах,  в  связи  с  возрастом,  под    влиянием  среды  и  собственного  

   опыта   ребѐнка.   Ядром    познавательного   развития   является   развитие  

   умственных      способностей.     А    способности,    в    свою    очередь,  

   рассматриваются,     как  условия   успешного    овладения   и  выполнения  

   деятельности.

     Федеральный государственный стандарт

считает формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребѐнка в различных видах деятельности одним из принципов

дошкольного образования.  пункт 1.4.7.

в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.

Слайд 2

Построение образовательной деятельности  проходит в зоне ближайшего развития ребенка.

«Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем,

какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно. Обученность, Воспитанность, Развитость  - это показатели уровня актуального развития ребенка.

«Зона ближайшего развития» (ЗБР) обозначает  то, что ребенок не может

выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

Обучаемость, воспитуемость, развиваемость возникают в ходе совместной образовательной деятельности.

Слайд 3 педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития

1.Обеспечение использования собственных, в том числе “ручных”

действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления  чувственного опыта предметно-количественного содержания

2. Использование разнообразного дидактического

наглядного материала,  способствующего выполнению каждым ребенком действий  с различными предметами, величинами

3. Организация обучения детей, предполагающая использование детьми

совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация  

провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками

4. Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия,

явления окружающей действительности

и соответственно это организация разнообразных форм взаимодействия:

“педагог - дети”, “дети - дети”

Слайд  4 педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития

Позиция педагога  при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность  самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления.

Основная роль воспитателя - организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения  чувство комфортности  и уверенности в собственных силах

Психологическая перестройка  позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности 

Фиксация успеха,  достигнутого ребенком,  его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению  познавательного интереса

Слайд 5

Каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

Познавательное развитие включает в себя все виды детской деятельности, развитие  внимания, памяти, мышления, мотивации, занятия, ориентировании, экспериментирование. Развитие воображения и творческой активности, использование схем, символов и знаков, вопросы детей.

Слайд 6

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо. Проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать в самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка

развитие интеллектуальных способностей неразрывно связано с овладением детьми элементарными  математическими  знаниями.

Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения 

детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира 

Традиционные направления РЭМП в ДОУ – это количество и счет, величина, форма, число и счет, ориентировка во времени и  пространстве.

Развивать  логическое мышление (формирование представлений о порядке и 

закономерности, об операциях   ) навыков счета и измерения различных 

величин.

 Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии предпосылки творческого продуктивного мышления 

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Слайд 7

Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений.

Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей,  накопления чувственного опыта и его осмысления  Использование разнообразного и разнопланового  дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма». Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.   Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий

Формы работы по развитию элементарных  математических представлений

Обучение в  повседневных  бытовых ситуациях  (МлДВ). Демонстрационные опыты (МлДВ) Сенсорные праздники на основе народного календаря (МлДВ) Театрализация с математическим  содержанием – на этапе объяснения  или повторения и закрепления   (средняя и старшая группы) Коллективное занятие  при условии свободы  участия в нем (средняя  и старшая группы)

Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности  (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) Свободные беседы гуманитарной  направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики  (МлДВ).   Самостоятельная деятельность в развивающей среде  (все возрастные группы)

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт)

Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Слайд 8

Актуальным методом познавательного развития является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов, материалов, связей и зависимостей между ними.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или полузнайки – все ясно (индийская пословица).

От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

Таким образом экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников включает в себя наблюдения как целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания; Поисковую деятельность как нахождение способа действия; Опыты- Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные  (дети вместе с воспитателем, Опыт-доказательство и опыт-исследование, кратковременные и долгосрочные.

Слайд 9 система формирования отношения ребенка к природе родного края. Начинается с осознания себя в раннем возрасте как личности педагогами и родителями. И продолжает формироваться в семье и о семье, знания о малой родине, традиции и культуры народов, о природе родного края

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Слайд 11

 ознакомление детей с миром природы как нашего общего дома. Сюда входят все аспекты  живой и неживой природы.

Законы общего дома природы, которые должны усвоить дети.

 Все живые организмы имеют равное право на жизнь

В природе всё взаимосвязано

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое

Слайд 12

Методы ознакомления дошкольников с природой.

Наглядные:, наблюдения Кратковременные  и Длительные

Рассматривание картин, •Определение состояния предмета по отдельным  признакам

•Восстановление картины целого по отдельным признакам  наблюдения и по временному отрезку

демонстрация фильмов.

Практические: игра Труд в природе, Элементарные опыты . Формы работы. Дидактические

игры:

предметные,

настольно-печатные,

словесные

игровые упражнения и игры-занятия

Подвижные игры

Творческие игры (в т.ч. строительные)

Словесные- рассказ беседа чтение

ндивидуальные поручения

Коллективный труд

Слайд13 Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом вам помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО  ПРОВОДИТЬ РАБОТУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

Методы, повышающие познавательную активность: Элементарный анализ  

 Сравнение по контрасту и подобию, сходству

 Группировка и классификация

 Моделирование и конструирование

 Ответы на вопросы детей

 Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность: Воображаемая  ситуация

 Придумывание сказок

 Игры- драматизации

 Сюрпризные  моменты и элементы новизны

 Юмор и шутка

 Сочетание разнообразных  средств на одном занятии

Методы, Способствующие взаимосвязи различных видов деятельности. Прием  

предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

 Перспективное планирование

 Перспектива, направленная на последующую деятельность

 Беседа

Методы Коррекции и  уточнения детских представлений: Повторение

  Наблюдение

  Экспериментирование

  Создание  проблемных  ситуаций

  Беседа

Слайд 14 и Триединая функция знаний о социальном мире – это знания должны нести информацию (информационность), знания должны побуждать к деятельности (побудительность),знания должны  вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность)

Формы организации образовательной деятельности 

Познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, экспериментирование и опыты, музыка, игры, наблюдения., труд.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде,  -  это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребѐнком опыта творческой деятельности  и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

 В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий, как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и  обобщение, классификация и сериация.

Классификация и специфика интеллектуальных игр

Направленность игр

Актуальность интеллектуальных игр

Примерный перечень игр и упражнений

Игры математического содержания. Игры на развитие логического мышления.

Эти игры активизируют умственную деятельность, развивают мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения.

Математические блоки «Дьениша»,
Цветные палочки «Кюизенера»,
«Сложи узор» 
(Кубики Никитина), 
«Танграм», «Пифагор»,

«Крестики-нолики»,

«Игры со счётными палочками»,

Игры на нахождение закономерностей,

Ребусы, лабиринты,

Шашки, шахматы.

Игры на развитие воображения и творческого мышления.

Основная задача этих игр – представление ожидаемого результата до его реального осуществления. При помощи творчества и воображения ребёнок формирует свою личность. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и др. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Сюжетно-ролевые игры.
Космическое путешествие,
Необитаемый остров,
Волшебные превращения, 
Кубики и конструкторы,
Самодельные подарки,
Поделки из природных и бросовых материалов,
Игры ТРИЗ и др.

Игры на развитие памяти, внимания.

Эти игры развивают все типы и виды памяти и внимания.

Заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулки.
Запомни и нарисуй,
Съедобное- несъедобное,
Кто наблюдательнее?
Летает – не летает,
Нарисуй узор,
Найди пару, отличие,
Будь внимателен и др.

Игры на развитие мелкой моторики

Эти игры способствуют развитию мелкой моторики, воображения, навыкам классифицирования, формируют творческое начало.

Рисование, лепка, Нанизывание бусин, пуговиц,
Вырезывание ножницами.
Мозаика,
Картины из крупы,
Счётные палочки.
Пальчиковые игры.

Работа в тетради:

Дорисуй, продолжи узор,

Графический диктант.

Мир вокруг нас

Эти игры знакомят ребёнка с тем, что его окружает; 
развивают определённые навыки. 
Игры призваны показать, какой разнообразный и захватывающе интересный мир вокруг.

«Все по местам»,
«Дорожное движение»,
«Докажи»,
«Что из чего сделано»
«Следопыты»,

«Кто где живёт»,

«Времена года»
«Хочу всё знать» и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...