Рекомендации родителям "Природа запретов"
материал
Развитие детей происходит по определенному сценарию, который заложен в человека природой. Это как стихия, с которой бороться бесполезно: в воронку детского любопытства попадает все. Важно не только показать границы дозволенного, но и научиться сотрудничать с малышом в период бурного познания мира. Существует мнение, что ребенок воспринимает столько запретов, сколько ему лет. Подумайте над этим. Старайтесь говорить «нельзя» только тогда, когда действия ребенка действительно опасны для жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_zapretov.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа запретов
Вообще-то слово «нет», как и частичка «не», очень коварно, но обладает одним странным свойством. Это слово или пролетает мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ - и НЕ делает того, о чём просит взрослый.
Например, посылаете вы своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: «Не забудь купить ещё сметаны». Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: «Купи ещё сметаны».
Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду. И в первую очередь это относится к негативным высказываниям. Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно изменить построение фразы - и исчезает масса недоразумений и неприятностей, связанных с забыванием и непослушанием.
Ну а для наглядности здесь приведена таблица. Высказывания в ней расположены по мере роста детей (и возникающих проблем) - от обращения к малышам до обращения к подросткам.
Как не надо говорить | Что думает ребёнок | Как сказать правильно |
Не прыгай на краю. Упадёшь! | Проверим! | Стой! Осторожно, край! Посмотри... |
Нельзя рисовать на обоях. | Буду! | Вот большой лист, рисуй здесь. |
Не дёргай кошку за хвост! | А за что можно? | Кошке больно, она тебя оцарапает. |
Не лезь в эту лужу! | Я не лезу, только попробую... | Лужа глубокая, обойди её с краю. |
Не шуми! | Буду! | Давай послушаем тишину. |
Ты опять не выучил уроков... | Ну и что? Па-а-адумаешь! | Через час я проверю, как ты выполнил домашнее задание по... |
Нет, я не разрешаю тебе идти в парк, нечего тебе там делать (ты ещё слишком мал, чтобы...). | Я большой! Но я же не маленький! | Одному в парке опасно... в парк пойдём вместе, в воскресенье... возьми меня с собой... |
Сколько раз тебе говорить! | Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание. | Сделай то-то и то-то... (Конкретно скажите, что вы от ребёнка хотите.) |
Не трогай мороженое, пока не съешь кашу. | Вам что, мороженого жалко?! | Сегодня у нас на десерт мороженое! |
Сколько можно висеть на телефоне! | Сколько надо! А сама-то... | Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить... |
Сними этот безобразный плакат. | А мне нравится! (Много ты понимаешь!) | Повесь, пожалуйста, что-нибудь другое, а то я боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры). |
Сколько можно сидеть за компьютером! | Он подумает, но не скажет: «Да сколько угодно». | Ты играешь почти час. Через 10 минут заканчиваешь, хорошо |
Видеть лучшее
Чаще всего дети ведут себя неправильно не потому, что хотят нам насолить, а просто потому, что они дети. И мир они видят иначе, и память у них работает по-другому, и интересы, в конце концов, другие. Если вы помните об этом и верите, что ваш ребёнок - Очень Хороший Ребёнок, это отразится и в ваших словах, и в интонации - подтекстом.
Даже если сейчас, сию минуту он не такой, но вы видите в нём лучшее и делаете акцент на этом - то ему на самом деле захочется быть таким. Если же вы так не считаете - это тоже скажется и в голосе, и в словах. И тогда человечек сделает вывод: так зачем же стараться? Всё равно плохой. Это как планка для прыжков в высоту: опущенная слишком низко, она не дает возможности тренироваться и совершенствовать своё мастерство.
Природа запретов
Вообще-то слово «нет», как и частичка «не», очень коварно, но обладает одним странным свойством. Это слово или пролетает мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ - и НЕ делает того, о чём просит взрослый.
Например, посылаете вы своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: «Не забудь купить ещё сметаны». Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: «Купи ещё сметаны».
Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду. И в первую очередь это относится к негативным высказываниям. Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно изменить построение фразы - и исчезает масса недоразумений и неприятностей, связанных с забыванием и непослушанием.
Ну а для наглядности здесь приведена таблица. Высказывания в ней расположены по мере роста детей (и возникающих проблем) - от обращения к малышам до обращения к подросткам.
Литература:
Некрасова 3., Некрасова Н.
Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Издательский дом «София», 2006. - 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны запреты?
Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....
консультация для родителей "Запреты и ограничения "
как учить детей правилам повидения...
Консультация для воспитателей «Правила, запреты и детская агрессивность»
Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда ...
Конспект занятия по ОБД (основы безопасности деятельности) Тема: «Экстремальный запрет в быту» /младшая группа/ «Тили – бом! Тили – бом! Не играй дружок с огнём!»
Сформировать у детей представления об опасном для жизни и здоровья предмете (спички). Познакомить с предметом, который может быть источником опасности.- Помочь запомнить потешку «Ти...
Значение запретов в жизни ребенка
Значение запретов в жизни ребенка или, как научится говорить малышу «нет». Каждый человек в современном обществе считает себя свободным. Это, конечно, так, но до оп...
Запреты и ограничения - необходимые атрибуты воспитания
Данный материал содержит информацию о воспитании детей, запретах и ограничениях. Что можно позволить ребенку делать. а что нужно ограничить....
"Запреты"
Консультация для родителей...