"Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
Какое счастье, что мы живем в мире эмоций ощущений, звуков, образов, общения и движения! Мы можем видеть красоту природы, слышать журчание ручья, пение птиц, испытывать радость, восторг, чувствовать умиротворение в объятиях маминых рук. Мы можем дружить и любить, ставить цели и достигать их.
Слайд 2
Однако есть дети, которым вся красота мира не доступна. Они слабы, их возможности взаимодействия с миром ограниченны, и вместо интереса к окружающему у них возникает страх, желание закрыться от этой непонятной, а потому страшной , жизни в своем маленьком мирке однообразных повторяющихся действий и ощущений, где все понятно, просто и безопасно. Таких детей пугает все: звуки, эмоции, ощущения, сама жизнь! Кто же они? Это аутисты!
Слайд 3
Что же такое аутизм? Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Работая с аутистами, стоит одна из-за задач развивать коммуникативные навыки.
Слайд 4
Коммуникация –это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией. Коммуникация –это не только слова и речь.
Слайд 5
Дополнительные жесты, символы облегчают коммуникацию, помогают взаимодействовать. При коррекции нужно пытаться развить устную речь, но это не всегда удается.
Слайд 6
Причины могут быть разные: тяжелое нарушение речи, нарушения в интеллектуальной сфере, позднее начало коррекционной работы с ребенком, аутизм. В этих случаях можно предоставить ребенку возможность использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, картинки, фотографии, письменную речь.
У детей с аутизмом нужно развивать и понимание устной (обращенной) речи (инструкций), расширять словарь.
Обучение пониманию устной речи и использованию альтернативной коммуникации включает несколько этапов.
Слайд7
1-й этап – обучение понимание речи.
На данном этапе используем следующие приемы и задания.
- Стимулирование реакции ребенка на собственное имя. Педагог обращается к ребенку по имени, повторяет его громко, несколько раз. Когда воспитанник отреагирует и посмотрит на педагога, нужно похвалить его. Педагог рукой показывает на себя и говорит: «Посмотри на меня». Если ребенок не реагирует, можно аккуратно повернуть его к себе, тихонько коснуться к его щекам.
Слайд 8
- Формирование навыка понимания и выполнения инструкции «Стоп»
Педагог берет ребенка за руку и идет с ним по комнате. Потом громко произносит: «Стоп» - останавливается. Если ребенок останавливается, нужно его похвалить. Затем можно организовать игру: раскладывать предметы манипулировать с ними. Потом нужно громко произнести «Стоп». Если ребенок не прекратил действий, надо мягко взять ребенка за руку, за плечи, чтобы он понял: надо остановиться.
- Формирование умения давать знакомые предметы по инструкции «Дай». Во время игры нужно предложить ребенку давать предмет педагогу. Это может быть какая-нибудь игрушка, знакомая воспитаннику.
- Слайд 9
Результаты анализа уровня навыка понимания устной речи педагог заносит в таблицу.
Анализ уровня развития навыка понимания устной речи у ребенка с аутизмом.
Навык | сформирован | Не сформирован |
Реагирует на свое имя (поворачивает голову, смотрит на людей, которые зовут его по имени) | ||
Удерживает глазной контакт, смотрит в глаза человеку, который с ним разговаривает. | ||
Останавливается по инструкции «Стоп» | ||
Дает по просьбе знакомые предметы. |
Слайд 10
2-й этап-обучение неречевыми способами коммуникации.
Для ребенка с аутизмом выражение собственных потребностей проблематично. Часто желание что-то высказать сопровождаются вспышками ярости, агрессией, направленного на взрослого, или ребенок с аутизмом использует руку взрослого для того, чтобы достать полученный предмет (например: берет руку взрослого и показывает ею на мяч, который лежит в шкафу). Важно научить воспитанника пользоваться указательным жестом. Это первый шаг к формированию потребностей ребенка. Неречевые способы коммуникации включают следующие задания:
- привлечение внимания к педагогу (посмотри на меня);
-обучение жестами: указательному, приветствия, прощания.
Слайд 11
Результаты анализа уровня навыков неречевой коммуникации заносятся в таблицу.
Анализ уровня навыков неречевой коммуникации
Навык | сформирован | Не сформирован |
Владеет указательным жестом | ||
Использует жест приветствия | ||
Использует жест прощания | ||
Пользуется другими жестами |
Слайд 12
3-й этап-использование карточек коммуникации.
Использование карточек коммуникации в качестве способа коммуникации аутичного ребенка используют во многих странах. Можно использовать карточки со схемами изображением, фотографии реальных изображений, символическое изображение предметов(действий) . Данный этап направлен на соотнесение реального предмета и карточки (например, кубик реальный и нарисованный). Использование этого метода способствует формированию речи ребенка. Карточки подбираются по принципу: «Семья», «Дом» и др. С помощью карточек можно составить расписание ребенка. Они помогают сориентироваться и спланировать свои действия.
Слайд 13, 14
Работая с карточками необходимо использовать следующий алгоритм:
- составить план занятия с ребенком;
-подобрать картинки с изображением предметов, символизирующих виды деятельности;
-вместе с ребенком раскладывать картинки в определенной последовательности;
-выполнять задания последовательно согласно расписанию;
убирать соответствующие картинки после выполнения каждого задания- проговаривать все действия. Это необходимо для расширения понимания новых слов, инструкций.
Альтернативную коммуникацию можно использовать постоянно или применять, как временную помощь в зависимости от особенностей ребенка. Это эффективный способ формирования вербальной(экспрессивной) речи.
Слайд 15, 16, 17, 18,19
В завершении хотелось сказать, что в практической деятельности мы стараемся изменить не детей, а их поведение. Обучить новому взаимодействию с окружающим, сформировать навыки во всех областях развития.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 муниципального образования Славянский район Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом» Выступила педагог-психолог: Ващенко Ю.С. г. Славянск-на-Кубани 2017г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...
Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...
«Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»(
Из опыта работы...
Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом
В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ
В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей, страдающих аутизмом. Ключевые слова: аутизм, коммуникации, формирование качеств....
Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)
Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....