Консультация для родителей "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_urovnya_razvitiya_melkoy_motoriki_i_rechi_detey.docx | 85.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
Итак, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Варианты занятий для развития мелкой моторики:
1. Рисование - можно предложить ребенку необычную форму рисования - без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можно рассказать историю, о том, как "Мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежала и забрала наши кисточки. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что наши кисти у мышки, пусть рисует на здоровье. Мы будем творить пальчиками, которые на время превратятся в волшебные кисточки". Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
2. "Пальчиковые бассейны" - в контейнер, любой формы насыпать бусины либо крупу (горох, фасоль) высотой не меньше 6 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, улучшает динамику праксиса. Дополнительно, поиск предметов различной формы, величины, фактуры позволяет максимально активизировать пальчиковый гнозис, ощущения.
3. Игры с бусинами: “Нанизывание на нить” - можно использовать и задавать определенный рисунок последовательности бусин непосредственно на нити.
Игра: "Выложи бусины по контуру" - предложить ребенку взять любую фигуру, которая нравится, и обвести ее карандашом на листе бумаги, потом брать
по одной бусине и выкладывать по обведенному контуру (можно взять крупу).
4. Игра: "Шнуровка" - берется картонная фигура или карточка, на которой находятся отверстия (можно изготовить самим такую карточку, сделать отверстия и окрасить их в разные цвета, чтобы позже при выполнении задания менять направления нитей). Предложить ребенку взять шнурок (длинную толстую нить) и продеть его через отверстия в фигуре или карточке.
5. Игра: "Составление фигур из счетных палочек" ребенку предлагается выложить на столе перед собой по образцу, затем по памяти и наконец, самостоятельно, по представлению разные фигуры.
6. Игра: "Составление из частей, целого" - это могут быть пазлы из разных материалов. Использование разных материалов способствует развитию тактильных ощущений, терпения, внимания. Расширяет кругозор детей о многообразии материалов, из которых люди делают предметы.
Все эти предлагаемые варианты для развития мелкой моторики плодотворно влияют не только на развитие мелкой моторики, но и развитие общей моторики. Которая в свою очередь, влияет на развитие правильной речи у дошкольников.
Используется пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук. Она устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.
Варианты пальчиковой гимнастики:
2. «Дружба». | Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. |
|
|
4. «Замок». | Пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз. |
5. «Пальчики». | Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого. |
Также, для развития общей и мелкой моторики можно использовать упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Это перекрестные упражнения для рук. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения:
1. «Кулак - ребро – ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Предложить ребенку выполнять сначала вместе, затем - самостоятельно. Сначала выполнять правой рукой, затем левой, потом - двумя руками одновременно. Для усвоения данного упражнения, рекомендуется произносить команды вслух. Усложнение данного упражнения состоит в ускорении смены положения рук.
2. «Зеркальное рисование».
Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки. К примеру: круги, квадраты, линии и др. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
3. «Ухо – нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпускать ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук (с точностью донаоборот). Усложнение упражнения состоит в увеличении темпа смены рук.
Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Понимание значимости развития мелкой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
В моей работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...
"Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2014-2016 учебный год по теме «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности....
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеЧто такое «игры с пальчиками»?1. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр2. Принципы подбора игр3....
" Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста "...