Консультация для родителей и воспитателей: "Развитие мелкой моторики рук у детей 2-х-3-х лет"
консультация (младшая группа) на тему

Ломакина Людмила Юрьевна

Данная работа посвящена способам развития мелкой моторики рук детей раннего возраста разнообразными средствами, в том числе и сделанными своими руками!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-х-3-х лет».

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Давно установлена тесная связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи. У большинства из них отмечается общее моторное отставание. Это связано с тем, что современный мир настолько насыщен механизмами, которые значительно облегчают нашу жизнь, и поэтому ручная работа отошла на второй план. В связи с этим, первоочередной задачей воспитателя в группе раннего возраста является стимулирование развития мелкой моторики.Что может помочь педагогу в этом?

 Можно начать с комплекса пальчиковых гимнастик, при этом следует соблюдать принцип «от простого к сложному». На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной.Необходимо найти к каждому ребенку «свой» подход, учесть его физиологические и личностные особенности, наладить контакт.Изначально можно разглаживать  ребёнку ладошки, по очереди сгибая пальчики и разгибая,желательно при этом  произносить  текст потешки. К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки», махать ладошками, складывать ладошки вместе, показывать ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».Очень важно, чтобы  пальчиковые гимнастики  были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие  стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их на групповое собрание и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы, бабушки и дедушки могут обыгрывать любые стихи, играть с детьми.

Помимо пальчиковых гимнастик развитию мелкой моторики будут способствовать такие необычные упражнения, как:

  • Разрывание бумаги. Следует отметить, что этим можно заниматься с ребенком не только в детском саду, но и дома начиная  месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручками и способен порвать кусок бумаги;
  • Отвинчивание и закручивание крышек на бутылках и банках. Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки.В дошкольном образовательном учреждении своими руками можно создать большое количество интересных развиающих игрушек подобного рода ( к примеру, жесткая нить с нанизанными на неё крышками 4 основных цветов);
  • Открывание - закрывание молний, застёгивание- растёгивание пуговиц.В первую очередь необходимо позволить  малышу одеваться самостоятельно и застёгивать молнии, пуговицы  на своей одежде, хвалить за достигнутые успехи.Неотъемлемым помощником ребёнку в этом может стать развивающее панно (которое так же можно сделать своими руками). Такое панно можно сделать тематическим, к примеру «заселить» в него героев любимой сказки или потешки;
  • Собирание мозаик (пазлов). Однако, для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!;
  • Игры с мелкими объектами. Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы.  Ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками, раскладывает их по баночкам и формочкам.Такие игры следует проводить в индивидуальном порядке (из соображений безопасости)!;
  • Лепка – замечательное занятие для детей любого возраста. При этом лепить можно из чего угодно: из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из теста. В своей работе зачастую использую массу, состоящую из муки, воды, клея ПВА, краски.Можно создать необычную волшебную атмосферу и слепить к примеру «золотое яичко» для бабушки и дедушки из любимой сказки;
  • Переворачивание страниц в книге – ещё одно простое и эффективное упражнение для развития мелкой моторики. Ребёнку всегда интересно полистать любимую книжку, где много ярких картинок и любимых сказочных героев;
  • Завязывание шнурков.Здесь так же могут помочь развивающие панно, включающие в себя элементы шнуровки;
  • Игры с прищепками.Обычные бельевые прищепки могут стать отличными помощниками в создании развивающих игрушек для малышей. К примеру, желтый круг, вырезанный из картона и прищепки того же цвета помогут создать солнышко, а «лучики» для него ребенок может прикрепить самостоятельно.

Несомненно, в настоящее время количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук  великое множество.  В связи с этим, для каждого ребёнка,на мой взгляд, можно подобрать именно тот комплекс развивающих упражнений, который подходит непосредственно ему. При этом, задания должны приносить ребенку радость, нельзя допкускать  скуки и переутомления.  Главное помнить золотое правило: «умелыми» пальчики  становятся не сразу! Игры и упражнения, пальчиковые гимнастики должны проводиться систематически!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей.  Занятия, игры, упражнения»....

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей»

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику....

Консультация для родителей "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Что такое пальчиковые игры?     Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками,...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: « Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

Консультация для родителей на тему:  « Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения.Не все мамы зна...