Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Учителя-логопеды ГБДОУ №17 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Онегова Татьяна Леонидовна
Казова Наталья Анатольевна
21 век – век информационных технологий.
Развитие современного общества, в том числе и системы образования, характеризуется все более возрастающим по своим темпам процессом интенсификации различных, новых видов деятельности.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены современные подходы в воспитании, коррекции, обучении, такие как:
Индивидуальные программы развития
Новые нестандартные технологии, одной из которых является использование ИКТ
Учитывая особенности детей с нарушениями речи, с которыми мы работаем, ИКТ приобретают особую роль.
Компьютеризация, прочно входит в жизнь детских садов, в т. ч. и в работе с детьми ОВЗ.
Внедряя в коррекционный процесс компьютерные технологии нам нужно учитывать Особенности детей с ТНР
Недоразвитие: восприятия, продуктивного внимания, памяти, мышления, общей, мелкой моторики, пространственных представлений
Снижение познавательных интересов, работоспособности
Психо-эмоциональной неустойчивости
ИКТ являются важным средством в решении коррекционных задач.
Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка.
Информационно – коммуникативные технологии обучения, это
педагогическая технология, позволяющая применять программные и технические средства (кино, аудио, видеотехнику, компьютеры) для повышения эффективности в развитии, обучения и коррекции.
Будущее образования – это образование с участием компьютерных средств обучения.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения является возможность визуализации предоставляемого материала.
Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера наглядное отображение информации в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывая индивидуальные образовательные возможности и потребности каждого ребенка.
Компьютерные программы и приборы позволяют детям самостоятельно различать явления и процессы, наблюдать, изучать закономерности, это способствуют более эффективному усвоению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_rabote_logopeda.docx | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Учителя-логопеды ГБДОУ №17 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Онегова Татьяна Леонидовна
Казова Наталья Анатольевна
21 век – век информационных технологий.
Развитие современного общества, в том числе и системы образования, характеризуется все более возрастающим по своим темпам процессом интенсификации различных, новых видов деятельности.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены современные подходы в воспитании, коррекции, обучении, такие как:
Индивидуальные программы развития
Новые нестандартные технологии, одной из которых является использование ИКТ
Учитывая особенности детей с нарушениями речи, с которыми мы работаем, ИКТ приобретают особую роль.
Компьютеризация, прочно входит в жизнь детских садов, в т. ч. и в работе с детьми ОВЗ.
Внедряя в коррекционный процесс компьютерные технологии нам нужно учитывать Особенности детей с ТНР
Недоразвитие: восприятия, продуктивного внимания, памяти, мышления, общей, мелкой моторики, пространственных представлений
Снижение познавательных интересов, работоспособности
Психо-эмоциональной неустойчивости
ИКТ являются важным средством в решении коррекционных задач.
Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка.
Информационно – коммуникативные технологии обучения, это
педагогическая технология, позволяющая применять программные и технические средства (кино, аудио, видеотехнику, компьютеры) для повышения эффективности в развитии, обучения и коррекции.
Будущее образования – это образование с участием компьютерных средств обучения.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения является возможность визуализации предоставляемого материала.
Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера наглядное отображение информации в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывая индивидуальные образовательные возможности и потребности каждого ребенка.
Компьютерные программы и приборы позволяют детям самостоятельно различать явления и процессы, наблюдать, изучать закономерности, это способствуют более эффективному усвоению материала.
Специализированные компьютерные технологии и программы
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
В этом направлении ведутся различные разработки.
Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Для детей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».
Создаются технические средств поддержки для коррекции произносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха и тяжелыми речевыми патологиями.
Попытки визуализировать звуки речи были предприняты довольно давно. В 70-80 годы в бывшем СССР в свое время были выделены государственные средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих "ВИР", "И-2", «ВИР – 6 Интонограф».
Принципиально новую технологию в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции фонетической стороны речи предложили специалисты компании IBM . В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему "Видимая речь" на базе персонального компьютера.
В нашей стране освоение компьютерной программы «Видимая речь» началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы.
Данная программа в первую очередь предназначена для работы с детьми, с нарушенным слухом и с детьми с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии, заикания.
Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.
При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи:
• речевое дыхание,
• голосообразование – наличие и отсутствие голоса,
• голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.
В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.
Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).
Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен».
Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.
Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-«Биосвязь», компьютерный комплекс с программным обеспечением, пульсотахометр компьютеризированный Пк-БОС, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи.
Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.
Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора.
Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО (Российской академии образования) разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995).
Представленные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи.
Однако, разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.
Одной из таких программ является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».
Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного.
Национальный проект «информатизация системы образования»
Цель: Создание условий для системного внедрения и системного использования информационных и коммуникативных технологий в образовании и, конечно, в работе детского сада.
В этой связи в ходе проекта "Информатизация системы образования" создается единая коллекция ЦОР. Она включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса на основе ИКТ.
Как показывает практика, использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу, улучшить усвоение материала детьми за счет наглядности, увеличения объема продуктивных видов деятельности, создания, использования интересные учебных и дидактических пособий, раздаточных, оценочных, тестирующих материалов, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач. Преимущества использования ИКТ в образовании детей с ОВЗ связаны с появлением возможности качественной оптимизации и индивидуализации коррекционного процесса на основе реализации личносто-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению.
Цели и задачи применения ИКТ
Цели:
- Повышение мотивации и активности детей
- Повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития
- Обеспечение равных стартовых возможностей детям с ОВЗ
Задачи:
- Индивидуализация и дифференциация обучения и развития
- Формирование интереса к игровой и учебной деятельности
- Развитие психических функций за счет повышения уровня наглядности и продуктивного внимания
Области применения ИКТ
- Наглядно-дидактическое сопровождение к логопедическим занятиям:
- Фронтальным
- Подгрупповым
- Индивидуальным
- Диагностика речевого развития детей
- Оформление и ведение документации
- Взаимодействие с родителями, воспитателями, специалистами ДОУ
- Распространение педагогического опыта в сети Интернет
Безопасности работы на компьютере.
(о безопасности работы на компьютере)
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки - умственное, зрительное, физическое напряжение.
Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, с использованием современной компьютерной техники, были разработаны следующие рекомендации:
1. Самые жесткие требования предъявляются к монитору.
Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм.
На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II.
3. Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене.
4. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
5. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
6. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
Требования к использованию ИКТ в образовательном процессе (по САнПин) санитарно - эпидемиологические нормативы и правила
- 6 лет (1-2 гр. зд.) - 15 минут
- 6 лет (3 гр. зд.) -10 минут
- 6 лет (группа риска по состоянию зрения) - 10 минут
- 5 лет (1-2 гр. зд.) - 10 минут
- 5 лет (3 гр. зд.) - 7 минут
- 5 лет (группа риска по состоянию зрения) - 7 минут
Оптимальное использование ИКТ
- 5 – 6 лет 1 – 2 раза в неделю
- Занятия в первой половине дня - оптимальны
- Занятия во второй половине дня – допустимы с 15.30 – 16.30
- Рекомендуемые дни: вторник, среда (по пятницам занятия не рекомендуются)
- Рекомендовано после занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
- Для профилактики зрительного переутомления целесообразно проводить упражнения для глаз.
Особенности оформления презентаций для детей с ОВЗ
- Фон однотонный, не отвлекающий внимания
- Цвета спокойные, не раздражающие
- Изменять цвета несколько раз в течение презентации
- Иллюстрации крупные, реалистичные, не перегруженные лишними деталями
- Умеренное использование анимации и других специальных эффектов
Педагог, использующих в работе с детьми, компьютерные средства обучения, обязан, заботится о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
Использование современных компьютеров и соблюдение вышеизложенных рекомендаций сводит до минимума отрицательное влияние компьютера на организм ребенка.
Средства ИКТ в ДОУ № 17
- Интерактивные доски (по программе Мимио)
- Интерактивный стол (по программе Мимио)
- Компьютеры
- Музыкальные центры и магнитофоны
Виды обучающих электронных образовательных ресурсов
- Слайд - плакат статическое изображение для рассмотрения
- Интерактивный слайд с активными рисунками, заданиями
- Презентация в формате слайд-шоу
- Интерактивные тесты с использованием триггеров
- Слайд с музыкальным или голосовым сопровождением
- Видеоролики (анимации)
- Презентации по лексическим темам
- Электронные учебные пособия с различными интерактивными развивающими программами
Компьютерные учебные пособия, игровые программы
- «Лого игры», «Говорящие картинки», «Игры со словами»
Издательство «Экзамен-Медиа»
Серия «Наглядное дошкольное образование»
- «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
- (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко)
- «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова, издательство «Медиахауз»)
- «Баба Яга учится читать»
- «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…»
- «Азбука малышка» с тетушкой Совой
- «Алик. Скоро в школу»
Рассмотрение различных аспектов информатизации системы специального (коррекционного) образования, на разных уровнях, свидетельствует об актуальности данного вопроса. И у нас, коллеги, я думаю, больше вопросов, чем ответов.
Педагоги, внедряя информационные технологии должны показать детям, как извлечь из компьютера максимальную пользу, сделать его своим другом и советчиком, научить рациональному, разумному использованию этого чуда современной техники.
И в будущем, овладение ИКТ, поможет детям с нарушением речи,
их успешной интеграции в единое образовательное и социокультурное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Презентация к мастер - классу для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...