Консультация для родителей "Массаж - эффективное средство развития интеллекта"
консультация (младшая группа)
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление — это две стороны одного процесса, а вернее — своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_ruk_-_effektivnoe_sredstvo_razvitiya_intellekta.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Оленёнок» с.Казым»
Консультация для родителей
«Массаж рук -
эффективное средство
развития интеллекта»
Подготовила: Рандымова Л.И.
С.Казым, 2019 год
Массаж рук -
эффективное средство развития интеллекта
Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребёнка.
Интеллект - это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.
Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно научиться. И чем раньше вы с ребёнком начнёте заниматься в этом направлении, тем больше надежды, что проблем в школьном обучении у вашего ребёнка не будет.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление — это две стороны одного процесса, а вернее — своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного возраста, влияющие на развитие речи и развитие мышления ребёнка.
Массируя определённую микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем чётко и слаженно работать все системы организма.
Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению её логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще — вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет, его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся — как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительная, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Кисти рук — «экран» состояния систем и органов человека.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором для работы головного мозга, внутренних органов, стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, ещё такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребёнок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребёнок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребёнка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребёнок ещё лежит (4—5 месяцев).
Массажные приёмы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребёнка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой — на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребёнка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой — это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребёнка работать только правой рукой.
Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребёнка.
Специалисты рекомендуют также упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления. Каждое упражнение выполняется по пять раз.
- Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите.
- Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение.
- Движения большого пальца к себе и от себя — очень хорошее и полезное упражнение.
- А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
- Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее — расслабьте кисти.
- Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз.
- Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы — упругими, пальцы — гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застёгнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребёнку тонкие счётные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом — заданными. Если ребёнок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и наконец большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребёнка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителям, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребёнок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребёнка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твёрдую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребёнок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребёнком. Не ждите, когда ребёнок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он тем не менее накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Источник: И.В. Блызкина «Дошкольная педагогика» № 4\ 2002г. (стр. 4-7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Массаж - эффективное средство развития интеллекта"
Консультация для родителей...
Консультация на тему "Массаж - эффективное средство развития интеллекта"
Массаж - эффективное средство развития интеллекта...
Консультация Театральное искусство – эффективное средство развития дошкольников
Театральное искусство...
Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников...
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...
Семинар: Интеллект- карта как средство развития интеллекта и памяти детей дошкольного возраста
Правила создания Интеллект - карты.OДля создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.OОсновная идея, проблема или слово располагается в центре.OДля изображения центральной идеи ...
Сказкотерапия как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является вопрос о развитии эмоционального интеллекта, явления, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собст...