«С пальчиками играем – речь развиваем»
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Представлены упражнения и рекомендации родителям для развития мелкой моторики ребенка, предупреждения дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_palchikami_igraem_-_rech_razvivaem.docx | 302.73 КБ |
Рекомендации для родителей по предупреждению нарушения письма | 603.29 КБ |
Буклет по дисграфии | 82.18 КБ |
Работа со счетными палочками | 82 КБ |
Брошюрка для родителей | 302.73 КБ |
Памятка для родителей | 1.29 МБ |
Упражнения и задания по дисграфии | 2.16 МБ |
Сборник упражнений по дисграфии | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
11. Теневой театр. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!
Логопедический пункт информационно- методического кабинета отдела образования администрации Тоншаевского муниципального района
«С пальчиками играем – речь развиваем»
Составила:
учитель-логопед
Русакова О.В.
Тоншаево, 2017г.
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:
1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д.
5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.
8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.
9. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать.
10. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дисграфию можно скорректировать путем специальных упражнений в чтении и письме. Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и которые можно выполнять на уроке, т.к. они не требуют много времени:
УПРАЖНЕНИЕ
"КОРРЕКТУРНАЯ ПРАВКА".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
УПРАЖНЕНИЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Осуществление тонкой дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. Приёмы: предметное лото (отобрать картинки на заданные звуки), буквенный диктант (записать первую букву слов – "труба", "дом", "дуб", "трамвай").
УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА
Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук с, но чтобы после него стоял бы гласный звук а; * "склеенное" слово — выделение отдельных слов из квазислова (например, "шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка").
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
Данная группа упражнений неразрывно связана со звукобуквенным анализом слов. Большинство из этих упражнений учителя используют на уроках обучения грамоте в 1-м классе. Одни упражнения используются на уроках, другие на индивидуальных занятиях. Но все эти упражнения необходимы для формирования устойчивых связей звуков с буквами.
При помощи дидактических игр, наглядного материала, раздаточных и методических пособий учащиеся формируют активный и пассивный словарь, лексико-грамматический строй языка, развивают мелкую моторику рук и графические навыки, развивают зрительный анализ и синтез, уточняя и расширяя объем зрительной памяти, формируют пространственное восприятие и представление.
С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:
- назвать контурные изображения предметов;
- назвать недорисованные контурные изображения предметов;
- назвать наложенные изображения предметов;
- назвать перечеркнутые изображения предметов;
- определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;
С целью восприятия цвета предлагают:
- подобрать картинки к определенному цветовому фону;
- назвать цвет изображенного предмета;
- разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;
- отобрать предметы определенного цвета;
- закрасить полосочки по заданиюучителя.
С целью восприятия формы предмета:
- подобрать предметы к определенной геометрической форме;
- назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;
- подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;
- построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;
С целью восприятия величины и размера предмета:
- показать на картинке длинные и короткие части одежды;
- расположить предметы по росту;
- расположить предметы по их реальной величине;
Развитие буквенного гнозиса:
- назвать перечеркнутые изображения букв;
- назвать наложенные буквы друг на друга;
- найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;
- конструировать и реконструировать буквы печатного и рукописного шрифта;
(уменьшая количество элементов
– В = Р, А = Л, П = Г,…);
(увеличивая количество элементов
– Р = В, Г = П, Л = А,…);
( меняя расположение элементов
- б = д, Г = Т, Р = Ь,…);
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
Для расширения объема зрительной памяти предлагают:
- запомнить 4-5 картинок.
- игра «Чего не стало ?», «Что изменилось ?»
- запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности.
- запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти.
- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа.
Формирование пространственного восприятия и представлений.
Пространственная ориентация включает в себя два вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
- ориентировка в окружающем пространстве.
И последнее, о чем должен помнить каждый учитель начальных классов. Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я "неспособный", "самый тупой"? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если родители упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается преодолеть, несмотря на плохие отметки. Ребенок пишет с чудовищными ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со словами, читает. И это прекрасно. Проблемы с русским языком, какими бы глубокими и тяжелыми они ни были, не исчерпывают школьного обучения в целом. Ведь впереди история, физика, химия. Кто знает, какой предмет в будущем может привлечь интерес ребенка! Но до них еще надо дожить, сохранить интерес и позитивное отношение к школе и к учебе в целом.
Задача оказывает вполне посильной при привлечении учителей начальной школы и родителей в совместный коррекционный процесс.
Русакова Ольга Витальевна,
учитель – логопед
логопункта ИМК отдела образования администрации Тоншаевского муниципального района
Телефон: 8(83151) 2-15-78
Эл. почта: olechka-rusakova-37@yandex.ru
Логопедический пункт информационно- методического кабинета отдела образования администрации Тоншаевского муниципального района
Буклет для учителей начальных классов:
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ
( логопед рекомендует)
Учитель-логопед:
Русакова О.В.
Тоншаево, 2017г.
Предварительный просмотр:
11. Теневой театр. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!
Логопедический пункт информационно- методического кабинета отдела образования администрации Тоншаевского муниципального района
«С пальчиками играем – речь развиваем»
Составила:
учитель-логопед
Русакова О.В.
Тоншаево, 2017г.
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:
1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д.
5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.
8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.
9. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать.
10. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиками играем - речь развиваем
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...
Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...
Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"
Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...
С пальчиками играем – речь развиваем
Рекомендации по проведению пальчиковых игр...
Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками
Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...
Долгосрочный проект по Развитию Речи "С пальчиками играем- речь развиваем".
Долгосрочный проект по Развитию Речи...