"Телесная терапия в помощь педагогам и родителям"
статья (старшая группа) на тему

Кретинина Юлия Юрьевна

Одной из задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии. Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничению подвижности, ухудшению кровообращения и болям. В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. 

Популярность телесно-ориентированной терапии в современном мире, несомненно, растет. Важным достоинством телесной терапии является также широкое применение разнообразных техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telesnaya_terapiya_dlya_detey.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна? Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

   Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга. Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной.

   Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений. Если это радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр. Детская телесная терапия , а теперь еще раз снова вспомним о том, что детки в младенчестве были абсолютно телесными. И они справлялись с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: Они срыгивали, если было напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха. Еще они писали, когда было напряжение в области мочевого пузыря. Еще они дергали ручками или ножками, если что-то их беспокоило. Как психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению , а  теперь посмотрим: что происходит, скажем, при энурезе?

    Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь». А напряжение может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят». И получается, что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению. Такие болезни, как энурез, принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

     Также к детским психосоматическим заболеваниям относят нарушения пищеварения (склонность к рвоте, спазмы, запоры), тики, навязчивое сосание пальца или грызение ногтей, кожные заболевания, аллергия, бронхиальная астма, расстройства сна и аппетита. И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, что малыш сам толком не может сформулировать свое беспокойство. Даже взрослому, подчас, бывает трудно понять: какие эмоции он испытывает, что мешает ему жить радостно. А уж ребенок, особенно маленький, может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

     Как работает телесно ориентированная терапия? Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение. Телесная терапия для детей При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр. Фактически, Вы сами работаете телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко-крепко обнимаете свое чадо, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его. Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло. Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр. Более подробно об этих играх можно будет прочитать в статье «Игры в тигры». Здесь лишь упомяну, что эти игры позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями. Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий.

     Одной из основных задач для психолога в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем. Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности. Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности. Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить. Ведь здоровый и радостный малыш – это счастье любого родителя!

Важным моментом социализации ребёнка сегодня является его способность контролировать телесные проявления, что тесно связано с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

          На начальных этапах необходимо научить детей дифференцировать состояние напряжения - расслабления отдельных мышечных групп. Я помогаю ребенку, обозначая прикосновением соответствующую мышечную группу и сочетая состояние «как будто» с эмоциональным выражением в свободной форме или в виде стихотворения. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку.

       Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Чем больше мы будем настаивать, тем сильнее будет зажим, так как возникает конфликт-незнание. Не боритесь с ним. Если у ребенка действительно не получается, лучше поискать приемлемый для него способ. Часто дети сами подсказывают нужные варианты, надо только внимательно отнестись к этому.

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Следует помнить, что в отличие от взрослых у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.

Привожу примеры упражнений, используемые в работе с детьми - упражнение «Глазки бегают по кругу» Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх - вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали - спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Упражнение «Гляделки» Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение (грустные они или веселые и т.д.). В группе можно устроить групповые гляделки». Дети садятся на стулья, расставленные в две шеренги друг против друга.

Упражнение «Пчела на носу» Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.

Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки» Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение «Рот на замочке» Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.

У меня есть свой секрет,

Не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться,

Ничего не рассказав (4-5 секунд).

Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

Упражнение «Горошина» Прижать кончик языка к правой щеке и надавливать на нее. Пауза. Затем прижать кончик языка к левой щеке и надавливать на нее. Расслабить мышцы.

Упражнение «Сердитый язык» Упереть переднюю часть языка в верхние зубы. Затем расслабить мышцы.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Упражнение «Ленивая кошечка» Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а».

Упражнение «Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

Упражнение «Полное дыхание» Встать прямо или лечь на пол. Положить руки на верхнюю часть живота. Представить, что под ладонями - воздушный шарик. Вдох - шарик надувается, живот округляется. Продолжается вдох - воздух перемещается в грудь, и шарик надувается там, а в это время шарик на животе сдувается, так как живот втягивается. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхать, «выпуская воздух» сначала из верхнего «шарика», потом - из нижнего «шарика». Упражнение повторяется не более трех раз.

Массаж живота мячом Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Упражнение «Наш веселый, звонкий мяч» Присесть и прыгать вперед на полусогнутых в коленях ногах, как мячик.

Среди различных методов психокоррекции - телесно-ориентированный подход привлекает возможностью коммуникации с помощью языка тела, что позволяем научить детей контролировать свои эмоции.

Список литературы:

Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми : М., 2004.

Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ : М., 1997.

Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119—126.

Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)

Памятки для родителей по правовому воспитанию....

Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)

Ознакомление с конвенцией о правах ребенка....

"Страна букляндия"(буклеты в помощь педагогам и родителям)

Цель буклета :информационное просвящение родетелей. Создание эмоционального настроения, доброжелательности между родителями, педагогами и детьми....

Песочная терапия - консультация для педагогов и родителей.

Использование песочной игротерапии для развития у воспитанников навыков межличностного взаимодействия....

Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с ОВЗ (развитие мелкой моторики, восприятия, вибрационной чувствительности, внимания и памяти, мышления и воображения, раз...

Телесная терапия в помощь педагогам и родителям

Телесная терапия в помощь педагогам и родителям...