Песочная терапия - консультация для педагогов и родителей.
консультация по коррекционной педагогике по теме

Использование песочной игротерапии для развития у воспитанников навыков межличностного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов  и  родителей

на  тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПЕСОЧНОЙ  ИГРОТЕРАПИИ  

ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  У  ВОСПИТАННИКОВ  НАВЫКОВ  МЕЖЛИЧНОСТНОГО  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

                                                                      Корнеева Валентина  Борисовна –

                                                                                             социальный  педагог частного

                                                                                             дошкольного образовательного учреждения

                                                                                              «Детский сад № 71  ОАО  «РЖД»

13 ноября 2015 г.

                           

                                                                                         Что нужно для игры в песок?

                                                                                         А нужно в сущности так мало:

                                                                                         Любовь, желанье, доброта,

                                                                                         Чтоб вера в детство не пропала.

                                                                                          Простейший ящик из стола

                                                                                          Покрасим голубою краской,

                                                                                          Горсть золотистого песка

                                                                                          Туда вольётся дивной сказкой.

                                                                                           Игрушек маленьких набор.

                                                                                           Возьмём в игру подобно Богу

                                                                                            Мы создадим свой мир чудес,

                                                                                             Пройдя познания дорогу.

                                                                                                                              Дмитрий Фролов

                Песочная терапия – одна из разновидностей АРТтерапии, которая строится на теории Юнга о технике активного воображения, как теоретический фундамент песочной терапии.

История возникновения.

               Корни пескотерапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу. Воспитывая своих сыновей, он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. Их руки гораздо быстрее находили средства выражения, когда они играли в песок. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек для игры с песком – словарь недостающих в языке слов. По следам этих игр вышла его книга «Игры на полу».

          Идею подхватил педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая играть детям  с песком в кабинете.

          Швейцарский аналитик Дора Кальфф считает, что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

           В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является наиболее естественной и органичной. По мнению психолога Зинкевич-Евстигнеевой, для дошкольников отыгрывание  своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно. Играя в песочнице, ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это, в свою очередь, позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, в результате чего пережитое не превращается в психическую травму.

          Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому нужно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.  Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает его самочувствие. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приемы обучения детей.

       С помощью песочной терапии  развивается наглядно-образное мышление, восприятие, память, мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук. Строя различные сюжеты, ребенок проигрывает различные трудности в совей жизни, например, сложности в общении с детьми, нерешительность, страх, агрессию.

          В последнее время педагогами и родителями все чаще отмечается, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Кроме того, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

         Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, залог успешного психического здоровья человека.

         Дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность. Если у ребенка в детстве недостаточно сформирована способность к общению, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

        Игра с песком – это своеобразная самотерапия. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, настроение. И этот  опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, снижает эмоциональное напряжение. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

      Рисование песком – это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Рисование песком также развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение. Манипулируя песком, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование пальцами по песку способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, способствует развитию двух полушарий. Песок обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Противопоказания:

1. Высокий уровень тревожности.

2. Кожные заболевания и порезы на руках.

3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.

4. Астма.

Условия работы с детьми:

  • Согласие и желание ребенка.
  • Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

Виды работы в педагогической песочнице:

  • конструирование из песка;
  • рисование песком и на песке;
  • экспериментирование;
  • составление узоров на песке;
  • диагностика;
  • создание картин на песке;
  • создание песочных композиций.

Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу  с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения);

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);

3. Словесные методы ( беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра);

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми:

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, дать усложнение с использованием дидактического материала – камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».

3. Дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание «Песочной сказки».

5. Конструирование из песка.

             Необходимо иметь коллекцию миниатюрных фигурок, желательно не более 8 см высотой. В набор входят обычно игрушки из «киндер-сюрпризов»: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал – камешки, веточки, шишки, - всё, что может быть использовано в песочных играх.

Можно выполнить такие упражнения:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

- можно сгруппировать пальцы по два, три, четыре, пять; здесь ребенок может создать «загадочные следы»

- поиграть пальчиками по поверхности  песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Перечень рекомендуемых игр:

«Художник» взрослый начинает какой - либо рисунок, ребенок дорисовывает. Взрослый должен придумать что-нибудь другое и так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих уже сможет изменить рисунок по-своему.

«Одновременно» предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы.» нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка на которой не хватает ступенек, пусть ребенок ее отремонтирует.

«Подсказка» для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из соли пять кучек. В одной из них спрячьте какой – либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». По мере усвоения порядкового счета, количество кучек может возрастать до 10.

«Вылечи букву» напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

«Песочный телеграф» дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Воспитатель «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру, прямую линию, угол. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким образом – нарисовать пальцем на спине соседа, последний получатель рисует форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

«Песчаные замки» нарисуйте вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на соль, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

«Вензеля из камушков» по заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. От одной буквы можно перейти к выкладыванию коротких слов.

Методические рекомендации по организации песочной терапии:

Игры должны проходить в непринужденной обстановке, подобранные задания соответствовать возможностям ребенка, формулировки инструкций к играм должны иметь сказочную форму. Негативную оценку действий, идей, результатов следует исключить, поощряя фантазию и творческий подход.

Использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

 - Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных   процессов и творческих способностей детей;

- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

                 «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.»

                                                                                                             Артур Шопенгауэр

Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.

Используя лоток с песком, вы с можете вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое.

Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретением. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.

Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен.

В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

Некоторые рекомендации:

- желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

- не надо помещать лоток в углу комнаты.

- лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

- все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.

- песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.

- перед началом работы с песком дети должны мыть руки. Таковы гигиенические нормы.

- после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

Играя в лотке с песком, дети совершенствуют свои навыки, получают удовольствие от экспериментирования, у них расслабляется мускулатура.

Развитие социальных навыков

Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку.

С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы.

Развитие восприятия

Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло и холод.

Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела.

Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.

Агрессивность и гиперреактивность поддаются коррекции при помощи игр в лотке с песком, поскольку такие игры и упражнения действуют на детей успокаивающе.

Примерные рекомендации по использованию песка в работе.

 Содержание

Младшая гр.

Средняя гр.

Старшая гр.

Подготовительная гр.

Свойства

Песок бывает сухой или мокрый (влажный); из мокрого песка можно лепить. Сухой песок рассыпается, на мокром песке остаются следы. На песке можно рисовать.

Сухой песок светлый, а влажный – темный. Влажный песок прилипает к рукам, а сухой – легко отряхивается. Песок можно насыпать в емкость любой формы, песок непрозрачный.

Сухой песок легче, а влажный тяжелее. Ветер разносит сухой песок, а мокрый – нет. Песок не растворяется в воде. Песок может быть крупным и мелким, песчинки не скреплены друг с другом. Песок легко проникает во все щели.

Сухой песок рассыпается, влажный – нет. Песок быстро высыхает, т.к. песчинки отделены друг от друга. Легче идти по влажному песку, чем по сухому. Песок «держит» предмет, не пропускает кислород (им засыпают костер, чтобы он не горел).

Постройки

Куличики из форм, бублики большие и маленькие, дорога длинная и короткая (широкая и узкая), заборчики высокие и низкие, ворота, пирожки, пирожные.

Гаражи для машин, мебель (диван, кровать) для кукол, тарелки глубокие и мелкие, чашки, стаканчики, солнышко, зоопарк, цветочная поляна.

Дороги, мосты через реку, горы и горные дороги, парки, сады, огороды, различные жилища (дома, палатки), улицы города, бульвары, проспекты, спортивная площадка, веранда, колодец.

Замки, крепости, башни, дворцы, фантастические здания, пещеры, скульптуры, транспорт (автомобиль, телега), телевизор, картина, песочно-каменные миниатюры, звездное небо, солнечные планеты.

Игры, задания

«Определи форму», «Напечатай на песке», «Продолжи ряд: круг, квадрат», «Дорисуй», «Следы детей и взрослых», «Закопал – откопал», «Угадай на ощупь».

«Угадай, что это» (отпечатки на песке объемных фигур), «Спрятал – отыскал», «Найди в ведре с песком предмет», «Что это может быть» (дорисуй).

«Угадай руку» (левая, правая), «Следопыт» (чей след, левая-правая нога), «Спрячь-найди предмет в песочнице», «Кто быстрее наполнит песком ведро», «Просей через сито», «Выкладывание на песке фигур из камешков, ракушек».

«Песочный телеграф» (рисование на песке), «Перевернутое изображение», «На что похоже, дорисуй», «Рисование на ощупь», «Рисование букв, цифр, знаков и предметов», «Лабиринты, классики».

Техники рисования песком.

Техника

Описание

Техника закидывания

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы «сбрасываем» верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью (столом), повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с размытыми контурами.

Техника насыпания

Одна из основных темник рисования песком. Как карандашом, рисуем линии, контуры и создаем темные поверхности внутри заданного контура, как кистью. Берем песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, которая находится всего в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному нам контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Важный момент – скорость движения руки над поверхностью: чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящнее она получится. Данную технику можно использовать для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти – они напоминают штрихование карандашом. Небольшими зигзагообразными движениями заполняем песком необходимый контур.

Техника вытирания

Таким способом создаем светлый участки на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Кладем ребро ладони на поверхность и, немного нажимая на ладонь и мизинец, двигаем кисть по стеклу в нужном направлении. Так образуется достаточно большой светлый участок. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

Техника процарапывания

Самая доступная и легкая техника. Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальцев или ноготь. Попробуйте рисовать каждым пальцем и выберите для себя наиболее удобный, например, мизинец. Толщину линий можно менять в зависимости от силы нажима. Толстая линия образуется при рисунке подушечкой пальца, тонкая – ногтем.

Техника отпечатка

Одна из наиболее интересных техник, дающая простор для творчества и фантазии. Помогает добиваться имитации различных фактур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расчёску, кисти, картонку.

        Все техники можно использовать вместе или по отдельности – в зависимости от сюжета. Сначала следует выполнить с детьми рисунок на листе бумаги: это облегчит процесс его создания на песке. На каждом этапе рисования можно вносить изменения и дополнения. Конечно, песочные картины недолговечны, но результат творчества можно сфотографировать.

Примеры игр с песком:

Игра-эстафета «Кто быстрее наполнит ведерко песком»

Вариант 1

        Дети делятся на две команды. Участники команд по очереди насыпают совком песок в ведро из песочницы. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свое ведро. После игры песок высыпают обратно в песочницу.

Вариант 2

        Дети встают цепочкой от песочницы с двух сторон и передают совки с песком, чтобы наполнить ведро. Каждый ребенок, отдав совок, перебегает и встает последним. Важно, как можно осторожнее передавать совок, чтобы не рассыпать песок.

Игра «Песочный телеграф»

Вариант 1

        Дети стоят друг за другом. Первый ребенок «рисует» пальцем на спине впереди стоящего, другой – следующего и т.д., последний рисует на песке. Все сравнивают, совпадает ли задуманное.

Вариант 2

        Можно провести соревнования по командам: кто быстрее и точнее передаст «телеграмму» (букву, цифру, слово и т.д.)

Игра «Песочно-каменные миниатюры»

        На песке выкладываются фигуры из камешков. Нужно быстро, ровно и красиво создать рисунок (русалка, катер, дом, цветок и т.д.)

Игра «Следопыт»

Вариант 1

        Создаются отпечатки на влажном песке от объемных предметов. Необходимо правильно угадать, что за предмет оставил след. Можно использовать не более 5-7 предметов.

Вариант 2

        Можно провести соревнования по командам. Одна команда «оставляет след» от предмета, другая – отгадывает, затем наоборот. Выигрывает та команда, которая правильно назовет большее количество предметов.

Игра «Угадай руку»

        Один ребенок оставляет отпечаток своей руки, а другой должен определить по расположению пальцев, какая это рука – левая или правая, а также внешняя или внутренняя сторона ладони. Потом дети меняются местами. Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

Игра «Угадай предмет»

        Выносятся объемные и необъемные предметы. Все дети отворачиваются, водящий выбирает предмет и делает отпечаток на песке. После этого все поворачиваются и пытаются определить, каким из предложенных предметов оставлен след. Тот, кто правильно назвал предмет, становится водящим.

Подвижная игра «Сухой – мокрый песок»

Вариант 1

        Играют все дети группы. Дети – «песчинки» собираются в «кучу». На слова ведущего «Мокрый песок» дети остаются на месте, показывая, что мокрый песок не рассыпается. На слова «Сухой песок» они разбегаются, показывая, что сухой песок легко рассыпается. Затем опять собираются в «кучу». Ведущий старается запутать детей, убыстряя темп, повторяя подряд одно и то же. Кто ошибся, выходит из игры.

Вариант 2

        Дети изображают, как идут по сухому или влажному песку. Уточняют, по какому песку легче идти. Слушают команды ведущего и изображают походку по песку. Кто ошибся, выбывает из игры.

(Сценарии прогулок-событий «Нам песочек привезли!», «Песочная страна», «День ГИБДД», «Экспедиция. Охотники за минералами», «С днем рождения, Земля!», «Первый полет в космос»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

«Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ»

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психолог...

Песочная «терапия» Консультация для родителей Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропотки

Песочная «терапия» Консультация для родителей Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропотки...

Песочная терапия консультация для родителей

Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком (сендплей). Она взяла начало от древних детских игр с эти...

Консультация для родителей "Песочная терапия как способ работы с родителями детей с ОНР в детском саду"

Песочная терапия - это метод,  направленный на избавление  от психосомотических заболеваний, повышение тревожности, страхов,неврозности, он помогает пережить трудности, которые связаны с раз...