Влияние семьи на формирование самооценки ребенка
консультация на тему
Семья играет значительную роль в формировании самооценки ребенка. В каждой семье свой стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_formirovanie_samoocenki_rebenka.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на формирование самооценки ребенка.
Семья играет значительную роль в формировании самооценки ребенка. В каждой семье свой стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
Ребенок, когда рождается, у него отсутствует вторая сигнальная система: он еще не владеет словом как инструментом, а все потребности у него существуют. Потребность в тактильном контакте, когда родители носят малыша на руках, в получении положительных эмоций. Эти эмоции ему доставляет кормление, сухие пеленки, ласковые с ним разговоры, то есть все то, что в транзактном анализе называется «поглаживанием». Но ребенок не может сам себя погладить: ни накормить, ни поменять подгузники, ни поговорить со взрослыми. Более того, чтобы привлечь их внимание, ребенку приходиться прибегать к « пошлепыванию» - плачу, громкому крику. Вырабатывается ощущение беспомощности, неспособности повлиять на окружение, незначительности, слабости. Подобное ощущение вырабатывается у всех, абсолютно всех детей; поскольку чтобы не делали родители, как бы они не заботились о своих детях, все равно ребенок не может получать желаемые удовольствия самостоятельно, и это способствует появлению негативного отношения к себе. Если бы ребенок мог сформулировать свои ощущения, они звучали бы так: «Я ничего не могу, ни накормить себя, когда хочется; ни получить ласку окружающих, когда нужно, Я хочу писать, а мне дают пить и т. д. Все что я могу - это ждать когда обо мне позаботятся. Я никакой. Я отдан на милость другим взрослым – родителям, они меня «погладят» они хорошие. Ребенок растет, делает первые шаги, родители радуются тому, что спустили его с рук, но как долго продолжается их радость? « Вот туда не ходи, там опасно. Не лезь в лужу – промочишь ноги». Что ребенок начинает понимать? – « Родители умные, они же говорили мне не ходить в лужу, вот действительно, ноги промочил!» А родители на этом не останавливаются: «Не крутись за столом – вот, стакан на полу; засучи рукава, когда идешь мыть руки – вот все рукава мокрые. Не лезь в банку с вареньем…». Что ребенок слышит? «Я плохой, я не удовлетворяю требованиям взрослых. Если учесть тот факт, что до четырех- пяти летнего возраста у детей отсутствует анализ собственных действий, и они не могут дифференцировать собственное «Я» от своих поступков, то любое родительское «Ты почему…?", "Сколько раз тебе говорить…? "Опять ты…- ребенок воспринимает как негативную оценку. «Негативные» высказывания родителей в адрес ребенка укрепляются в сознании малыша, изменяя его самооценку. « Я маленький, я беспомощный, ничего не могу делать правильно, я неуклюжий, я глупый. А папа или мама - « они большие, всегда правы, всегда знаете «как надо» умные, вы контролируете меня, можете и имеете право управлять мной, наградить или наказать меня». Ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии какого-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная активность ребенка.
Отношение к себе у ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.
У детей самооценка зависит от мнения значимых взрослых и, в первую очередь, от оценки родителей.
Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка уже в более старшем возрасте. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.
Негативная самооценка может привести к:
- Развитию нерешительности, застенчивости.
Ребенок может избегать ситуаций устного опроса на занятиях, не отвечать на вопрос, хотя знает ответ, может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует фразы: «не знаю», «у меня не получится».
- Эмоциональной неустойчивости (обидчивости)
Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
- Страхам.
Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.
- Тревожности
- Конфликтности.
Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других
- Агрессивности.
Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, мимоходом ударить встречных, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.
Ощущать себя «неумехой» или «плохим» ребенку очень трудно, поэтому он может вести себя достаточно агрессивно, самоутверждаясь при этом.
В семье, для формирования позитивной самооценки, очень важно, чтобы ребенок был окружен вниманием и любовью, не зависимо от того, какой он в данный момент – убрал ли быстро игрушки, или разбил любимую мамину вазу. Родителям необходимо фиксировать внимание ребенка не на его промахах, а замечать и провоцировать его успехи. Хвалить ребенка можно при помощи, так называемого «Ты сообщения»: «Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец». А вот воспитывать при помощи так называемого «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих переживаниях от первого лица: «Я не люблю…, мне не нравиться…, меня обижает…
Например: « Меня огорчает, когда мой сын (дочь) меня не слышит. Я-сообщение незаменимо, когда родители раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе, о своих чувствах, а не о нем. При этом ребенок воспринимает такое высказывание родителей не как оценку его действий. Я- сообщение предназначено для того, чтобы ребенок услышал и понял вас, вы могли договориться, разрешить проблему. В семье, где часто используется Я- сообщение царит атмосфера доверия. Родители, проявляющие интерес к проблемам своих детей, участвующие в разрешении проблемных ситуаций, считающие своих детей достойными уважения, помогают своим детям оценивать себя позитивно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности семейного воспитания. Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Влияние семьи на ребенка....
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Влияние семьи на формирование личности ребенка
Конспект для родительского клуба...
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Статья о взаимоотношениях в семье. Как эти отношения влияют на развитие ребенка....
Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы». Специальные исследования обнаруж...
Роль семьи в формировании самооценки ребенка
Иметь обоснованное представление о самооценке ребенка очень важно родителям, педагогам, психологам для установления продуктивных взаимоотношений с ним, для качественного общения, а при необходимости –...
Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....