Консультация для родителей: «Воспитываем ребёнка с нарушением зрения: основные ошибки и заблуждения»
консультация
Огорчения родителей по поводу дефекта ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К ребенку с нарушением зрения следует относиться как к здоровому, полноценному человеку. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Воспитываем ребёнка с нарушением зрения: основные ошибки и заблуждения»
Составила: Я. Б. Зуева,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ «Детский сад № 63»
Особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения. Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие таких серьёзных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребёнка, диагностируют косоглазие и амблиопию. С трех до семи лет у детей развивается способность чётко видеть на разных расстояниях, так называемая аккомодация. В этот период особенно важно, чтобы у ребёнка во время занятий было хорошее освещение, чтобы он излишне не переутомлял глаза, использовал книжки с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость. Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее - в 11-12 и в 14-15 лет. Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объёме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракции.
Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы. Подобная ситуация порождает серьёзные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей. Очень часто родители стремятся максимально облегчить ребёнку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь. Другая крайность - родители как бы не обращают внимания на заболевание ребёнка, требуя от него слишком многого. И в том и в другом случае у детей развиваются психологические комплексы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребёнку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
1. Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к лечению, которое весьма продолжительно.
2. Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
3. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
4. Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слабовидящих детей.
5. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
6. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними.
7. Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: бильярд, футбол, хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.
8. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, естественно, под контролем взрослых.
9. Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.
Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Профилактика и коррекция нарушений зрения у дошкольников"
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению....

консультации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения
Консультациия "Готовимся к ПМПК" знакомит родителей с алгоритмом прохождения ПМПК, а также с пакетом документов и процедурой обследования ребёнка....

Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушением зрения и слуха»
Консультация для родителей...

"Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с нарушениями зрения"
Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с нарушениями зрения, со списком упражнений для зрения...

Советы заботливым родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения
Роль зрения в жизни ребенка трудно переоценить. Все, что видит ребенок, оказывает большое влияние не только на его самочувствие, но и на его существование и взаимодействие в обществе. Психологи ...

«КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
Материал для родителей детей с нарушением зрения...