Возрастные психологические особенности дошкольников
консультация по теме

Гордеева Светлана Владимировна

Возрастные психологические особенности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vozrastnye_osobennosti_.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Физическое  развитие

      Продолжается  процесс  окостенения  скелета  ребенка.  Дошкольник  более  совершенно  овладевает  различными  видами  движений.  Тело  приобретает  заметную  устойчивость. 

Дети  к  6  годам  уже  могут  совершать  пешие  прогулки,  но  на  небольшие  расстояния.  Шестилетние  дети  значительно  точнее  выбирают  движения,  которые  им  надо  выполнить.  У  них  обычно  отсутствуют  лишние  движения,  которые  наблюдаются  у  детей  3-5  лет. В  период  с  5  до  6  лет  ребенок  постепенно  начинает   адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  к  6  годам  начинает  доставлять  ребенку  радость,  способствует  эмоциональному  благополучию  и  поддерживает  положительное  отношение к  себе  («я  хороший,  ловкий»  и  т.д.). Уже  начинают  наблюдаться  различия  в  движениях  мальчиков  и девочек (у  мальчиков  - более  прерывистые,  у девочек – мягкие, плавные).

К  6  годам  совершенствуется  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук.  Некоторые дети  могут  продеть  шнурок  в  ботинок  и  завязать  бантиком.

В  старшем  возрасте  продолжают  совершенствоваться  культурно гигиенические  навыки:  умеет  одеться  в  соответствии  с  условиями  погоды,  выполняет  основные  правила  личной гигиены, соблюдает  правила  приема  пищи, проявляет  навыки  самостоятельности.  Полезные  привычки  способствуют  усвоению  основ  здорового  образа  жизни.

Игровая деятельность

Освоение  окружающего  мира  продолжает  осуществляться посредством игры,  меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли  в  игре  распределяются  до  ее  начала,  не  редко  это

сопровождается  конфликтами,  так  как  появляется  осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.

Важную  ступень  занимает  речь  детей  в  процессе  игры,  она отличается  от  реального  общения  —  становится  более эмоциональной,  интонационно  нагруженной  в  зависимости  от

взятой  роли.  Часто  в  основе  игры  лежат  «взрослые  дела»  —  дети желают  походить  на  взрослых,  занимающих  в  их  жизни  значимое положение.

Сенсорика и образное мышление

В  этот  период  восприятие  цвета,  представления  о  строении предметов,  их  величине/форме  продолжают  совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.

Динамично развивается образное мышление:

  • Совершенствуется  обобщение,  открывая  путь  развитию словесно-логического  мышления  (в  процессе  группировки учитываются  несколько  факторов  –  цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
  • Происходит  становление  знаний  о  цикловых  изменениях (смена  времен  года,  дня/ночи,  процесс  развития, увеличение/уменьшение).

Изобразительная и конструкторская деятельность

5-6-летний  возраст  отличается  периодом  активного  рисования  — ребенок  может  создать  около  2000  рисунков  за  год,  при  этом содержание  будет  самым  разнообразным  —  воображаемые ситуации,  впечатления,  иллюстрации,  желания.  Изображенные объекты  имеют  схематичные  очертания,  при  этом  может передаваться  динамика  движений.  В  рисунках  появляется  сюжет, человек  наделяется  некоторыми  пропорциями,  вырисовываются простейшие детали.

Процесс конструирования значительно усложняется:

  • Деятельность  принимает  аналитический  характер  —  ребенок знает  название  деталей,  может  произвести  замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.
  • Способ  обследования  образца  принимает  обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.
  • В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.
  • Создание построек приобретает совместный характер.

Речь и воображение

Совершенствование  речи  затрагивает,  в  первую  очередь,  ее

звуковую  составляющую  —  улучшается  воспроизведение  звуков

(шипящие/свистящие/сонорные).

Развивается:

  • Грамматический строй.
  • Связность речи.
  • Фонематический слух.
  • Интонационная выразительность.
  • Эмоциональная составляющая.

Чтение  стихов  становится  наиболее  выразительным  —акцентируется  внимание  на  смысловой  составляющей  текста, обогащается  лексика  посредством  использования синонимов/антонимов.  Отмечается  активное  словотворчество  — дошкольникам  легко  составить  пересказ  или  рассказ  по  картинке, при этом внимание уделяется и деталям

Математические представления

  • Определять  направление  (вправо/влево,  вперед/назад, вверх/вниз).
  • Производить счет в пределах 10.
  • Отвечать  на  вопросы  «Сколько?»,  «Какой  по  счету?», «Который?».
  • Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.
  • Производить  деление  круга  или  квадрата  на  2  или  4  равные части.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

  

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.

 Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

  • С уважением относиться к его фантазиям и версиям, Различать «ложь», защитное фантазирование и просто игру воображения.

(Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.)

  • Внимательно  относиться  к  его  желаниям,  умея  во  время пресекать вредные из них.
  • Поощрять  его  желание  общаться  со  сверстниками,  а  также обеспечивать встречи с близкими и родными.
  • Поощрять  самостоятельность  ребенка,  снижая  контроль  и опеку за ним.
  • Отвечать  на  вопросы  ребенка,  даже  если  некоторые  из  них «неудобные».
  • Помогать  возобладать  над  страхами,  выслушивать  ребенка, поддерживать его


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет

В средней группе важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми, так как...

Консультация «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своев...

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности дошкольников 1 младшая группа"

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, ...

Родительский лекторий "Психологические особенности дошкольников на всех возрастных этапах".

Описаны кризисы развития дошкольников ,социальная ситуация развития,коммуникативная сфера, основной вид деятельности, отношения со сверстниками и взрослыми, особенности психических процессов....

Возрастные психологические особенности старших дошкольников 6-7 лет.

Анатомо-физиологические особенности Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На сед...