Консультация «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»
статья (младшая группа) по теме

Кирюхина Надежда Викторовна

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кризис трех лет15.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»

        

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов».

        Следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
  • Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
  • Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
  • Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
  • Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
  • Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
  • Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
  • Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функций самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
  • Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды.
  • Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с ребенком мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Вини-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать ребенку о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, что его интересует. Он играет – придумывает воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая страничка для родителей "Кризис трех лет"

Советы родителям, как вести себя с ребенком кризиса трех лет.  В материале представлена информация: как проявляется кризис трех лет, причины возникновения, значения кризиса и чем его полезность и...

Консультация для родителей 2 младшей группы "Кризис трех лет"

Уважаемые родители!Здесь вы можете найти ответ на  вопрос:"Почему трехлетний ребенок капризничает?" и позакомиться с тактикой вашего поведения в этот период....

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности дошкольников 1 младшая группа"

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, ...

Консультация педагога для родителей младших дошкольников «Я САМ! » (кризис трех лет)

Консультация педагога для родителей младших дошкольников  «Я САМ! » (кризис трех лет)...

Возрастные психологические особенности старших дошкольников 6-7 лет.

Анатомо-физиологические особенности Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На сед...

Консультация для родителей. «Возрастные психологические особенности детей младшего возраста»

Консультация для родителей. «Возрастные психологические особенности детей младшего возраста»...