материал для родителей
статья (подготовительная группа) на тему

Щетинина Татьяна Вячеславовна

материал для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста.

         Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?          Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу. Часто бывает так, что читающий и считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи, он не может сосредоточиться , небрежно выполняет задания. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты внимание, мышление, восприятие, графические навыки.

  Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.

         Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умения рисовать, штриховать, обводить соединять по точкам и т.д. Графические навыки – один из главных навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам и т.п.). 

Графический навык предполагает:

 - умение красиво и легко (ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные);

-легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

 - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

        Овладение графическими навыками у дошкольников происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая                                Для этого мы формируем предпосылки графической деятельности это :

  • развитая мелкая моторика -способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев
  • развитая зрительно-моторная координация - способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма - ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость - необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание - умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

          Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого мы определили  начальный уровень владения карандашом, а также выявили  умения выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных постепенно предлагаем  воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

         При этом важно отметить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом. 

          Также важным является работа с крупными изображениями (на весь лист), отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде». 
В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий).
 Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей.

          Овладение детьми графическими навыками требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

Для формирования у детей графических умений, используем  в работе следующие приёмы:

• Штриховка;

• Обведение;

• Дорисовывание;

• Рисование орнаментов и узоров;

• Раскрашивание картинок;

•Графические задания;                                                                                                                           •Работа с клеточкой;                                                                                                                                             •Массаж и самомассаж,                                                                                                         •Пальчиковая гимнастика;                                                                                                     •Работа с предметами;

В первую очередь, необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш. Приучая детей правильно держать карандаш, показываем, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец. Детям предлагаем  проделывать эти упражнения перед началом работы. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут, не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма. на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Задания  выполняем  в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений.

    Психолого-педагогическая диагностика (Семаго) позволила  оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности детей, и готовности к школе.

Детям было дано задание «Продолжи узор». Целью данного задания было: Оценка особенностей моторных навыков и тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно, средний балл по заданию составил-4,2

    Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....