Сценарий открытого НОД по народному календарю "Капустные вечерки" на базе ДОУ "Ласточка"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Верещагина Ирина Федоровна

Цель: Приобщать детей к народным традициям.

Задачи: Обогащать знания детей о пользе капусты. Способствовать развитию положительных эмоций и желанию участвовать в мероприятии. Воспитывать активность.

Предварительная работа: Посадка, уборка капусты на огороде д/сада. Беседа и чтение художественной литературы об овощах. Разучивание песен, загадок о капусте. Рассматривание альбома «Овощи». Оформление центральной стены под русскую избу.

Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение

Задачи: Познакомить детей с  русским народным праздником  «Капустница»,  с народными традициями и играми. Закрепить знания  детей  о капусте. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.

 

 

Цель: воспитание у детей патриотических чувств наследием семейской культуры.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с традицией семейского народа - посиделки. Формировать представления о народной культуре, быте, традициях.
2. Развивать навыки позитивного и активного поведения в процессе совместной деятельности по изготовлению продукта (квашения капусты).
3. Развивать речевую активность, диалогическую речь. Расширять словарный запас. Закреплять умение пересказывать выученные ранее пословицы о капусте. Развивать интерес к речи (звучание и значение слов: кадка, бочка, сечка, вилок и др.).
4. Формировать представления о стране, развивать патриотические и гражданские чувства. Воспитывать привычки следовать правилам культуры.

Материалы и оборудование: Декорации «русской избы», кадка, бочка, пестик, сечка для рубки и квашения капусты, специи и овощи: капуста, морковь, семена укропа, клюква, перец горошком и др., народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, свистулька, трещетка).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий открытого НОД27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок»







Конспект
образовательной деятельности

на тему:

«Капустные посиделки»

на базе ДОУ «Ласточка»


Тарбагатай

2018 год

Цель: Приобщать детей к народным традициям.

Задачи: Обогащать знания детей о пользе капусты. Способствовать развитию положительных эмоций и желанию участвовать в мероприятии. Воспитывать активность.

Предварительная работа: Посадка, уборка капусты на огороде д/сада. Беседа и чтение художественной литературы об овощах. Разучивание песен, загадок о капусте. Рассматривание альбома «Овощи». Оформление центральной стены под русскую избу.

Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение

Задачи: Познакомить детей с  русским народным праздником  «Капустница»,  с народными традициями и играми. Закрепить знания  детей  о капусте. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.

Цель: воспитание у детей патриотических чувств наследием семейской культуры.
Задачи: 
1. Продолжать знакомить детей с традицией семейского народа - посиделки. Формировать представления о народной культуре, быте, традициях.
2. Развивать навыки позитивного и активного поведения в процессе совместной деятельности по изготовлению продукта (квашения капусты).
3. Развивать речевую активность, диалогическую речь. Расширять словарный запас. Закреплять умение пересказывать выученные ранее пословицы о капусте. Развивать интерес к речи (звучание и значение слов: кадка, бочка, сечка, вилок и др.).
4. Формировать представления о стране, развивать патриотические и гражданские чувства. Воспитывать привычки следовать правилам культуры.

Материалы и оборудование: Декорации «русской избы», кадка, бочка, пестик, сечка для рубки и квашения капусты, специи и овощи: капуста, морковь, семена укропа, клюква, перец горошком и др., народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, свистулька, трещетка).

Предварительная работа: просмотр презентации «посиделки», чтение и заучивание произведений народного фольклора, стихов, пословиц, загадок, о капусте, пальчиковые игры  «Капуста», беседа о значении капусты, разучивание народных и хороводных игр, рассматривание иллюстраций с изображением различной капусты, знакомства с многообразием блюд из  капусты, приготовление блюд дома с родителями.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие друзья.

Я к вам приехала издалека.

Хотела узнать, как называется место, где вы живете?

Дети  - мы живем в с. Тарбагатай…………………………..

Воспитатель – А страна как называется в которой вы живете?

Дети – Россия

Воспитатель  - да  действительно, мы живем в России. Россия - богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как, вы, понимаете это слово? Что такое традиция?

Дети: Это когда отмечают праздники.

Воспитатель: Традиция - это "передача", то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). А кто знает, какие есть традиции?

Дети: День рождения, масленица, рождество.

 Воспитатель:  Молодцы, есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, роспись, вышивки. Сегодня я вас хочу познакомить с одним  праздником, который  посвящен одному овощу, а какому вы догадаетесь, отгадав загадку.

Закутан ребёнок в сорок пелёнок»

Лоскуток на лоскутке,

Зелёные заплатки

Целый день на животе

Нежиться на грядке.

Дети: Капуста

А кто еще загадки про капусту знает

Ребенок  Я на грядке уродилась в сто одежек нарядилась.

Ребенок Все одежки без застежки, кочерыжка вместо ножки. 

У народа в каждое время года есть свои традиции. А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель Раньше, много лет назад, самые веселые праздники проводились именно осенью. Один из таких праздников назывался Капустница, и праздновали его в октябре.Все огородные хлопоты позади, с полей убрали урожай овощей.

Капусту убирали с огорода в конце сентября, начале октября. Звали родственников, соседей на подмогу. Потом готовили вкусные блюда из капусты, играли и веселились.

Телефонный звонок

Воспитатель: Ребята послушаем:  кто это нам позвонил?

Голос: Здравствуйте дорогие ребятишки . Это детский сад Ласточка

Дети – да

Голос: Ой дорогие мои ненаглядные !Слыхала про вас, что  вы всегда готовы помочь! Вот и обращаюсь к вам за помощью  - капусточку надо посолить . Ребята вы готовы помочь?

Дети Да

Воспитатель: Прежде чем отправиться нам нужно подумать,  как и на чем?

(выбор детей)

Воспитатель: Чтобы нам удобнее было перемещаться,  я собой прихватила удобные старинные лапти, которые носили в старину. Наши ребятишки так любят в них путешествовать. Вы хотите в них отправиться.

Дети надевают лапти и занимают места в своих транспортных местах.

Под народный наигрыш дети попадают   в избу

Хозяюшка -Пожалуйте, гости дорогие! У меня для каждого найдётся местечко и доброе словечко!

Ребёнок: 

Туда голуби летают, где их привечают!

Пришли мы сюда скуку разогнать.

На людей посмотреть, да себя показать!

Хозяйка: Гостю  почёт -  хозяину честь.

Дети: Здравствуйте!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Сядем рядком, да поговорим ладком. Где потеснее, там веселее. Есть народная пословица: «Гость на порог – хозяину радость». А почему так говорили? Может быть, наоборот, хлопоты?

Дети: В старину не было ТВ и радио, люди ходили друг к другу в гости, общались, делились новостями, веселились.

Хозяйка: а как называли такие собрания?

Дети: Посиделки

Хозяйка: Посиделки, поседки, беседушки.. В старые добрые времена , поздней осенью был у людей обычай такой: собираться на посиделки. Посиделки устраивались в какой-нибудь избе – большой и просторной. А чем занимались на посиделках?

Дети Работали и веселились.

Хозяйка: А какую работу выполняли?

Дети: Вязали, вышивали, пряли шерсть

Хозяйка: Верно, девушки на посиделках шили, пряли шерсть, щипали перо для перин и подушек . А парни плели корзины, лапти, вырезали из дерева ложки… А некоторые просто приходили пообщаться и повеселиться.

Самые веселые и щедрые посиделки были в осенние праздники и связаны они были со сбором урожая или заготовкой продуктов на зиму. Так, в сентябре праздновали Фёклу-свекольницу. Как вы думаете, что люди делали?

Дети: дёргали свеклу.

Хозяйка: Верно, в народе так говорили: на Фёклу копай свёклу. А еще праздновали в старину Куприянов день. В это день копали картошку. В день Петра и Павла рябинников собирали рябину.

Самый любимый и самый весёлый осенний праздник на Руси праздновали в октябре и назывался он Капустник или «капустки», Праздновался он в начале октября, длился 2-3 недели. С этого дня принято было заготавливать капусту. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. На «капустки» собиралась молодежь, чтобы помочь хозяевам заготовить квашеную капусту на зиму. Семьи тогда были большие, и, чтобы их обеспечить капустой, требовалась не одна бочка квашеной капусты.

 В одиночку было не справиться и хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Девушек, называли «капустницы», а саму помощь – «капустки». Девушки рубили капусту, а парни приходили развлекали девушек шутками, помогали закрывать кадки, относить их в подполье. После работы парни и девушки водили хороводы, играли в веселые народные игры, пели шуточные песни. В общем, веселились от души.

Ну что, ребятки, разговором сыт не будешь, делу время – потехе час. Поможете мне засолить капусту на зиму?

Вспомним как же с давних времен заготавливали капусту.

Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем
Мы морковку трем, трем.
Перемешиваем.
В бочки плотно набиваем
И в подвалы опускаем.
Вот какая вкусная капуста получилась!

А теперь я предлагаю помыть руки, надеть фартуки и приниматься за дело!
Дети моют руки, надевает фартуки.
Хозяйка приглашает детей к столу.
Хозяйка: Как вы думаете, с чего нужно начать работу?
Дети: Убрать плохие листья
Хозяйка: Верно, капусту нужно зачистить от плохих и вялых листьев, а затем вырезать кочерыжку. Рубка капусты была праздником для деревенских ребятишек, ведь дети очень любят кочерыжки и во время рубки капусты малыши не отходили от матерей. Для того, чтобы нам легче было рубить, я предлагаю разобрать капусту на отдельные листочки.
Дети разделяют капусту и складывают в корыто.
Хозяйка: Теперь капусту нужно порубить, для этого в старину пользовались СЕЧКОЙ (показать).
Хозяйка показывает как сечкой рубить капусту и дает попробовать порубить каждому ребенку.
Хозяйка: При рубке капусты приговаривали: "Вилки в ведро, руби серебро, сечи-мельчи, в кадку топчи".
Хозяйка: Какие молодцы! Капусту нарубили, что же теперь с ней делать дальше?
Дети: Посолить, добавить морковку
Хозяйка: Ребятки, у меня ведь есть рецепт засолки капусты. посмотрите, какие же еще продукты нам понадобятся
Рассматривание мнемотаблицы.
Дети по рецепты добавляют ингредиенты: морковь трут по очереди на тёрке, лавровый лист, клюкву, перец горошком, соль, сахар, изюм, семена укропа, петрушка.
Хозяйка: Все продукты добавлены, теперь капусту нужно перемешать и сложить в кадку. Каждую порцию капусты нужно утрамбовать деревянным пестом, пока не выступит сок.
Дети укладывают капусту и утрамбовывают.
Хозяйка: Если сока было мало, в капусту доливали квас, поэтому и называли такую капусту «квашеной».
Ребенку предлагается налить в кадку квас.
Можно положить гнет. Это большие камни. Как только на капусте появятся пузырьки, ее протыкают в нескольких местах деревянной палочкой, ножом.

Хозяйка: Затем накрывали капусту белой хлопчатобумажной тканью и убирали в прохладное место – подпол или подвал. Какие вы еще знаете блюда из капусты?
Дети: Капустный салат, голубцы, пирожки с капустой.

Воспитатель  Ребята,  а у нас в Унэгэтэе, откуда я к вам приехала,  тоже чтят семейские традиции. Мы тоже солим капусту по разным рецептам, но есть у нас на селе современный помощник - это  плодовощной завод, Так вот там  перерабатывают,  собранные осенью  овощи и получаются вот такие вкусные блюда в красивых баночках.

Посмотрите вот какие гостинцы я вам привезла:

Вот щи, вот борщи, вот рассольник . И все это овощные блюда и везде капуста.  
Хозяйка: Да Капуста  со старины считается  главным овощем на столе. Говорили: «Ни один рот без капусты не живёт». А вы какие пословицы про капусту знаете?
Дети:
«Вырастишь капусту, в закромах не будет пусто»
«Для чего огород городить, коли капусту не садить?»
«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой»
«Без капусты щи не густы»
«Капуста не пуста, сама лезет в уста»
Хозяйка: А еще есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело».
Поработали мы с вам на славу, пора отдохнуть и повеселиться.
Предлагаю нам помыть руки и отдохнуть.

Хозяйка: А какие же посиделки обходились без частушек?!
Девочка: Что за славный денёк!(обращается к мальчику): Поднимайся, куманек! Чтоб порадовать гостей, споём частушки поскорей!

Частушки.
1.Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в вашей хате половицы лопнут?

2.Мой дружочек так хорош, да росточком очень мал
Проводил меня до дома, я чихнула – он упал!

3. А у нас во дворе квакали лягушки
А я с печки босиком - думала, подружки.

4.По деревне я шла и  Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела.

5. Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.

6. Если б не было воды, не было бы кружки.
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

7. Вышивала сарафанчик, уколола пальчики
Не ходите вы за мною, озорные мальчики

Хозяйка: Ой да молодцы!
Ребятки, а мы с вами капусту рубили?
Дети: Рубили.
Хозяйка: А хоровод водили?
Дети: Не водили
Хозяйка: Ну тогда, честной народ, заводи хоровод!


Хоровод «Вейся, капуста»


Хозяйка: Не красна изба углами, а красна пирогами. Умей в гости звать – умей угощать! Заканчивались «капустные посиделки» угощением. Главным блюдом были пироги и пирожки с капустой! Я для вас тоже приготовила угощение – чем богаты, тем и рады! Спасибо вам, дорогие мои за помощь и веселье!
Воспитатель: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нынче все мы «по сусекам» личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить…
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!!!

Ребёнок: Времена теперь другие, как и мысли, и дела -
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ далеко глядит вперёд,
Но приданья старины забывать мы не должны!

Наши посиделки закончились, до свиданья, гости дорогие! Приходите ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия смены летнего оздоровительного лагеря «Дружба», организованного на базе детского дома.

Сценарий может быть использован педагогами детских садов для открытия летнего оздоровительного сезона, а также педагогами школ для открытия пришкольного оздоровительного лагеря....

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамках Дня открытых дверей для будущих воспитателей на базе МБДОУ № 6

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамка...

Сценарий открытого развлечения «Праздник народных игр»

Сценарий открытого развлечения   «Праздник народных игр»(для детей средней группы) Цель: Активизировать знания детей о русских народных играх, способствовать развитию к...

Сценарий открытия музея русской народной куклы в ДОУ

Создание итегрированного социально - культурного развивающего пространства в дошкольной организации достойная цель . Этому яркому событию и посвящен сценарий. Василиса Премудрая, Скоморох, Баба Яга- в...

Сценарий открытого развлечения «День Народного единства»

Развлечение для старших групп детского сада....