Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?
статья на тему
Какие качества у детей развивает катание на ледяной горке?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_vozmozhnosti_dlya_razvitiya_predostavlyaet_ledyanaya_gorka.docx | 352.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?
Нельзя представить существование санок, ватрушек и ледянок отдельно от снежных или ледяных горок. Но кататься с горки можно не только на них - для этой цели прекрасно подходят, например, шины от автомобилей, куски фанеры и пластика. Например, очень хорошо скользит с горы, позволяя развивать приличную скорость, обычный кусок линолеума.
А еще можно сделать своеобразный тобогган. Для этого нужно взять большой кусок картона и разрезать его таким образом, чтобы оставалось достаточно много места для сидения, передний конец приподнять и завернуть, чтобы ребенку можно было ухватиться за него. Это совсем легонькие «санки», и ребенку с приятелями не составит труда отнести их до ближайшей горки, где они смогут по очереди покататься. А когда эти санки или дети промокнут так сильно, что уже нельзя будет кататься, "тобогган" можно отправить в ближайший мусорный бачок и со свободными руками весело бежать домой, играя в снежки.
Спуск с ледяной горы - это всегда скольжение. Скольжение дает совершенно особые переживания непосредственного динамического контакта тела с почвой, не похожие на обычные ощущения при ходьбе, стоянии и сидении. Скользящий вниз по крутой ледяной дороге человек чувствует малейшие изменения рельефа, ничтожные выбоины и бугорки той частью своего тела, которая непосредственно соприкасается с почвой (ступнями, задом, спиной). Эхом отдается это во всем теле, определяя его устойчивость и заставляя прочувствовать многочисленность телесных сочленений и сложную конструкцию всего нашего телесного хозяйства. Спуск с ледяной горы на ногах, на заду, на спине - это всегда непосредственное, остро ощущаемое человеком, протяженное во времени взаимодействие его собственного тела с плотью земли - вечной опорой всего движущегося.
Ребенок делает все для того, чтобы максимально оживить ощущение своих телесных границ, чувственно прожить присутствие себя в своем теле, ощутить свое витально-телесное бытие и - порадоваться этому. Для этого он придумывает различные способы спуска с горки. Например, увеличивают площадь телесного контакта, когда скатываются на животе, на спине с раскинутыми руками и ногами, или устраивают внизу "кучу-малу" с другими детьми, а потом еще продолжают валяться на снегу, уже сойдя с ледяной дорожки.
На горке ярко проявляется способность ребенка изобретать для себя все новые и новые задачи и тем самым делать постоянный вклад в обогащение ситуации. Так продлевает ребенок свое общение с игровым объектом (в нашем случае - с горкой) и превращает его в источник личностного развития. Дети вообще любят игрушки, не имеющие жестко заданного способа их использования: трансформеры и любые предметы с большим количеством степеней свободы - все они допускают много действий "от себя", на усмотрение пользователя. Например, ребенок хорошо съезжает на заду. Вероятнее всего, дальше он попытается научиться разгоняться в начале спуска, перепробует все, на что можно сесть, чтобы лихо съехать и катиться как можно дальше, исследует возможности совершения дополнительных вращений вокруг своей "пятой точки", когда уже на медленной скорости катится по ровной ледяной дорожке на земле, и т. д. Ему будет интересно съехать вниз на животе, на спине, сидя задом наперед, чего дети обычно боятся, "паровозиком" - обнимая руками сидящего впереди ребенка, на пластмассовом ящике от бутылок, как на троне, и т. п.
1 из 3
Каждый катается самостоятельно, - это дело индивидуальное, акцентирующее внимание ребенка на собственной телесной самости и своих личных переживаниях. Но ситуация на горке, конечно, социальна, поскольку там собралось детское общество. Не важно, что дети могут быть совсем незнакомы и не общаются друг с другом. На деле они наблюдают за другими, сравнивают себя с ними, заимствуют модели поведения и даже красуются друг перед другом. Присутствие сверстников пробуждает в ребенке желание предстать перед народом в лучшем виде, что называется, подать товар лицом, и поэтому вдохновляет его на творческие поиски.
На горке можно приобрести богатый социальный опыт. Поскольку детский народец на ней разнополый и разнокалиберный, то там можно наблюдать разнообразнейшие образцы поведения и взять что-то для себя. Дети научаются друг от друга в мгновение ока. Для обозначения этого процесса взрослое слово "копирование" кажется слишком нейтрально-вялым. Детский термин - "слизывание" - гораздо точнее передает степень тесноты психологического контакта и внутреннего отождествления ребенка с избранной им моделью для подражания. Часто ребенок перенимает не только способ действования, но и побочные особенности поведения - мимику, жестикуляцию, выкрики и т. п. Итак, первое социальное приобретение, которое можно сделать на горке, - это расширение репертуара поведения.
Второе - это познание социальных норм и правил общежития. Их необходимость обусловлена ситуацией. Детей много, а ледяных спусков обычно один-два. Возникает проблема очередности. Если не учитывать возраста, подвижности, ловкости детей, едущих впереди и сзади, то возможны падения и травмы - поэтому возникает проблема соблюдения дистанции и общей ориентации в пространстве ситуации. Нормы поведения никто особенно не декларирует - они усваиваются сами собой, через подражание младших старшим, а также потому, что включается инстинкт самосохранения. Конфликты бывают относительно редко. На горке хорошо видно, как ребенок учится распределять свое поведение в пространстве ситуации, соразмеряя расстояния и скорости передвижения участников и свою собственную.
Третье социальное приобретение во время катания с горки состоит в особых возможностях непосредственного общения (в том числе - телесного) с другими детьми. Взрослый наблюдатель может увидеть на горке широкий спектр разных форм и способов установления отношений между детьми.
Сложной формой проработки детьми темы познания телесного "Я", но уже в социальной ситуации, является известная нам "куча-мала". Дети часто устраивают ее в конце спуска с горки. Присмотревшись внимательнее, мы заметим, что "куча-мала" далеко не так проста, как может показаться. Это совсем не случайная свалка копошащихся детских тел. Дети не просто столкнулись и нечаянно упали друг на друга. Они (по крайней мере кое-кто из них) эту кучу спровоцировали и продолжают действовать в том же духе: выбравшись из-под тел других детей, ребенок опять нарочно падает на них сверху, и так может повторяться несколько раз. Зачем?
В "куче-мале" тело ребенка взаимодействует уже не с косной поверхностью земли, а с живыми, активными телами других детей - рукастыми, ногастыми, головастыми. Они налегают, толкаются, бьются, наваливаются со всех сторон. Это интенсивное общение движущихся человеческих тел, и у каждого - свой характер, бурно проявляющийся в действиях.
Тут ребенок уже не просто ощущает автономность своего тела, как это было при валянии. Через живое телесное взаимодействие с себе подобными он начинает познавать себя как телесную и одновременно социальную личность. Ведь "куча-мала" - это максимально сгущенное детское сообщество, сжатое до такой степени, чтобы не стало дистанции между его участниками. Это своего рода материальный конденсат детского социума. В таком плотном соприкосновении познание самого себя и друг друга идет гораздо быстрее, чем на привычном приличном расстоянии. Известно, что для детей познать - это потрогать.
Хочется надеяться, что данная статья убедительно продемонстрировала родителям те уникальные возможности, которые дает ледяная горка детям для физического и социального развития, помогая в решении многих психологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду
Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...
Пастель- новая возможность в развитии творчества у дошкольников
В статье описываются преимущества использования пастели в работе с докольниками, приемы использования техники...
Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития
Речь – это форма общения....
Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей
Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...
Презентация "Работа по созданию возможностей для развития индивидуальных способностей, одаренностей и талантов обучающих"
Презентация для педегогического совета на тему: "Работа с одаренными детьми". Этапы, формы и методы работы с одаренными детьми, педагогами и родителями....
«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
Ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизне, а развивается здесь и сейчас....