Рекомендации «Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»
консультация по математике

Пинчукова Алеся Васильевна

Рекомендации

«Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

«Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»

Среди методик раннего развития детей весомое место занимает формирование сенсорной культуры. Это поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств — зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус.

Сенсорное развитие ребенка предполагает формирование правильного восприятия внешних свойств различных предметов:

  • формы;
  • цвета;
  • размеров;
  • запаха;
  • положения в пространстве;
  • вкуса.

Именно сенсорное развитие считается инструментом познания окружающего мира. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих трудах рассматривали сенсорное восприятие, как один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее.

  • Сенсорное развитие — это базовый компонент для освоения множества навыков:
  • познавательная активность;
  • мышление;
  • коммуникация;
  • эмоциональный интеллект;
  • воображение;
  • память и концентрация внимания.

В дошкольном возрасте любая деятельность ребенка — игровая, познавательная, физическая — требует базового сенсорного развития. К примеру, чтобы сложить пирамидку, нужно понимать разницу в размерах сегментов, а чтобы играть с конструктором, нужно понимать взаимоотношение и перспективное сочетание деталей.

Сенсорное развитие и речь.

Учеными доказано, что управление мелкой моторикой рук задействует центры головного мозга, которые отвечают и за речь. Это определяет ведущую роль осязания, как инструмента познания внешних характеристик предметов, в процессе освоения речевого аппарата.

Поэтому развивая сенсорное восприятие ребенка, мы улучшаем его речевые навыки.

В каком возрасте начинать?

Многочисленные исследования показали, что наиболее активно процесс сенсорного восприятия формируется с 2 до 4 лет. На основании опросов родителей удалось выяснить: дети, с которыми проводились занятия по сенсорному развитию, заметно опережают своих сверстников в интеллектуальном плане. Они более пытливы и активны, легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью.

Однако развивать сенсорное восприятие можно и раньше — существуют методики раннего развития детей от 1 года и даже раньше.

Нормы сенсорного развития ребенка.

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы сенсорного развития:

 6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на ощупь.

 2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам.

 4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов.

 5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие.

Существует 4 системы чувственного восприятия.

1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.

Как развивать:

давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);

одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;

делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);

рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;

развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).

2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.

Как развивать:

много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;

окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);

давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского;

учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;

тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.

3. Обоняние и вкус. Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша.

Как развивать:

побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;

пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;

вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;

объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;

соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;

давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.

4. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.

Как развивать:

говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;

читать сказки, имитируя говор персонажей;

включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;

петь колыбельные;

во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;

познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;

продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;

учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.

Дома или в развивающем центре?

Сегодня недостатка в специалистах по сенсорной интеграции нет. Развивающие центры, коррекционные учреждения, детские клубы, психо-педагогические клиники. предлагают различные программы сенсорного развития для детей 1-6 лет.

Преимущества их услуг:

Специалисты с подтвержденной квалификацией: психологи, педагоги, коррекционные педагоги, логопеды и пр.

Материально-техническая база для комплексного сенсорного развития.

Индивидуальный подход к потребностям и навыкам каждого ребенка.

Возможность групповых занятий, когда сенсорное восприятие тренируется в процессе коллективной игры.

Профессиональная диагностика способностей ребенка и оценка достигнутого прогресса.

Однако если у вас нет возможности посещать такие занятия, не беда. Практически все виды сенсорного развития можно реализовать в домашних условиях. В помощь вам методическая литература и специальные приспособления.

Что вам понадобится

Примерный список приспособлений для сенсорного развития ребенка 2-3 лет:

товары для рисования;

музыкальные инструменты;

тесто для лепки, мягкая глина, разноцветный песок;

сортеры, книжки с вкладышами, пирамидки, матрешки;

детские книги, журналы;

сенсорные коврики (нашить на полотенце каштаны, бобы, грецкие орехи, пуговицы, бусины, пайетки);

кусочки тканей разных цветов и фактур;

мозаики, конструкторы («липучки», магнитные);

кубики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

предметы из разных материалов: дерево, глина, солома, фетр, сталь, стекло, пластик.

Книги, которые стоит почитать

Правильное построение занятий невозможно без методологической подготовки. Как проводить тренировки, как заинтересовать ребенка сенсорным развитием и как выполнять задания в процессе игры, читайте в специализированной литературе.

Вот несколько книг, которые будут вам полезны:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей» (Елена Янушко).

«Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие» (Наталья Боброва).

«Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины» (Э. Г. Пилюгина).

«Школа раннего развития. Лучшие задания для начала обучения» (И. Е. Светлова).

«Песочная терапия в развитии дошкольников» (Ольга Сапожникова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Какое место в развитии детей должны занимать ИКТ»

В век прогресса в нашу жизнь прочно вошли различные информационно - коммуникативные технологии, которые родители, педагоги пытаются использовать для развития детей.  Мозг – орган, который л...

План работы по музыкальному развитию детей в формате "Сидим дома с пользой". с 13 по 17.04. 2020г.

План работы по музыкальному развитию детей в формате "Сидим дома с пользой" поможет родителям и детям провести познавательно, увлекательно и весело время на самоизоляции....

Польза музыкального развития детей

Занятия музыкой с детьми ставят перед собой задачу развития собственно музыкальных способностей ребенка....

Консультация для родителей на тему "Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать?"

Сенсорное развитие  - это поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств — зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус....

консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет."Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"Особенности развития детей  3-4 лет. Кризис 3х лет. Это очень важный период в жизни ребенка. Именно ...