Семинар – практикум для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
методическая разработка на тему

Евтеева Людмила Викторовна
Цели:  ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»;  демонстрация игровых, творческих упражнений, возможных для использования в домашних условиях, способствующих социализации дошкольников, гармонизации детско-родительских отношений;  сплочение родителей на основе общих интересов и потребностей. Первая встреча организуется в сентябре, посвящается темам: «Мой дом детский сад», «Я живу в Борисоглебске», «Я житель земного шара».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_dlya_roditeley.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида

Семинар – практикум для родителей

«Социализация дошкольников в условиях семьи.

Обучение с увлечением»

Автор:

Евтеева Л.В.

Воспитатель I КК

г. Борисоглебск, 2017

Социализация воспитанников невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Семья – первичный и важнейший фактор социализации для ребенка, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые и основные уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

В образовательном процессе я использую методики социального развития: «Ситуации месяца», «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Социальные акции», «Дети-волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение», «Круг рефлексии», разработанные Гришаевой Н.П., старшим научным сотрудником Института социологии РАН, г. Москвы.

Основополагающей, главной является педагогическая технология «Ситуации месяца», направленная на освоение детьми социальных ролей: Я– как личность, Я – как член коллектива, Я – как член семьи, Я – как житель города, Я – как часть природы, Я – как гражданин, Я – как житель Земли, Я – как частица мироздания, Я – как мальчик или девочка. Каждый месяц посвящен определенной теме, например: сентябрь - «Мой дом детский сад», октябрь - «Я живу в Борисоглебске» и т.д.

Крайне важной является систематическая работа педагогов по ознакомлению родителей с формами социального развития дошкольников в условиях семьи: играми, творческими упражнениями, которые будут интересны не только детям, но и самим взрослым. Подобное взаимодействие способствует обогащению репертуара семейного досуга, расширению культурного кругозора всех участников, следовательно, оптимизации семейной социализации, процесса воспитания.

Семинар-практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практическое участие в групповой работе, выполнение индивидуальных заданий.

Семинар – практикум для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением» проводится с периодичностью один раз в три месяца в течение учебного года.

Цели:

     ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»;

     демонстрация игровых, творческих упражнений, возможных для использования в домашних условиях, способствующих социализации дошкольников, гармонизации детско-родительских отношений;

     сплочение  родителей на основе общих интересов и потребностей.

Первая встреча организуется в сентябре, посвящается темам: «Мой дом детский сад», «Я живу в Борисоглебске», «Я житель земного шара».

Предварительная работа

За две недели до  семинара в группах оформляются стенды по теме. Это необходимо для того, чтобы  лекционная часть была минимальной.

За неделю до семинара размещаются объявления о его проведении на сайте детского сада, в группах и на информационных стендах в коридорах учреждения

Участники: родители (законные представители) воспитанников подготовительной к школе группы.

Количество: 20 человек.

Оборудование:

       Наличие стульев по числу участников, расставленных полукругом (желательно не массивных, так как во время работы в подгруппах, индивидуально, стулья нужно передвигать), 10 столов для индивидуальной работы;

       мультимедийная установка, магнитофон;

       2 картинки (лисенок с игрушкой и лисенок без игрушки), разрезанные на 10 частей, размещенные в коробке; 10 игрушек небольшого размера; большой тряпичный мешок, в котором спрятаны игрушки: медведь, птица, автомобиль, самолет, корабль, лист дерева;

       20 бумажных или пластиковых тарелок с небольшим количеством крупы, кусочки ткани, ленты, камушки, ракушки, веточки для каждого, расположенные на столах.

Необходимо заранее подготовить бейджи с именами участников и раздаточный материал по теме: памятка «Эксперименты и опыты в домашних условиях» (Приложение 1).

Структура

Приветствие, знакомство.

Цель: создание обстановки доверия и сотрудничества.

Основная часть.

Цель:

       ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»;

       обучение родителей методам и приемам, способствующим эффективной социализации дошкольников в домашних условиях.

2.1. Дискуссия;

2.2. Игра «Разрезные картинки»;

2.3. Беседа;

2.4. Игра «Попроси игрушку»;

2.5. Игра «Истории из мешка»;

2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний».

Заключительная часть. Подведение итогов

3.1. Игра «Комплименты»;

3.2. Раздача памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях», «Игры и упражнения, способствующие социализации ребенка» (по материалам встречи);

Ход семинара - практикума:

Родители сидят полукругом. В центре ведущий. На экране демонстрируется презентация.

Приветствие, знакомство

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена вопросам социализации дошкольников. Но прежде чем перейти к основной теме, давайте познакомимся.

 Встанем в круг. Каждому необходимо по очереди представиться: «Меня зовут …, я сегодня вот такая (такой)…» и жестами выразить свое настроение. Например, «Меня зовут Ольга Владимировна, я сегодня вот такая» (разводит с улыбкой руками, выражая доброжелательность и открытость).

Поприветствуем каждого. Я включаю музыку (негромко) и вы начинаете двигаться в свободном направлении, здороваться с каждым участником за руку. Обязательно надо поздороваться с каждым и назвать его по имени».

Основная часть

Ведущий: «Уважаемые родители, что такое социализация? Как вы понимаете значение этого слова?

(Возможные ответы: адаптация к обществу, знакомство с правилами поведения в обществе и т.д.)

Совершенно верно! Социализация (от лат. socialis —общественный) — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.

 Социализация- освоение и присвоение социальных ролей: Я – член коллектива; Я – член семьи; Я мальчик или девочка; Я – житель города;  Я – россиянин; Я – часть природы; Я – часть Вселенной;для получения значимых образцов социального поведения.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для  интеллектуального, личностного и социального развития.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников. Это связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную задачу работы педагогического коллектива – психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребенка.

Социализация невозможна без вашего активного участия, т.к. семья это основной институт социализации ребенка.

Сегодня я познакомлю вас с содержанием образовательной деятельности по социальному развитию воспитанников, практически продемонстрирую игры, творческие упражнения, которые вы можете использовать дома в общении с ребенком, проводя время интересно и с пользой.

На сентябрь, октябрь, ноябрь запланированы следующие «Ситуации месяца»: «Мой дом детский сад», «Я живу в Борисоглебске»,  «Я житель земного шара».

Тема сентября «Мой дом детский сад».

Задачи образовательной деятельности:

       Знакомить детей с особенностями работы сотрудников детского сада.

       Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе. Развивать навыки группового общения и поведения, умения совместно выполнять общее дело.

       Учить спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, утешать плачущего, радоваться успехам товарища.

Что вы можете сделать дома для решения поставленных задач?

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, прочитайте литературные произведения: «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.

Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что о тебе думают твои товарищи.

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Большое значение уделяется развитию коммуникативных навыков, способности взаимодействовать с окружающими для достижения общей цели.

2.2. Игра «Разрезные картинки».

Сейчас мы поиграем в простую игру. Вам нужно будет разделиться на 2 команды. Вы видите в коробке картинки – пазлы, которые являются составными частями двух больших картин. Вытягивайте картинку и ищите свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления такой же картинки.

2.3. Беседа:

Где может пригодиться данная игра в обыденной жизни?(Ответы родителей). Правильно, на празднике, в гостях, во дворе для организации командных игр.

Большое значение для успешного нахождения в коллективе имеет умение договариваться.

2.4. Игра «Попроси игрушку»

Продемонстрирую игру, которая позволит понять, как правильно общаться, взаимодействовать с другими людьми.

Задание для команды, собравшей картинку, на которой нарисован лисенок с игрушкой: «Вы будете изображать детей. Берите игрушки в руки и садитесь на стулья так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция: сейчас подойдут представители другой команды и станут просить у вас эту игрушку. Вы можете её отдать только в том случае, если захотите сами».

Инструкция представителям команды, которые собрали картинку с лисенком без игрушки: «Вы должны попросить эту игрушку, используя различные способы влияния: приказы уговоры, просьбы и т.д».

Команды меняются ролями

После упражнения проводится беседа:

Ведущий: «Кому удалось завладеть игрушкой, каким образом этого добились? Когда Вам захотелось её отдать?(Ответы представителей команд).

Дома с детьми проведите это упражнение. Попытайтесь попросить игрушку, потом это сделает ребенок, спросите его впечатления, когда ему захотелось отдавать, не захотелось и почему? Можно привлечь братьев, сестер. Подобные игры будут способствовать установлению взаимопонимания между детьми. Усложните игру, проведя её без слов, используя жесты.

Переходим к  теме месяца: «Я живу в Борисоглебске» (октябрь).

Задачи образовательной деятельности по теме:

       Знакомить со своим городом, его историей, достопримечательностями, воспитывать гордость за него.

       Формировать умение заботиться о чистоте двора, игровой площадки.

       Формировать умение ориентироваться в своем микрорайоне, городе.

       Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе».

Беседа:

Ведущий: «Как вы можете познакомить ребенка с городом?  Помочь взглянуть на город по -новому?(Ответы родителей).

Расскажите ребенку о своем самом любимом месте в городе, покажите его, поделитесь сокровенными переживаниями, историей, связанной с ним.

Познакомьтесь с историей города, поговорите о традициях, праздниках, послушайте песни о Борисоглебске. Расскажите о народах, населяющих город. Попробуйте вместе с детьми, соседями навести порядок в подъезде, во дворе.

Просто прогуляйтесь по городу пешком, расскажите о его достопримечательностях, потом закрепите полученные знания с помощью сюжетно-ролевой игры «Такси».

Для игры необходимо взять открытки с изображением объектов города, либо сделать их самостоятельно вместе с ребенком. Разложите по квартире и перевозите кукол, игрушки по адресам, повторяйте названия строений. В роли водителя такси можно выступать попеременно, то ребенку, то взрослому.

2.5. Игра «Истории из мешка»

Как можно взглянуть на город по-новому? Сделать его интересным для ребенка? Выполним небольшое упражнение, которое вы можете провести дома.

 У меня для вас приготовлен большой мешок, в котором множество разных вещей. Вам предоставляется уникальная возможность достать что-то из этого необычного мешка. Поделимся, как и прежде на 2 команды. Один представитель команды вытягивает предмет. Попробуйте все вместе придумать историю, что могло произойти с предметом, когда он попал в наш любимый город Борисоглебск.

У вас есть время, пока вы не услышите звук колокольчика. После этого вы сможете рассказать или, если захотите,  даже показать свою историю.

Тема ноября «Я житель земного шара».

Задачи образовательной деятельности:

       Формировать представления о том, что на Земле существуют горы, равнины, пустыни, реки, моря, океаны и т.д.

       Формировать представления о том, что много народов населяют Землю и у них различные традиции, образ жизни; развивать толерантность.

       Формировать представления о времени, о том, какая Земля была раньше и сейчас (лента времени).

       Формировать представления о безопасном поведении в различных природных ситуациях.

       Формировать чувство принадлежности к мировому сообществу.

       Воспитывать ценностное отношение к труду в различных культурах и природных зонах.

Как вы можете решать данные задачи в домашней обстановке?(Ответы родителей).

 Прочитать детям сказки народов мира, изучить детскую энциклопедию, показать глобус, карту мира.

Провести с детьми элементарные опыты, эксперименты, позволяющие моделировать природные явления.

Путешествовать вместе с ребенком по разным странам, раскрывая самые яркие и впечатляющие достопримечательности мира.

Много интересного можно встретить и в окрестностях своего дома, за городом, на даче. Самое главное обсудить с ребенком полученные впечатления. Сделать это можно необычным способом.

2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний»

Изобразите на бумажной тарелке, что вам больше всего запомнилось в путешествии, поездке, используя для этого крупу, ткани, ленты, камушки, ракушки и т.д. Используйте свою память и фантазию.

Очень красивые у вас получились картины на тарелках. Расскажите, что вы изобразили(каждый кратко рассказывает, где был и что запомнилось.) Подобное упражнение можно провести дома с детьми, используя поднос и разнообразный подручный материал. Выполните задание вместе с ребенком, либо предоставьте ему возможность пофантазировать самостоятельно, но обязательно побеседуйте, выслушайте впечатления ребенка.

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые родители, вот и подошла к концу наша встреча.

3.1. Игра «Комплименты»

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно высказывали свою точку зрения.

Для того, чтобы все получили свою долю признания, предлагаю следующее. Пусть каждый по кругу выскажется о своих достижениях во время нашей встречи и даст своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты, чтобы подумать и вспомнить, что вам самим запомнилось из проделанного, и действительно понравилось в действиях соседа слева. Сейчас я сама начну эту процедуру.

Несколько слов напоследок.

Помните, что вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка.

 Дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы.Только в ваших силах сделать так, чтобы ребенок вырос уважаемой, дружелюбной и уверенной в себе личностью.

Проводите вместе как можно больше времени, беседуйте, общайтесь, делитесь своими чувствами, переживаниями, знаниями, опытом. Таквы поможете ребенку успешно пройти процесс социализации и влиться в общество.

Еще одна просьба, пожалуйста, фотографируйте все моменты совместной деятельности, оформляйте их в альбомы, создавая «Коллекции впечатлений», которые ребенок может впоследствии продемонстрировать друзьям из группы.

3.2. Вручение памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях»,памяток с перечнем игр по каждой теме месяца.

Список источников:

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования":Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155//  «РГ» - Федеральный выпуск. – 2013. - № 6241.

Вигманн С., Мюллер В. «Нетрадиционные методики для образования взрослых». - М.:ЦИНО Общества «Знание» России, 1998.

Гришаева Н.П. Педагогические технологии социализации дошкольника. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.

Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Н.В. Микляевой.- М.: Издательство Юрайт,2014.

Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).-СПб.: Издательство «Речь», 2007.

Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации/Под ред.Н.В. Микляевой. – М.:ТЦ Сфера, 2012.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Фопель К. «Психологические группы: рабочие материалы для ведущего». М.:Генезис. 2004.

Приложение 1

Памятка для родителей

«Эксперименты и опыты в домашних условиях»

1. «Как происходит извержение вулкана?»

Сделайте вместе с детьми конус из плотного картона. Вставьте внутрь конуса пустую пластмассовую банку.

Изготовьте лаву из 1 чайной ложки соды, небольшого количества красной сухой краски, 5-ти  капель моющей жидкости, 5-ти капель уксуса (наливать только взрослым).

2. Свойства воздуха

 Для этого эксперимента понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик наденьте на горлышко бутылки, подержите ее в течение 1 минуты в горячей воде. Объясните ребенку, что шар надувается потому, что при нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар.

Затем поставьте  бутылку с шариком в холодную воду.

Шарик сдувается, потому что воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика.

3. Облако в банке

Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень 3—4 см), сверху прикройте банку противнем, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, — почему идет дождь. Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к другу, становятся тяжелыми, большими и... снова возвращаются на «родину».

4. Опыты с водой

       В стакан налейте обычную воду, опустите сырое яйцо, оно будет тонуть. Добавьте в эту же воду много соли, размешайте и снова опустить яйцо, яйцо будет всплывать, т.к. плотность воды увеличилась. Проведя эксперимент, ребенок поймет,почему в соленой воде легче плавать, чем в пресной.

       Налейте в стакан воду и опустите в нее кусочек льда, лед будет плавать на поверхности. Сверху налейте растительное масло, лед не сможет подняться, он будет между водой и маслом, т.к. имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Наше учреждение стремится к постоянному повышению качества проводимых  мероприятий. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о семинаре - практикуме, в котором Вы участвовали.

 Заполнение данного бланка займет у Вас не болеё 3-5 минут.

Ф.И.О.________________________________________________________

1Понравился ли Вам семинар?Оцените по 3-х бальной шкале.

1

2

3

(Обведите нужную цифру)

2. Какие моменты, темы  были наиболее интересными, полезными  для Вас?_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ваши пожелания организаторам мероприятия?_________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...

Семинар - практикум для родителей "Место игры в воспитании и обучении ребенка - дошкольника"

Цель данного семинара-  практикума - знакомство родителей с особенностями игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, расширение знаний родителей о роли игровой деятельности в воспи...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »

Задачи:• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки профессиональ...

Методические материалы для организации семинара-практикума "Развитие познавательной инициативности дошкольников в условиях реализации проектной деятельности"

Методические материалы для организации семинара-практикума "Развитие познавательной инициативности дошкольников в условиях реализации проектной деятельности"...

Семинар-практикум для родителей «Подготовка дошкольников с ФФНР к обучению грамоте»

Уважаемые родители, анализ выполнения домашних заданий показал, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. С данным видом работы я и хотела бы сегодня вас подробнее ...

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников"

Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет вы- строить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту....