Семинар – практикум для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_seminara_dlya_roditeley.docx | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида
Семинар – практикум для родителей
«Социализация дошкольников в условиях семьи.
Обучение с увлечением»
Автор:
Евтеева Л.В.
Воспитатель I КК
г. Борисоглебск, 2017
Социализация воспитанников невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Семья – первичный и важнейший фактор социализации для ребенка, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые и основные уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции.
В образовательном процессе я использую методики социального развития: «Ситуации месяца», «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Социальные акции», «Дети-волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение», «Круг рефлексии», разработанные Гришаевой Н.П., старшим научным сотрудником Института социологии РАН, г. Москвы.
Основополагающей, главной является педагогическая технология «Ситуации месяца», направленная на освоение детьми социальных ролей: Я– как личность, Я – как член коллектива, Я – как член семьи, Я – как житель города, Я – как часть природы, Я – как гражданин, Я – как житель Земли, Я – как частица мироздания, Я – как мальчик или девочка. Каждый месяц посвящен определенной теме, например: сентябрь - «Мой дом детский сад», октябрь - «Я живу в Борисоглебске» и т.д.
Крайне важной является систематическая работа педагогов по ознакомлению родителей с формами социального развития дошкольников в условиях семьи: играми, творческими упражнениями, которые будут интересны не только детям, но и самим взрослым. Подобное взаимодействие способствует обогащению репертуара семейного досуга, расширению культурного кругозора всех участников, следовательно, оптимизации семейной социализации, процесса воспитания.
Семинар-практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практическое участие в групповой работе, выполнение индивидуальных заданий.
Семинар – практикум для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением» проводится с периодичностью один раз в три месяца в течение учебного года.
Цели:
ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»;
демонстрация игровых, творческих упражнений, возможных для использования в домашних условиях, способствующих социализации дошкольников, гармонизации детско-родительских отношений;
сплочение родителей на основе общих интересов и потребностей.
Первая встреча организуется в сентябре, посвящается темам: «Мой дом детский сад», «Я живу в Борисоглебске», «Я житель земного шара».
Предварительная работа
За две недели до семинара в группах оформляются стенды по теме. Это необходимо для того, чтобы лекционная часть была минимальной.
За неделю до семинара размещаются объявления о его проведении на сайте детского сада, в группах и на информационных стендах в коридорах учреждения
Участники: родители (законные представители) воспитанников подготовительной к школе группы.
Количество: 20 человек.
Оборудование:
Наличие стульев по числу участников, расставленных полукругом (желательно не массивных, так как во время работы в подгруппах, индивидуально, стулья нужно передвигать), 10 столов для индивидуальной работы;
мультимедийная установка, магнитофон;
2 картинки (лисенок с игрушкой и лисенок без игрушки), разрезанные на 10 частей, размещенные в коробке; 10 игрушек небольшого размера; большой тряпичный мешок, в котором спрятаны игрушки: медведь, птица, автомобиль, самолет, корабль, лист дерева;
20 бумажных или пластиковых тарелок с небольшим количеством крупы, кусочки ткани, ленты, камушки, ракушки, веточки для каждого, расположенные на столах.
Необходимо заранее подготовить бейджи с именами участников и раздаточный материал по теме: памятка «Эксперименты и опыты в домашних условиях» (Приложение 1).
Структура
Приветствие, знакомство.
Цель: создание обстановки доверия и сотрудничества.
Основная часть.
Цель:
ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»;
обучение родителей методам и приемам, способствующим эффективной социализации дошкольников в домашних условиях.
2.1. Дискуссия;
2.2. Игра «Разрезные картинки»;
2.3. Беседа;
2.4. Игра «Попроси игрушку»;
2.5. Игра «Истории из мешка»;
2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний».
Заключительная часть. Подведение итогов
3.1. Игра «Комплименты»;
3.2. Раздача памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях», «Игры и упражнения, способствующие социализации ребенка» (по материалам встречи);
Ход семинара - практикума:
Родители сидят полукругом. В центре ведущий. На экране демонстрируется презентация.
Приветствие, знакомство
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена вопросам социализации дошкольников. Но прежде чем перейти к основной теме, давайте познакомимся.
Встанем в круг. Каждому необходимо по очереди представиться: «Меня зовут …, я сегодня вот такая (такой)…» и жестами выразить свое настроение. Например, «Меня зовут Ольга Владимировна, я сегодня вот такая» (разводит с улыбкой руками, выражая доброжелательность и открытость).
Поприветствуем каждого. Я включаю музыку (негромко) и вы начинаете двигаться в свободном направлении, здороваться с каждым участником за руку. Обязательно надо поздороваться с каждым и назвать его по имени».
Основная часть
Ведущий: «Уважаемые родители, что такое социализация? Как вы понимаете значение этого слова?
(Возможные ответы: адаптация к обществу, знакомство с правилами поведения в обществе и т.д.)
Совершенно верно! Социализация (от лат. socialis —общественный) — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация- освоение и присвоение социальных ролей: Я – член коллектива; Я – член семьи; Я мальчик или девочка; Я – житель города; Я – россиянин; Я – часть природы; Я – часть Вселенной;для получения значимых образцов социального поведения.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для интеллектуального, личностного и социального развития.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников. Это связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную задачу работы педагогического коллектива – психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребенка.
Социализация невозможна без вашего активного участия, т.к. семья это основной институт социализации ребенка.
Сегодня я познакомлю вас с содержанием образовательной деятельности по социальному развитию воспитанников, практически продемонстрирую игры, творческие упражнения, которые вы можете использовать дома в общении с ребенком, проводя время интересно и с пользой.
На сентябрь, октябрь, ноябрь запланированы следующие «Ситуации месяца»: «Мой дом детский сад», «Я живу в Борисоглебске», «Я житель земного шара».
Тема сентября «Мой дом детский сад».
Задачи образовательной деятельности:
Знакомить детей с особенностями работы сотрудников детского сада.
Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе. Развивать навыки группового общения и поведения, умения совместно выполнять общее дело.
Учить спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, утешать плачущего, радоваться успехам товарища.
Что вы можете сделать дома для решения поставленных задач?
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, прочитайте литературные произведения: «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.
Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что о тебе думают твои товарищи.
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Большое значение уделяется развитию коммуникативных навыков, способности взаимодействовать с окружающими для достижения общей цели.
2.2. Игра «Разрезные картинки».
Сейчас мы поиграем в простую игру. Вам нужно будет разделиться на 2 команды. Вы видите в коробке картинки – пазлы, которые являются составными частями двух больших картин. Вытягивайте картинку и ищите свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления такой же картинки.
2.3. Беседа:
Где может пригодиться данная игра в обыденной жизни?(Ответы родителей). Правильно, на празднике, в гостях, во дворе для организации командных игр.
Большое значение для успешного нахождения в коллективе имеет умение договариваться.
2.4. Игра «Попроси игрушку»
Продемонстрирую игру, которая позволит понять, как правильно общаться, взаимодействовать с другими людьми.
Задание для команды, собравшей картинку, на которой нарисован лисенок с игрушкой: «Вы будете изображать детей. Берите игрушки в руки и садитесь на стулья так, чтобы не мешать друг другу.
Инструкция: сейчас подойдут представители другой команды и станут просить у вас эту игрушку. Вы можете её отдать только в том случае, если захотите сами».
Инструкция представителям команды, которые собрали картинку с лисенком без игрушки: «Вы должны попросить эту игрушку, используя различные способы влияния: приказы уговоры, просьбы и т.д».
Команды меняются ролями
После упражнения проводится беседа:
Ведущий: «Кому удалось завладеть игрушкой, каким образом этого добились? Когда Вам захотелось её отдать?(Ответы представителей команд).
Дома с детьми проведите это упражнение. Попытайтесь попросить игрушку, потом это сделает ребенок, спросите его впечатления, когда ему захотелось отдавать, не захотелось и почему? Можно привлечь братьев, сестер. Подобные игры будут способствовать установлению взаимопонимания между детьми. Усложните игру, проведя её без слов, используя жесты.
Переходим к теме месяца: «Я живу в Борисоглебске» (октябрь).
Задачи образовательной деятельности по теме:
Знакомить со своим городом, его историей, достопримечательностями, воспитывать гордость за него.
Формировать умение заботиться о чистоте двора, игровой площадки.
Формировать умение ориентироваться в своем микрорайоне, городе.
Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе».
Беседа:
Ведущий: «Как вы можете познакомить ребенка с городом? Помочь взглянуть на город по -новому?(Ответы родителей).
Расскажите ребенку о своем самом любимом месте в городе, покажите его, поделитесь сокровенными переживаниями, историей, связанной с ним.
Познакомьтесь с историей города, поговорите о традициях, праздниках, послушайте песни о Борисоглебске. Расскажите о народах, населяющих город. Попробуйте вместе с детьми, соседями навести порядок в подъезде, во дворе.
Просто прогуляйтесь по городу пешком, расскажите о его достопримечательностях, потом закрепите полученные знания с помощью сюжетно-ролевой игры «Такси».
Для игры необходимо взять открытки с изображением объектов города, либо сделать их самостоятельно вместе с ребенком. Разложите по квартире и перевозите кукол, игрушки по адресам, повторяйте названия строений. В роли водителя такси можно выступать попеременно, то ребенку, то взрослому.
2.5. Игра «Истории из мешка»
Как можно взглянуть на город по-новому? Сделать его интересным для ребенка? Выполним небольшое упражнение, которое вы можете провести дома.
У меня для вас приготовлен большой мешок, в котором множество разных вещей. Вам предоставляется уникальная возможность достать что-то из этого необычного мешка. Поделимся, как и прежде на 2 команды. Один представитель команды вытягивает предмет. Попробуйте все вместе придумать историю, что могло произойти с предметом, когда он попал в наш любимый город Борисоглебск.
У вас есть время, пока вы не услышите звук колокольчика. После этого вы сможете рассказать или, если захотите, даже показать свою историю.
Тема ноября «Я житель земного шара».
Задачи образовательной деятельности:
Формировать представления о том, что на Земле существуют горы, равнины, пустыни, реки, моря, океаны и т.д.
Формировать представления о том, что много народов населяют Землю и у них различные традиции, образ жизни; развивать толерантность.
Формировать представления о времени, о том, какая Земля была раньше и сейчас (лента времени).
Формировать представления о безопасном поведении в различных природных ситуациях.
Формировать чувство принадлежности к мировому сообществу.
Воспитывать ценностное отношение к труду в различных культурах и природных зонах.
Как вы можете решать данные задачи в домашней обстановке?(Ответы родителей).
Прочитать детям сказки народов мира, изучить детскую энциклопедию, показать глобус, карту мира.
Провести с детьми элементарные опыты, эксперименты, позволяющие моделировать природные явления.
Путешествовать вместе с ребенком по разным странам, раскрывая самые яркие и впечатляющие достопримечательности мира.
Много интересного можно встретить и в окрестностях своего дома, за городом, на даче. Самое главное обсудить с ребенком полученные впечатления. Сделать это можно необычным способом.
2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний»
Изобразите на бумажной тарелке, что вам больше всего запомнилось в путешествии, поездке, используя для этого крупу, ткани, ленты, камушки, ракушки и т.д. Используйте свою память и фантазию.
Очень красивые у вас получились картины на тарелках. Расскажите, что вы изобразили(каждый кратко рассказывает, где был и что запомнилось.) Подобное упражнение можно провести дома с детьми, используя поднос и разнообразный подручный материал. Выполните задание вместе с ребенком, либо предоставьте ему возможность пофантазировать самостоятельно, но обязательно побеседуйте, выслушайте впечатления ребенка.
3. Заключительная часть. Подведение итогов
Уважаемые родители, вот и подошла к концу наша встреча.
3.1. Игра «Комплименты»
Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно высказывали свою точку зрения.
Для того, чтобы все получили свою долю признания, предлагаю следующее. Пусть каждый по кругу выскажется о своих достижениях во время нашей встречи и даст своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты, чтобы подумать и вспомнить, что вам самим запомнилось из проделанного, и действительно понравилось в действиях соседа слева. Сейчас я сама начну эту процедуру.
Несколько слов напоследок.
Помните, что вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка.
Дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы.Только в ваших силах сделать так, чтобы ребенок вырос уважаемой, дружелюбной и уверенной в себе личностью.
Проводите вместе как можно больше времени, беседуйте, общайтесь, делитесь своими чувствами, переживаниями, знаниями, опытом. Таквы поможете ребенку успешно пройти процесс социализации и влиться в общество.
Еще одна просьба, пожалуйста, фотографируйте все моменты совместной деятельности, оформляйте их в альбомы, создавая «Коллекции впечатлений», которые ребенок может впоследствии продемонстрировать друзьям из группы.
3.2. Вручение памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях»,памяток с перечнем игр по каждой теме месяца.
Список источников:
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования":Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155// «РГ» - Федеральный выпуск. – 2013. - № 6241.
Вигманн С., Мюллер В. «Нетрадиционные методики для образования взрослых». - М.:ЦИНО Общества «Знание» России, 1998.
Гришаева Н.П. Педагогические технологии социализации дошкольника. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Н.В. Микляевой.- М.: Издательство Юрайт,2014.
Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).-СПб.: Издательство «Речь», 2007.
Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации/Под ред.Н.В. Микляевой. – М.:ТЦ Сфера, 2012.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Фопель К. «Психологические группы: рабочие материалы для ведущего». М.:Генезис. 2004.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Эксперименты и опыты в домашних условиях»
1. «Как происходит извержение вулкана?»
Сделайте вместе с детьми конус из плотного картона. Вставьте внутрь конуса пустую пластмассовую банку.
Изготовьте лаву из 1 чайной ложки соды, небольшого количества красной сухой краски, 5-ти капель моющей жидкости, 5-ти капель уксуса (наливать только взрослым).
2. Свойства воздуха
Для этого эксперимента понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик наденьте на горлышко бутылки, подержите ее в течение 1 минуты в горячей воде. Объясните ребенку, что шар надувается потому, что при нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар.
Затем поставьте бутылку с шариком в холодную воду.
Шарик сдувается, потому что воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика.
3. Облако в банке
Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень 3—4 см), сверху прикройте банку противнем, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, — почему идет дождь. Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к другу, становятся тяжелыми, большими и... снова возвращаются на «родину».
4. Опыты с водой
В стакан налейте обычную воду, опустите сырое яйцо, оно будет тонуть. Добавьте в эту же воду много соли, размешайте и снова опустить яйцо, яйцо будет всплывать, т.к. плотность воды увеличилась. Проведя эксперимент, ребенок поймет,почему в соленой воде легче плавать, чем в пресной.
Налейте в стакан воду и опустите в нее кусочек льда, лед будет плавать на поверхности. Сверху налейте растительное масло, лед не сможет подняться, он будет между водой и маслом, т.к. имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Наше учреждение стремится к постоянному повышению качества проводимых мероприятий. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о семинаре - практикуме, в котором Вы участвовали.
Заполнение данного бланка займет у Вас не болеё 3-5 минут.
Ф.И.О.________________________________________________________
1. Понравился ли Вам семинар?Оцените по 3-х бальной шкале.
1 | 2 | 3 |
(Обведите нужную цифру)
2. Какие моменты, темы были наиболее интересными, полезными для Вас?_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ваши пожелания организаторам мероприятия?_________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности"
Семинар-практикум...
Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...
Семинар - практикум для родителей "Место игры в воспитании и обучении ребенка - дошкольника"
Цель данного семинара- практикума - знакомство родителей с особенностями игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, расширение знаний родителей о роли игровой деятельности в воспи...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »
Задачи:• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки профессиональ...
Методические материалы для организации семинара-практикума "Развитие познавательной инициативности дошкольников в условиях реализации проектной деятельности"
Методические материалы для организации семинара-практикума "Развитие познавательной инициативности дошкольников в условиях реализации проектной деятельности"...
Семинар-практикум для родителей «Подготовка дошкольников с ФФНР к обучению грамоте»
Уважаемые родители, анализ выполнения домашних заданий показал, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. С данным видом работы я и хотела бы сегодня вас подробнее ...
Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников"
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет вы- строить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту....