Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №69 комбинированного вида
Выборгского района г. Санкт Петербурга
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
( Консультация для педагогов)
Конспект составила воспитатель:
Грумина С.Н.
2018 - 2019 учебный год
Экологическое воспитание детей старшегo дошкольного возраста.
( Консультация для педагогов)
Воспитатели: Грумина С.Н., Егорова Т.С. Дата проведения: 25 октября 2018 года.
Природа — это храм здоровья и эстетического наслаждения. Мы обязаны
научить детей любить и уважать природу, защищать её. Но прежде мы сами
должны научиться любить её. Красота родной природы рождает патриотизм,
любовь к родине, привязанность к тому месту, где живёшь.
Экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего
развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы
позволяет развить у него важнейшие операции мышления:
Анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают
строение живых объектов).
Сравнение ( дети находят сходство и различие разных природных объектов,
устанавливают взаимосвязи — дети выделяют способы приспособления
растений и животных к сезонам и среде обитания.
Обобщение ( дети объединяют животных и растения в группы ).
Задачи, которые мы ставим перед собой:
- Развивать у детей познавательный интерес к природе.
- Систематизация и углубление знаний о растениях, животных и
природных явлениях.
- Расширение представлений о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон.
- Формирование представлений о том, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
- Воспитывать бережное отношение к природе, видеть её красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с сезонными изменениями в природе, с народными приметами, расширяются и уточняются знания о растениях( лекарственные и ядовитые растения, комнатные растения, съедобные и несъедобные грибы , садовые и лесные ягоды, плодовые деревья, лес может быть хвойным , лиственным, смешанным. Какую пользу приносят деревья? Веники из берёзы, дрова из берёзы лучше всего сохраняют тепло в печке... и т.д.)
Расширяют представления о многообразии птиц (домашние, водоплавающие, зимующие, перелётные.
Знакомят с жизнью животных и растений тундры, пустыни, лесной полосы, Севера, Арктики.
Вводятся понятия: млекопитающие, хищные, травоядные, земноводные,
паукообразные, пресмыкающиеся животные. Закрепляются знания о морских
обитателях, диких и домашних животных.
Детей знакомят с правилами поведения с незнакомыми животными, как
вести себя в природе, рассказывают о влиянии природных факторов на
здоровье человека (Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!)
Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического
образования, её содержание нужно перевести в конкретный план
действий.
Система складывается из 3-х блоков:
1. Занятия
2.Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
На занятиях вместе с ребятами решаем проблемные ситуации, связанные с
природой (Доктор Айболит проводит профилактические осмотры
растений и животных, детей, дает рекомендации по здоровью).
Занятия - открытия (когда даётся новый материал);
Занятие - путешествие ( Цветик - семицветик помогает попасть в Африку,
на Север, путешествие на ковре - самолёте... и т.д.), Экологические викторины « Мы знатоки природы».
На занятиях и в обобщающих беседах используем приёмы мнемотехники
мнемотаблицы и коллажи, наглядное моделирование ( например. лри
составлении описательных рассказов про животных, строение растений ;
Придумывание детьми экологических сказок, описательных загадок про
животных, например. Можно записывать детские рассказы. Проводятся занятия по изодеятельности экологической тематики.
Совместная деятельность педагога и детей.
- Рассматривание картин, иллюстраций о природе
- ведение календарей природы, дневников наблюдений
- чтение детям стихов, экологических сказок, рассказов о природе
- создание детьми книжек - самоделок, беседы и разговоры на
экологические темы, труд в уголке природы в группе и на участке.
Наблюдения на прогулке, наблюдения у окна.
- Целевые прогулки в природу, экологические досуги, праздники.
- выставка поделок из природных материалов. Гербарии.
Результатом интеграции разных видов совместной деятельности
являются экологические проекты.
Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной деятельности дети сами ищут ответы на вопросы.
Предметно - развивающая среда оказывает огромное влияние на
познавательную активность дошкольника. Важно, чтобы экологические
игры, пособия, модели, книги о природе, энциклопедии, игрушки-
животные, природный материал, календарь природы, мнемотаблицы,
коллажи, продукты детского творчества были доступны детям и
находились в их свободном пользовании. Материал выставляется во все
уголки в связи с изучаемой темой.
В воспитательно-образовательном процессе экспериментирование
используется как одно из важных средств познания окружающего мира. В
процессе проведения опытов дети учатся наблюдать, учатся устанавливать
взаимосвязи и самостоятельно делать выводы.
Наглядная информация для родителей помогает взаимодействию
педагогов и семьи в экологическом воспитании детей.
Включает следующие рубрики (например):
« Вы решили завести собаку» «Кошка в доме». «Если ребёнка ужалила
пчела». «Правила поведения в природе».
« Исследуем вместе с ребёнком». « Вместе наблюдаем на прогулке».
Участие родителей в экологических праздниках, досугах, выпуск
семейных фото газет - сближает детей, родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...