Родительское собрание. Первый период обучения
материал (старшая группа) на тему

Лукманова Яна Фанильевна

Родительское собрание «Задачи и методы коррекционной  работы на первом году обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Лукманова Я.Ф.

Выступление на родительском собрании в старшей группе

комбинированного вида «Семицветик»

Тема: «Задачи и методы коррекционной  работы на первом году обучения»

Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Лукманова Яна Фанильевна. Я окончила Челябинский педагогический университет с отличием, получила красный диплом. И теперь я учитель-логопед ваших детей. Сегодня я хочу вам рассказать о задачах коррекционной работы на учебный год.

К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Коррекцией речи занимается специалист,  который называется логопедом.  Вы пришли в наш детский сад, чтобы получить логопедическую помощь.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, обучению грамоте;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В  1-2 неделю сентября проводится обследование речи детей. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей.

В логопедических группах коррекционная работа проводится ежедневно: в форме игровых занятий с подгруппой детей – 3 раза в неделю и  в индивидуальной работе – 2-3 раза.  

Лексико-грамматические занятия

На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

а)  по расширению и активизации словаря детей;

Огурец какой? – зеленый, длинный, хрустящий, пупырчатый, шершавый, полезный, сочный…
б) по отработке правильного употребления грамматических категорий

-  образование  множественного числа существительных

 Игра «Один – много» 

Например: огурец - огурцы, стол – столы, ухо – уши, дом – дома.

-  образование  сущ с ум-ласкат суффиксами

Игра «Назови ласково» 

Стул – стульчик, хвост-хвостик, кукла-куколка, куб-кубик.

- согласование существительных с числительными

 Игра «Посчитай»

 1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев

 

Занятия по развитию связной речи

Дети  будут учиться:

- пересказывать короткие сказки;

- составлять рассказ по картинке или серии картинок с опорой на схему.

- отгадывать и заучивать загадки.

Занятие по подготовке к обучению грамоте

Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Гласных звуков в русском языке шесть: а, у, о, и, э, ы и их можно петь. Гласные звуки обозначаем квадратиками красного цвета.
        Согласными называются такие звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду: губы, зубы, язык. Согласные звуки  бывают твердые: п, м, т, с - мы обозначаем  квадратиками   синего   цвета.  Мягкие согласные: пь, ть, сь - обозначаем  квадратиками зеленого цвета.  

        Буквы  называем не «Бэ, Вэ, Пэ…», а «Б, В, П…». Правильное название предотвратит ошибки при обучении чтению.

       Мы учим детей   выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.

Например: Выделение звука «а» в словах:

Аист – мы слышим звук «а» в начале слова

мука – мы слышим звук «а» в конце слова

лак – мы слышим звук «а» в середине слова

      Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Индивидуальные  занятия проводятся ежедневно. Индивидуальная  работа  проводится в следующих направлениях:

        - проверка заданий, которые выдаются для закрепления в домашних условиях;
         -
развитие фонематического слуха, восприятия

На слух различают музыкальные инструменты.

Дифференцируют звуки: С-з, с-сь и др.

Выбирают только те картинки, в которых есть звук (С).
        - дыхательные упражнения

        - артикуляционные упражнения

  Для  правильного произношения звуков, язык, губы, зубы должны находится в определенном положении, необходима тренировка органов артикуляционного аппарата.

         - коррекция звукопроизношения, включающая

постановку звука;

автоматизацию правильного произношения звука  в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, связной речи;

дифференциацию  от близких по звучанию звуков.

        - слоговая структура слова

        - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
     Игра «Четвертый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов)

Например:  Яблоко, груша, огурец, лимон.  Какой предмет лишний?

- огурец. Почему?

- Яблоко, груша и лимон это фрукты, а огурец овощ.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем.  Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения.  

Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- Логопедическая тетрадь – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.  

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

- не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;

        Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, не исправлять речь, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

        Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.  Обсудите  прочитанное.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.   Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Удачи, успехов и терпения  в совместной работе наших любимых детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звуки [Л], [Л\']». Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».Лексическая тема: «Жители леса зимой».Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (то есть, помимо коррекционной, указан...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]».

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]». Цель: автоматизация зву...

родительское собрание "Адаптационный период"

Первое родительское собрание в младшей группеАДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»Цель:-Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями-Дать представление родителям ...

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе

Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...

Родительское собрание "Первый раз в первый класс"

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привыч...

Родительское собрание "Первый раз в первый класс"

Подвидение итогов образовательной работы...