Нарушение речи.
консультация на тему

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.

Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

На основе речи и ее смысловой единицы -- слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

«Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком» Дети с речевыми нарушениями -это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.

Как указывают Л.И. Белякова, Е.А.Дьякова: «подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет»

 

1. Понятие о речевом нарушении.

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Рассмотрим причины, вызывающие нарушения речи:

Биологические  причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции,

травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические  речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

 

2. Классификация речевых нарушений.

 

Рассмотрим классификацию речевых нарушений: Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций - внимания, памяти, воображения, вербально - логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка.

Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.

Таким образом выделяют.

  •  расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония - отсутствие или нарушение голоса, брадилалия - патологически замедленный темп речи, тахилалия - патологически убыстренный темп речи, заикание - нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
  •  Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

  • Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения, дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма».

Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Рассмотрим психолого-педагогическую классификацию нарушений:

  •  нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

- общее недоразвитие речи (ОНР 1 - 3-го уровня, нерезкое выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

  •  Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

- заикание,

- проявления речевого негативизма и др.

 

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

 

Дети характеризуются:

  •  органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко:

-раздражительностью;

-повышенной возбудимостью;

-двигательной расторможенностью;

-быстрой сменой настроения;

-агрессией;

-навязчивыми беспокойствами.

  •  Дети с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы эмоционально реактивные, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

Таким образом, все это неблагоприятно влияет на познавательную деятельность и работоспособность ребенка. Что в свою очередь сказывается на результатах учебной деятельности. Но в период психосоматического благополучия, такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе".

 

4.Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи

 

Жизненно необходимо, при составлении коррекционной педагогической программы учитывать и медицинские показания ребенка. Вот основные направления медицинской и педагогической помощи детям, при речевых нарушениях.

  1. Лечебные мероприятия:

· медикаментозное лечение (по показаниям),

· гомеопатия (по показаниям),

· фитотерапия (по показаниям),

· психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),

· физиотерапия (по показаниям),

· массаж,

· лечебная физкультура.

2. Развитие познавательной деятельности.

3. Развитие речи:

· развитие понимания обращенной речи;

· развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

· развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

· развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

· работа над дыханием и голосом;

· работа над темпом и ритмом речи.

4. Логоритмика.

5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

6. Формирование математических представлений.

7. Подготовка к обучению грамоте.

8. Физическое развитие.

9. Эстетическое воспитание.

10. Социальная адаптация:

· формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

· формирование представлений о самом себе».

Таким образом, для нормального развития детей с речевыми нарушениями применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление тех или иных функций организма ребенка. Также необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания.

 

Литература.

 

1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.

3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Интернет ресурсы:: http://www.invalid -detstva.ru.

6. Видео: что считать задержкой речи у ребенка? https://www.youtube.com/watch?v=HpglS_4xR84


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нарушение речи.28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.

Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

На основе речи и ее смысловой единицы -- слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

«Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком» Дети с речевыми нарушениями -это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.

Как указывают Л.И. Белякова, Е.А.Дьякова: «подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет».

1. Понятие о речевом нарушении.

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Рассмотрим причины, вызывающие нарушения речи:

Биологические  причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции,

травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические  речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

2. Классификация речевых нарушений.

Рассмотрим классификацию речевых нарушений: Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций - внимания, памяти, воображения, вербально - логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка.

Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.

Таким образом выделяют.

  •  расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония - отсутствие или нарушение голоса, брадилалия - патологически замедленный темп речи, тахилалия - патологически убыстренный темп речи, заикание - нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
  •  Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

  • Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения, дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма».

Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Рассмотрим психолого-педагогическую классификацию нарушений:

  •  нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

- общее недоразвитие речи (ОНР 1 - 3-го уровня, нерезкое выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

  •  Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

- заикание,

- проявления речевого негативизма и др.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

Дети характеризуются:

  •  органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко:

-раздражительностью;

-повышенной возбудимостью;

-двигательной расторможенностью;

-быстрой сменой настроения;

-агрессией;

-навязчивыми беспокойствами.

  •  Дети с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы эмоционально реактивные, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

Таким образом, все это неблагоприятно влияет на познавательную деятельность и работоспособность ребенка. Что в свою очередь сказывается на результатах учебной деятельности. Но в период психосоматического благополучия, такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе".

4.Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Жизненно необходимо, при составлении коррекционной педагогической программы учитывать и медицинские показания ребенка. Вот основные направления медицинской и педагогической помощи детям, при речевых нарушениях.

  1. Лечебные мероприятия:

· медикаментозное лечение (по показаниям),

· гомеопатия (по показаниям),

· фитотерапия (по показаниям),

· психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),

· физиотерапия (по показаниям),

· массаж,

· лечебная физкультура.

2. Развитие познавательной деятельности.

3. Развитие речи:

· развитие понимания обращенной речи;

· развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

· развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

· развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

· работа над дыханием и голосом;

· работа над темпом и ритмом речи.

4. Логоритмика.

5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

6. Формирование математических представлений.

7. Подготовка к обучению грамоте.

8. Физическое развитие.

9. Эстетическое воспитание.

10. Социальная адаптация:

· формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

· формирование представлений о самом себе».

Таким образом, для нормального развития детей с речевыми нарушениями применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление тех или иных функций организма ребенка. Также необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания.

Литература.

1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.

3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Интернет ресурсы:: http://www.invalid -detstva.ru.

6. Видео: что считать задержкой речи у ребенка? https://www.youtube.com/watch?v=HpglS_4xR84



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...