Мастер-класс технологии «Наглядное моделирование в детском саду».
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс технологии «Наглядное моделирование в детском саду».
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка
каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
Он будет долго и напрасно мучиться,
Но свяжите двадцать таких слов с картинками,
И он их усвоит на лету».
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.
Определились цель и задачи мастер-класса:
Целью мастер-класса является оказание методической помощи родителям дошкольников при организации досуга с практическими методами, с использованием наглядного моделирования и метода пиктограмм.
Задачи:
- изучить и определить значимость использования наглядного моделирования и метода пиктограмм для развития связной речи детей дошкольного возраста;
- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников.
Актуальность темы исследования.
Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, особенно монологическая речь описательно-повествовательного
характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в учебной работе по всем предметам.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Цель программы:
Формирование связной речи старших дошкольников путем перекодирования информации абстрактных символов в образы, развитие способностей к моделированию.
Задачи:
Обучающие:
> Знакомить детей с пиктограммой и моделированием на основе развития речи и познавательных процессов;
> Обучать последовательности, логичности и связности изложения.
Развивающие:
> Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь;
> Развивать мышление, воображение, речеслуховую и зрительную память;
> Развивать мелкую моторику при графическом воспроизведении;
> Развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
> Воспитывать потребность в речевом общении;
> Воспитывать у детей интерес к новой необычной технике моделирования и пиктограмм, чувства удовлетворения от результатов своего труда.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные.
Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная
модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города.
Детское моделирование отлично способствует творческому развитию, помогает в познании нашего мира и в развитии детей. В обучении детей используют различные виды моделей, к примеру: графические модели – это схемы или же графики. Отличным примером графической модели является календарь погоды – дети его заполняют при помощи различных значков. К примеру, сегодня светило солнце – значит, рисуем солнышко в клеточке на текущий день.
Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д.
Ребенок старшего дошкольного возраста переходит на новый уровень общения со взрослым - познавательный. Не случайно он называется возрастом" почемучек". У ребенка активизируется любознательность, он с удовольствием отвечает на вопросы и сам много спрашивает. Важно поощрять вопросы ребенка, стараясь использовать игровые формы. В этом нам помогут коллажи, мнемотаблицы, пиктограммы. Коллажи и мнемотаблицы широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
Основное назначение коллажа - объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры и т. д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит ребенку.
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность ребенка в общении, является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.
Что такое пиктограмма?
Пиктограмма (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде.
История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.
Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.
Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- Применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. При использовании различных схем меняется характер деятельности дошкольников: они не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова, причем не механически, а в процессе их активного использования.
Применение пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказа.
Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. Со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.
Очень широко используются пиктограммы для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок. Использование
пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работа с пиктограммами строится по следующему алгоритму:
* - прочитать стихотворение или загадку вслух;
* - выделить в каждой строке ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;
* - прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;
* - рассказать стихотворение или загадку с помощью пиктограммы.
Данный способ работы поможет обогатить процесс запоминания, заучивания, осмысления и развития речи ребенка.
Практическая часть.
1. Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
2. Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
3. Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
4. Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
5. Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
6. Козлёнок
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Наглядное моделирование в детском саду"
Выступление для родителей на мастер-классе по теме "Наглядное моделирование в детском саду"...
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"
Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....
Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»
Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...
Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...
Мастер-класс "Использование метода наглядного моделирования в познавательном развитии детей"
Мастер-класс для педагогов...
Консультация для коллег "Реализация технологии ТИКО моделирования в детском саду"
Данная консультация основана на собственном опыте работы и адресована педагогам ДОУ, которые впервые знакомятся с ТИКО - конструктором и планируют применить его в работе с детьми дошкольн...
Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"...