"Создание мини-музеев в ДОУ"
консультация по теме
Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей – это особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЕВ ДОО
1. Музей ДОО создается по инициативе педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), социума.
2. Учредителем музея является муниципальное бюджетное (автономное) дошкольное образовательное учреждение, в котором музей организуется. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем ДОО.
3. Деятельность музея регламентируется Положением, утверждаемым руководителем ДОО.
4. Обязательными условиями для создания и деятельности музея являются:
музейный актив из числа педагогов и родителей (законных представителей), социума.
собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
наличие помещений и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов;
музейная экспозиция;
Положение о музее, утвержденное руководителем ДОО.
5. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель ДОО.
6. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по муниципальному образовательному учреждению.
7. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
2.8. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется по основному фонду:
учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея.
Создание музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед участниками образовательных отношений. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- педагогический совет;
- родительские собрания;
- консультации;
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
Например, мы хотим создать мини-музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет мини-музей «Моя любимая книжка». Далее определяем цель создания мини-музея: это знакомство дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие музея с приглашением детей и их родителей, представителей социума.
Методические рекомендации по организации мини-музеи в детском саду
Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.
- Принцип интеграции
- Принципы деятельности и интерактивности
- Принцип научности
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- Принцип гуманизации
- Принципы динамичности и вариативности
- Принцип разнообразия
- Принцип экологичности
- Принцип безопасности
- Принципы глобализма и регионализма
- Принцип креативности
- Принцип непрерывности
- Принцип партнерства
Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.
Цели и задачи мини-музея
Музейная педагогика в условиях детского сада
— позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
— является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
— способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
— помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
Этапы создания мини-музея
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.
- Подготовительный этап
Главные задачи подготовительного этапа — выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями), определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.
Выбор темы
Выбор места для мини-музея
1. Групповое помещение
2. «Раздевалка» (приемная)
3. Помещения для дополнительных занятий, студии
4. Холлы
5. Территория
Связь с социумом
Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеями, театрами, организацией ветеранов, обществом охраны природы, администрацией), школой и налаживает контакты с учреждениями и организациями.
В отдельных случаях на базе детского сада создается детский музейный центр (как правило, с участием сотрудников местных музеев).
Работа с детьми и родителями
На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.
Для более эффективного сотрудничества с семьями может быть создан родительский совет и разработаны семейные проекты.
- Практический этап
Главная задача второго этапа — совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.) и работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.). На этом этапе психолог и воспитатель ведут педагогические наблюдения за детьми.
Оформление мини-музея
Оформление мини-музея может быть различным. Всё зависит от возможностей и воображения коллектива детского сада. При этом важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Горизонтальные и вертикальные поверхности
В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить подставки разного уровня, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках;
- использование ширм;
- использование стендов;
- использование мобилей;
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Особо удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки, безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут заметно отличаться по форме, цвету, расположению. А этот факт играет немаловажную роль, так как эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удерживании внимания ребенка.
Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиль (подвесные детали), временную спираль, гирлянды и т.д.
Название мини-музея
Название мини-музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание. Так, буквы в названии «Мини-музей песка» могут быть сделаны из песка, приклеенного к основе, фольклорный мини-музей украсит название, выполненное в народном стиле, а мини -музей дерева — деревянная доска с буквами, выполненными в виде растительного орнамента.
Работа с детьми
Можно сказать, что педагоги детского сада создают своеобразный комплекс форм и методов работы с детьми на базе мини-музеев с учетом особенностей традиционной музейной педагогики и дошкольного образования. В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так, традиционная форма — беседа, рассказ — нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств.
- Заключительный, обобщающий этап
Заключительный этап начинается после завершения создания мини-музея. Однако и на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении, расширение пространства мини-музея. Проводится торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, учеников близлежащей школы, сотрудников музеев и других представителей социума. Дошкольные учреждения, которые углубленно занимаются музейной педагогикой, нередко получают официальный сертификат, подтверждающий статус их музея как музея образовательного учреждения.
Разрабатываются и проводятся экскурсии (взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых), организуются праздники, спектакли, дни музеев, дни открытых дверей, во время которых дошкольники и их родители могут посещать все музеи детского сада, выставки рисунков, поделок. Особое внимание следует обратить на разработку оригинальных экскурсий, например экскурсий-путешествий (путешествие во времени, путешествие в лес, путешествие по земному шару).
Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини-музей. (Такой конкурс должен быть стимулом для развития системы мини-музеев в детском саду.) Можно приурочить проведение конкурса к Международному дню музеев — 18 мая.
В детский сад приглашаются сотрудники местных музеев, родители, чья специальность так или иначе связана с музеями или с тематикой мини-музеев. Оформляются визитки, билеты, приглашения в мини-музеи (например, для родителей, для ветеранов, для детей других групп).
Литература
Письмо Минобразования России от 12.03.2003 N 28-51-181/16 «О деятельности музеев в образовательных учреждениях».
Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.; Изд. дом «Карапуз», 2000.- 256 с.
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.
Рыжова Н.А. Учебно-методическая фотосессия на DVD «От коллекции к музею». — М.: Обруч, 2008.
Рыжова Н.А. Учебно-методический фильм на DVD «Путешествие по мини-музеям». — М.: Обруч, 2008.
- Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;
- «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора;
- он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
- мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;
- мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.
Рассмотрим несколько вариантов расположения музеев.
Во-первых, это групповые помещения. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы: постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
Во-вторых, мини-музей можно организовать в раздевалке. Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки — те же.
В-третьих, это могут быть помещения для дополнительных занятий. С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини-музей. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтоб музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.
В-четвертых, это холлы. В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).
Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» может появится в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек – забав», в спортзале - музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т.д.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать: различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, холлы д/с и даже прогулочные участки, музыкальные залы, педкабинеты, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание мини-музея в детском саду
в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....
«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)
Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...
Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея
В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и боевой славы. Надеемся, что ...
Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина
Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. ПушкинаДанный проект разработан пе...
Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".
Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»
В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....
Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе
В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея в подготовительной группе детского сада. Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...