Консультация для родителей "Игра как средство нравственного воспитания"
консультация (средняя группа) на тему
Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра, как средство нравственного воспитания»
Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось большое внимание в педагогических трудах многих выдающихся мыслителей и педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал игру как естественное состояние и деятельность здорового развивающегося ребенка. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют воспитанию его личности. На значение игры в жизни ребенка указывал П. Ф. Лесгафт: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основании его привычек и обычаев». Он обратил внимание на то, что в игре устанавливается характер ребенка и нравственные качества. На использование игры в целях воспитания обращал внимание и такой педагог как А. С. Макаренко. Он считал, что нравственная сфера ребенка может формироваться вследствие сочетания «многоразличных отношений», в которые был поставлен играющий ребенок. «Игра имеет важное в жизни ребенка, имеет тоже значение, что и у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». А.С. Макаренко понимал игру не только как средство подготовки к жизни самостоятельной деятельности, но и как саму жизнь и деятельность детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала детям радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней. Педагоги отмечали, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и многое др. Они придавали особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет выход из положения. Игры вырабатывают у детей стремление к цели, учат увлекать за собой других, организовывать их. Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения. Отсюда, что с помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают правила поведения, способы практической и умственной деятельности. Игра выступает посредником между ребенком и внешним миром. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует, регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными и дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребенок преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – раскрепощённым, дерзкий -вежливым. Игра – важнейшее средство воспитания не только моральных чувств и представлений, но и нравственных поступков. В активной игровой форме ребенок узнает правила поведения, учится взаимоотношениям, знакомится с трудом. Игра является школой воспитания так как, именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам. Поэтому задача взрослого – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и несли воспитательный характер. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию таких нравственных качеств младших школьников как доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. Существуют разные классификации игр. Чаще всего игры подразделяют на две большие группы: творческие и педагогические. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. Деление игр по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, игры-драматизации.
3. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем образовательным областям.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые взрослый обязательно должен учитывать при организации игр:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру, предполагающее не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы. Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является школой морали в действии, а не только в представлении. Во всех играх отражаются отношения между людьми, их чувства, переживания, отношение к труду. Играя, ребенок активно усваивает содержащиеся в сюжете различные типы взаимоотношений, нормы социального поведения. Игра-это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своего потенциала. Можно сказать, что игра улучшает отношение ребёнка к себе, другим людям. В ней проходят процессы, помогающие адаптации ребенка к социуму. При правильно подобранных играх, преобразуется социальный статус ребенка, способы его общения в коллективе, но во многом это определяется правильной организацией деятельности. Существуют разные виды игр, одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки, четвертые коммуникативные навыки. Есть игры направленные на развитие творчества у ребенка, где ребенок проявляет свою смекалку, выдумку, фантазию, инициативу и, наконец, самостоятельность. Одними из таких игр является драматизация или театрализованная игра. Театрализованная игра является эффективным средством социализации школьника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения и участие в игре которая, имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства сотрудничества и освоения способов дружного взаимодействия. В ней дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх-драматизациях, дети как бы входят в образ, перевоплощаются в нем, живут жизнью выбранного героя. Атрибут в игре - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (например, маска). Создать образ ребенок должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений, а атрибут ему в этом помогает. Сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры. Инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий. Организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. Хотелось бы отметить, что роль педагога в проведении подобных игр крайне важна и значительна. Взрослый должен замотивировать детей на добровольное участие, поставить перед ними конкретные задачи, заинтересовать их, организовать эффективную работу, направить в правильное русло и если дети с удовольствием играют, то организованные действия педагога обязательно дадут положительный результат в работе над нравственным воспитанием дошкольников. Использование различных игр необходимо строить, исходя из содержания игры, ее влияния на воспитание детей, формирование положительного нравственного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

консультация для родителей "Игра как средство нравственного воспитания детей"
Семье важно понять, что игра - не просто времяпрепровождение ребенка, но и огромный источник нравственных, социальных, эмоциональных и познавательных представлений....

Консультация для родителей. Игра как средство нравственного воспитания.
Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами се...

Консультация для родителей "Игра как средство нравственного воспитания детей"
консультация для родителей детей второй младшей группы....

Консультация для родителей "Игра как средство нравственного воспитания"
Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском саду или семье, при общении с разными людьми...

консультация для родителей "Игра как средство нравственного воспитания"
консультация для родителей " Игра как средство нравственноговоспитания"...

Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....