РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
презентация на тему
Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Это означает, что ребенку необходимо:
- научиться правильно произносить все звуки речи,
- приобрести достаточно большой словарный запас,
- научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.
Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений.
Подробнее рассмотрим первые два направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.pptx | 66.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача , стоящая перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Научиться произносить все звуки речи. Приобрести достаточно большой словарный запас. Научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Обогащение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. Обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов . Разучивание стихотворений.
Развитие лексики О бусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. О пределяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития его значения .
Словообразование Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ – ДОМИК, БЕЛКА – БЕЛОЧКА ). Образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов (БЕЛЫЙ – БЕЛЕНЬКИЙ ). Образование относительных прилагательных (СТОЛ ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННЫЙ ). Образование притяжательных прилагательных(ХВОСТ ЛИСЫ – ЛИСИЙ, ТАПОЧКИ МАМЫ – МАМИНЫ).
Словообразование Образование наречий от имен прилагательных (ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНО ). Образование глаголов при помощи приставок (ХОДИТЬ – УХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ – ОБХОДИТЬ …). Образование имен существительных при помощи приставок (СВЕТ – ПРОСВЕТ – РАССВЕТ), а нередко и одновременно при помощи приставок и суффиксов (СВЕЧА – ПОДСВЕЧНИК ). Образование сложных слов. К ним относятся слова, состоящие из двух и более корней (ПАРОВОЗ, САМОЛЕТ).
Предметный словарь объединяется определенные логические группы: животные, мебель, транспорт и т.д. Бесконечно обедненной выглядит речь ребенка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов . Свойства предметов выражаются в нашей речи при помощи имен прилагательных . Употребление имен прилагательных придает ей образность и красоту, оживляет и украшает ее . Наречия обозначают признак действия. Они указывают на то, что любое действие может совершаться разным способом ( хорошо, плохо ), в разном месте ( вверху, вблизи ), в разное время ( утром, весной ), с разной целью ( назло, нарочно) .
Развитие грамматического строя речи
Периоды формирования грамматического строя речи: Период предложений, состоящий из аморфных слов корней (1 г. 3 мес. – 1 г. 10 мес.). 1. Этап однословного предложения (1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.). 2. Этап предложений из нескольких слов-корней (1 г. 8 мес. – 1 г. 1- мес.). II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года ). III . Период дальнейшего усвоения морфологической системы (3 – 7 лет).
II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года ). Этап формирования первых форм слов (1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес .). Существительные: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями – ы, – и (стол ы , мяч и ) ; формы винительного падежа с окончанием – у (кис у , кукл у ) ; иногда появляются формы родительного падежа с окончанием – ы (нет кис ы ) ; окончание – е для обозначения места, при этом предлог не употребляется (тол е вместо на стол е ) . Глаголы: повелительное наклонение 2 л. ед. ч. (иди, неси, дай) ; формы 3 л. ед. ч. наст. вр . (сидит, спит) ; возвратные и невозвратные глаголы.
II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года). 2. Этап использования системы окончаний для выражения связей слов (2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес .). Продуктивным окончанием существительных родительного падежа является – ов . В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены (много ложков, ножов ) . Усваиваются беспредложные формы косвенных падежей существительных : винительного, родительного, творительного. Наблюдается дифференциация форм ед. и мн. ч. глаголов изъявительного наклонения (смотрю – смотрим ) , усваивается изменение по лицам (кроме 2 л. мн. ч .), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени. Появляются некоторые простые предлоги : в, на, у, с .
II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года). 3 . Этап использования системы окончаний для выражения связей слов (2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес .). Усвоение окончаний мн. ч. – ов , - ами , - ах ; у своение падежных окончаний им. п. мн. ч. –а, - иа (рога, стулья) . Согласование прилагательных с существительными. Р азвитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Усвоение многих служебные слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...