РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
презентация на тему

Кравцова Екатерина Александровна

   Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.

   Это означает, что ребенку необходимо:

  • научиться правильно произносить все звуки речи,
  • приобрести достаточно большой словарный запас,
  • научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.

   Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

  • обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
  • разучивание стихотворений.

   Подробнее рассмотрим первые два направления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.pptx66.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Слайд 2

Задача , стоящая перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Научиться произносить все звуки речи. Приобрести достаточно большой словарный запас. Научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.

Слайд 3

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Обогащение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. Обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов . Разучивание стихотворений.

Слайд 4

Развитие лексики О бусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. О пределяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития его значения .

Слайд 5

Словообразование Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ – ДОМИК, БЕЛКА – БЕЛОЧКА ). Образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов (БЕЛЫЙ – БЕЛЕНЬКИЙ ). Образование относительных прилагательных (СТОЛ ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННЫЙ ). Образование притяжательных прилагательных(ХВОСТ ЛИСЫ – ЛИСИЙ, ТАПОЧКИ МАМЫ – МАМИНЫ).

Слайд 6

Словообразование Образование наречий от имен прилагательных (ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНО ). Образование глаголов при помощи приставок (ХОДИТЬ – УХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ – ОБХОДИТЬ …). Образование имен существительных при помощи приставок (СВЕТ – ПРОСВЕТ – РАССВЕТ), а нередко и одновременно при помощи приставок и суффиксов (СВЕЧА – ПОДСВЕЧНИК ). Образование сложных слов. К ним относятся слова, состоящие из двух и более корней (ПАРОВОЗ, САМОЛЕТ).

Слайд 7

Предметный словарь объединяется определенные логические группы: животные, мебель, транспорт и т.д. Бесконечно обедненной выглядит речь ребенка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов . Свойства предметов выражаются в нашей речи при помощи имен прилагательных . Употребление имен прилагательных придает ей образность и красоту, оживляет и украшает ее . Наречия обозначают признак действия. Они указывают на то, что любое действие может совершаться разным способом ( хорошо, плохо ), в разном месте ( вверху, вблизи ), в разное время ( утром, весной ), с разной целью ( назло, нарочно) .

Слайд 8

Развитие грамматического строя речи

Слайд 9

Периоды формирования грамматического строя речи: Период предложений, состоящий из аморфных слов корней (1 г. 3 мес. – 1 г. 10 мес.). 1. Этап однословного предложения (1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.). 2. Этап предложений из нескольких слов-корней (1 г. 8 мес. – 1 г. 1- мес.). II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года ). III . Период дальнейшего усвоения морфологической системы (3 – 7 лет).

Слайд 10

II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года ). Этап формирования первых форм слов (1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес .). Существительные: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями – ы, – и (стол ы , мяч и ) ; формы винительного падежа с окончанием – у (кис у , кукл у ) ; иногда появляются формы родительного падежа с окончанием – ы (нет кис ы ) ; окончание – е для обозначения места, при этом предлог не употребляется (тол е вместо на стол е ) . Глаголы: повелительное наклонение 2 л. ед. ч. (иди, неси, дай) ; формы 3 л. ед. ч. наст. вр . (сидит, спит) ; возвратные и невозвратные глаголы.

Слайд 11

II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года). 2. Этап использования системы окончаний для выражения связей слов (2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес .). Продуктивным окончанием существительных родительного падежа является – ов . В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены (много ложков, ножов ) . Усваиваются беспредложные формы косвенных падежей существительных : винительного, родительного, творительного. Наблюдается дифференциация форм ед. и мн. ч. глаголов изъявительного наклонения (смотрю – смотрим ) , усваивается изменение по лицам (кроме 2 л. мн. ч .), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени. Появляются некоторые простые предлоги : в, на, у, с .

Слайд 12

II . Период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 года). 3 . Этап использования системы окончаний для выражения связей слов (2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес .). Усвоение окончаний мн. ч. – ов , - ами , - ах ; у своение падежных окончаний им. п. мн. ч. –а, - иа (рога, стулья) . Согласование прилагательных с существительными. Р азвитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Усвоение многих служебные слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...