Готовы ли к школе.. родители?
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Готовы ли к школе…родители?»
Начальная школа – это то, с чего все начинается.
Это начало пути на старте школьной жизни, начало свершений и тревог, побед и поражений. И одновременно начальная школа – это завершение. Завершение беззаботного дошкольного детства с его безграничностью дня, безудержными фантазиями, веселыми играми и нехитрыми жизненными задачами, самые сложные из которых: необходимость молчать, пока взрослые ведут скучнейшие длиннющие разговоры, и собирание игрушек после увлекательной игры.
Ваш ребенок идет в школу. Но стоит ли торопиться? Готов ли он?
Вы уже точно определились с возрастом, в котором ваш ребенок идет в школу: в шесть лет с «хвостиком» или в семь лет с «хвостиком».
Есть опасность того, что если ребенок начинает школьную жизнь раньше, чем будет к этому психологически готов, у него могут возникнуть серьезные проблемы с учебой, вплоть до полного отрицания школы, нежелания учиться, проблем с поведением из-за недостаточной усидчивости, проблем с общением в новом для него коллективе. Причем, этот же ученик через год демонстрировал бы хорошую успеваемость, и с удовольствием ходил в школу. Особая серьезность этой проблемы в том, что она часто растягивается на целое десятилетие школьной жизни, определяя для ребенка роль аутсайдера.
Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала, что переход к школьному обучению коренным образом меняет образ жизни ребенка. Поступление в школу знаменует новое положение ребенка в обществе: его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.
В соответствии с этим перестраивается повседневный ход жизни ребенка.
Новое положение, которое он занимает, предъявляет к нему иные требования: он должен ходить в школу и делать то, что требует учитель; он должен следовать школьному режиму и подчиняться школьным правилам поведения; он должен ответственно относиться к учебным обязанностям.
Однако, вместе с обязанностями он получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение к нему со стороны взрослых: он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для занятий время, на тишину; он имеет право на отдых; он имеет право на одобрение со стороны окружающих при получении высокой оценки своего труда.
С ребенком «на пороге школы» происходят следующие изменения:
- изменение мотивационной сферы ребенка — формирование «внутренней позиции школьника». Это желание и потребность «выйти за рамки своего детского образа жизни», занять новое, доступное ему место и осуществлять «реальную, серьезную, общественно значимую деятельность», т. е. пойти в школу, стать учеником;
- к окончанию дошкольного детства ребенок оказывается в состоянии контролировать свое поведение, что позволяет ему привыкнуть к порядку школьной жизни. Умение владеть собой, при котором ребенок в состоянии контролировать свое поведение, работать по заданному учителем образцу выступает одним из показателей готовности к школьному обучению.
- ребенок овладевает простейшими операциями обобщения: научается выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умеет сравнивать, видеть сходное и отличное, учиться рассуждать, находить причины явлений и делать выводы.
- свободно владеет языком, на котором ведется обучение в школе. В этой связи, особая роль принадлежит чтению детям художественной и научно-популярной литературы.
Для того, чтобы дошкольный возраст закончился появлением описанных новообразований, свидетельствующих о готовности ребенка к вступлению в школьную жизнь, на протяжении всего этого периода у детей должна быть возможность заниматься специфически детскими видами деятельности. К ним, в первую очередь, относятся сюжетно-ролевая игра, такие занятия, как рисование и лепка, а также слушание сказок и рассказов, общение с взрослыми и сверстниками. Причем, каждый из упомянутых видов деятельности вносит свой вклад в познавательное и личностное развитие ребенка.
Родителям важно понимать, что ребенок со сменой статуса не перестает быть маленьким. «Школьник», конечно, звучит гордо, но каждый маленький человек должен пройти свой собственный путь к обретению той ответственности и к уровню внутренней дисциплины, что стоят за этим словом.
Преувеличенные родительские ожидания на этот счет могут вызвать в ребенке избыточное старание, которое, вопреки ожиданиям взрослых, не будет помогать, поскольку на избыточное старание уходит много психологических сил, которые ребенок мог бы потратить на спокойную сосредоточенность.
Взрослым, имеющим дело с младшими школьниками, важно понимать и принимать их естественные ограничения:
— недостаточно развитую мелкую моторику, отчего буквы могут получаться не такими красивыми, как у взрослых;
—трудности в проявлении усидчивости, двигательную расторможенность и гиперактивность либо, наоборот, замедленный темп восприятия и отставание от общего ритма;
— сложности в организации собственного времени и пространства, распределения нагрузки;
— проблемы в быстром усвоении всех школьных правил и в выстраивании гармоничных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
На преодоление всех этих ограничений требуется время, причем индивидуальное для каждого ребенка. Желание некоторых взрослых (как учителей, так и родителей) сделать жизнь школьника сразу более зрелой объяснимо, но не соответствует реальным возможностям ребенка. В 6—7 лет у многих детей игровой интерес еще преобладает над учебным. Конечно, большинство дошкольников готовы учиться в этом возрасте, но они значительно эффективнее делают это в игре, поскольку игра всегда интереснее.
Отношение ребенка к первому учителю
Для первоклассников учитель становится главной, суперважной фигурой. Авторитет первого учителя для ребенка, обычно, вне критики.
И родитель теперь вынужден будет делить с учителем степень влияния на собственного ребенка.
Кто-то из родителей спокойно принимает данную ситуацию. Кто-то держит любое учительское влияние под жестким контролем и часто вступает в осознанную или неосознанную конкуренцию с учителем.
Учительский авторитет может поколебаться от бесконечных родительских нападок, а малышу в начальной школе авторитет учителя абсолютно необходим.
Значительно важнее для ребенка в начальной школе поддерживающе-защищающая роль родителя. Поддержка нужна не столько в виде открытой похвалы или восхищения его успехами, от чего ребенок быстро становится зависим, сколько в виде интереса к его школьной жизни: к новостям, урокам, проектам, событиям, самочувствию, эмоциональному состоянию, к его размышлениям и впечатлениям. Ребенку важно знать, что его будут любить и уважать даже тогда, когда он сделает что-то не так, когда совершит ошибку или допустит досадный просчет.
Защищающая роль родителя - это не открытое противостояние школе в случае возникновения у ребенка каких-либо проблем, как это нередко бывает, а осознанное формирование у маленького человека ощущения, что его проблемы не останутся без внимания, что родитель разберется в сути происходящего, поможет урегулировать возможные разногласия, оставаясь при этом на стороне своего ребенка.
Отношение к отметкам
Еще одним новым, в психологическом плане, моментом для ученика начальной школы является оценка его достижений.
Важно пояснить родителям различие между оценкой и отметкой, поскольку большинство взрослых не находят существенной разницы между этими понятиями. Оценка нетождественна отметке: оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно - формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку».
Ситуация осложняется еще и тем, что родители также не разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами то они, как правило, понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако не все потребности и интересы школьника при этом учитываются.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в «школьного идола», о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, — детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий — для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Получение отметок связано для школьника с еще одной трудностью, которую родители должны очень хорошо осознавать, и осознав, постараться предотвратить ее появление. Трудность эта состоит в том, что родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Школьные оценки — это лишь относительно объективный показатель того, как ребенок справляется с теми или иными требованиями учебной программы, поддержанными данной школой. Школьные оценки кажутся чем-то истинным и настолько убедительным, что родители забывают свой школьный опыт, который, порой, не менее убедительно доказывает обратное. Усидчивость, аккуратность, внимательность, послушание, воспитанность — не единственные качества, приводящие нас к успеху. Но именно они, по большей части, являются хорошим основанием для отличных оценок.
Если разобраться, почему так важны для взрослого оценки его ребенка, то выяснится, что за этим стоят некоторые психологические факторы, относящиеся исключительно к родителю:
— опыт школьного оценивания в его собственном детстве;
— отношение его родителей к оценкам;
— тревога и негативное прогнозирование относительно будущего собственного ребенка (часто безосновательное);
— родительские амбиции и сверхожидания;
— стремление, чтобы ребенок свершил то, что не удалось когда-то самому родителю;
— иллюзии прямой зависимости реализованности в жизни и человеческого счастья от школьной успешности;
— нежелание или неспособность разобраться с причинами возникающих у ребенка проблем, часто не имеющих никакого отношения к его умственным способностям.
Помощь родителей в подготовке домашних заданий
В начальной школе родители оказывают своему ребенку не только моральную и эмоциональную поддержку, но и активно участвуют в его домашней учебной деятельности.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому, бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника.
Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс, конфликт.
Например, такой конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери — важно большое внимание к деталям и частностям.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери — повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными, несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.
Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения школьника к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Следует отметить, что даже в случае очевидных несовпадений познавательных стратегий матери и ребенка, большинство матерей бывают искренне убеждены в том, что хорошо понимают внутренний мир своего ребенка и ход его мыслей.
Для взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий, важно осознать эту возможную причину трудностей в совместной работе. Конечно, родитель не должен стремиться изменить свой собственный когнитивный стиль. Это нереальная задача. Однако понимание им особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
Вопросы организованности и самостоятельности первоклассников часто волнуют родителей. Тут и собранный портфель, и расписание на завтра, и выполнение заданий учителя. Нет общих рецептов, многое зависит от семейных правил, от уровня развития ребенка.
Несколько советов родителям первоклассников
1. Если ребенок готов что-то делать сам, не следует вмешиваться, даже если взрослый считает, что все неправильно или что можно сделать лучше. Но никогда не отказывайте в помощи, если вас просят.
Помощь тоже может быть разной: можно просто молча посидеть рядом, можно сказать поддерживающие слова: «У тебя получится, ты уже делал похожее…» Можно помочь ребенку организовать работу: «Что надо сделать, чтобы выполнить задание? Что ты будешь делать сначала? Что потом? Ты понимаешь, как это сделать?» Можно дать пошаговую инструкцию: «Сначала сделай это, потом…», можно моделировать задание — раскладывать на палочках, рисовать, лепить. Нельзя только одно: делать вместо ребенка. Некоторым детям достаточно присутствия взрослого в той же комнате.
2. У детей семи лет обычно нет опыта планирования, поэтому складывать портфель, помнить расписание им сложно. Хорошо, если расписание уроков висит на стене, полезно повесить список вещей для каждого школьного предмета. Если ребенок читает плохо, то список того, что должно лежать в портфеле, можно представить картинками. Если ребенок, положив вещь в портфель, будет отмечать картинку скрепкой, кнопкой, магнитом, он быстро научится контролировать свои действия. Кроме того, освоит прием, как можно организовать сложную деятельность. Ведь примерно то же делают взрослые, когда в сильно загруженные дни пишут списки дел и вычеркивают выполненное.
3. Режим дня также помогает сформировать организованность. Кроме того, режим задает определенный ритм жизни, что помогает поддерживать общую психологическую устойчивость ребенка. Планируя день первоклассника, важно выделить достаточно времени на сон и активность на воздухе, так как дети много сидят в школе и это требует от них большого напряжения.
4. Первоклассникам нужны условия для физической разрядки и отдыха.
Надо обязательно предусмотреть свободное время и, если ребенок хочет, дать ему возможность играть с игрушками, рисовать, лепить. В игре ребенок моделирует эмоционально заряженные ситуации, отношения с другими людьми, поэтому игра, как и другие творческие виды деятельности, помогает поддерживать эмоциональное благополучие.
5. Когда у школьника что-то не получается, родители часто заставляют его многократно повторять дома задание, тренировать неосвоенный навык. Это не всегда продуктивно, а порой даже вредно. Например, если заставлять истощаемого ребенка много раз переписывать, то каждый следующий повтор будет только хуже, а ребенок начнет капризничать, может расплакаться. И это произойдет не из-за упрямства, а потому, что у первоклассника нет сил еще и еще раз делать то же самое. Лучше тренировать навык, используя материалы и виды деятельности, не связанные непосредственно со школой.
Для развития мелкой моторики руки можно предложить красивые раскраски, лабиринты. А навыки письма прекрасно тренируются, если писать друг другу записочки. Если вкладывать ребенку записочку с пожеланием хорошего дня в пенал, он захочет тоже вложить записочку в карман родителям. Если дома поддерживается традиция чтения вслух, ребенок тоже начнет читать, а грамотное письмо хорошо формируют такие игры, как «Эрудит».
6. Сильно снижают интерес к выполнению заданий неудачи, особенно если ребенок не умеет переживать неуспех. Насколько школьник устойчив к таким ситуациям, легко прогнозировать по тому, как он переживает проигрыш в игре. Любая игра с правилом: настольные игры – «бродилки», в которых игроки по очереди переставляют фишки после броска кубика и проходят определенный маршрут, шашки, шахматы — тренирует способность переживать проигрыш и двигаться дальше. Поэтому полезно, если родители смогут выделить время для совместных игр, — это и время для общения, и тренировка важного качества.
Уважаемые родители!
Помните, что самая главная ваша задача – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе – вхождении в школьную жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - Готовим ребенка к школе
Данный материал поможет педагогам рассказать родителям на собраниях об основных программах, которые есть в школах. Как выбрать школу, какая программа для ребенка будет доступной, что необходимо знать ...
Готовим родителей к школе
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ГОТОВИМ РОДИТЕЛЕЙ к школе"...
Родительское собрание "Готовим детей к школе. Что это значит?"
Родительское собрание в подготовительной группе, проведенного в форме "Круглый стол"...
Родительский клуб "Готовим дошкольника к школе".
Материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке к проведению родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей. Включает четыре основных раздела: Мотивационная готовность ребе...
Родительское собрание в подготовительной группе. «Готовимся вместе к школе. Практикум « Каким я представляю своего ребенка в школе?»
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Повышение педагогической компетентности родителей при подготовке ...
Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»
Статья будет интересна молодым педагогам, работающим с подготовишками и родителям будущих первоклассников. Данный материал хорошо изучен, но остается достаточно злободневным. Прочтение данной статьи п...
Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»
Как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни? Какими знаниями и умениями должен обладать завтрашний школьник?...