Дополнительная Образовательная Программа семейного экологического клуба «Алакюн – сын Солнца и Земли».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» села Иогач
Принято на заседании педсовета протокол №___ «______»_________2017 г | Утверждаю: заведующий МДОУ детский сад «Берёзка» _______Н.Ю. Кащеева |
Дополнительная Образовательная Программа семейного экологического клуба
«Алакюн – сын Солнца и Земли».
Старшая группа
Разработала воспитатель
1 квалификационной категории:
Кыргызакова А.В.
с. Иогач 2017 г.
Дополнительная Образовательная Программа семейного экологического клуба
«Алакюн – сын Солнца и Земли».
Земля! Ты с каждым днём дороже…
Целебным воздухом дышу.
Простой сорву я подорожник
И к свежей ране приложу.
Твоим ручьям, кустам калины,
Земля, я не скажу «Люблю!»,
А просто встану на колени,
Из родника воды попью.
Г.Кондаков.
Паспорт Дополнительной Образовательной Программы
семейного экологического клуба
Наименование Программы | «Алакюн – сын Солнца и Земли». |
Уровень / направленность | Дополнительная Образовательная Программа семейного клуба социально-экологической направленности. (Далее Программа). |
Возраст воспитанников | Для детей дошкольного возраста (5- 6 лет) |
Автор Программы. | Кыргызакова Ангелина Владимировна, воспитатель. |
Участники клуба. | Родители (законные представители) воспитанников, дети, педагоги и другие лица, заинтересованные в совершенствовании экологического воспитания. |
Основное содержание работы Программы. | Данная Программа разработана в рамках Основной Образовательной Программы МДОУ детский сад «Берёзка», с. Иогач. Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей старшей группы в образовательный процесс, формирование партнерских отношений семьи и ДОУ, как равноправных участников. Учет социальной актуальности целевой установки программы и региональных особенностей, делает программу инновационной для данного дошкольного учреждения. |
Текущий статус | Действующая |
Срок реализации | 1 год |
Реквизиты утверждения | Протокол Педагогического совета №1 от 27.08.2017 |
Целевой раздел.
I. Пояснительная записка.
1.1. Введение.
Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.
Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.
В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.
Актуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников является ведущей для МДОУ д/сад «Берёзка» с. Иогач. Но, только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Рабочая гипотеза предполагает, что организованная работа клуба по экологическому направлению, в соответствии с современными требованиями, способствует повышению уровня экологического воспитания.
1.2.Цель и задачи Клуба.
Цель: Создание системы экологического направления для детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.
Задачи:
Вовлекать членов клуба в природно-охранные акции в месячниках экологического образования.
Организовывать эколого-ориентированную деятельность семьи.
Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.
Способствовать организации эколого-познавательного семейного досуга в природе.
Активизировать включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
1.3. Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Устав МДОУ д/сад «Берёзка» с. Иогач;
Приказ о создании Клуба;
Положение о Клубе
1.4.Принципы и подходы к формированию Программы Клуба в старшей группе МДОУ д/с «Берёзка» с. Иогач.
Основные принципы дошкольного образования, сформулированные на основе требований ФГОС:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Социально-Коммуникативное развитие.
Дети пяти лет проявляют высокую познавательную активность. Они самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда, выполняются качественно, быстро, осознанно.
Познавательно-речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе грамматический строй речи. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
В познавательной деятельности представления детей систематизируются. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории.
Художественно-эстетическое развитие.
Старший возраст – это возраст активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку.
Физическое развитие.
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.).
Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
1.6. Ожидаемые результаты:
- участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы.
1.7. Права и обязанности сторон:
Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.
ДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.
Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
II Содержательный раздел.
2.1. Организация работы Клуба.
Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом МДОУ детский сад «Берёзка», с. Иогач.
Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
Работа Клуба имеет три направления:
педагог – дети;
педагог – дети – родители;
педагог – родители.
Технология заседаний Клуб ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель –дети (1 раз в неделю); воспитатель-дети-родители (не реже одного раза в квартал).
Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
Руководитель Клуба составляет план работы родительского клуба; организует деятельность клуба; оформляет материалы заседаний (срок хранения три года); информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.
2.2. Предварительная работа: Проведение родительского собрания в начале учебного года, с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба. Собрание проводится в нетрадиционной форме, в виде экологической гостиной, где, в непринуждённой обстановке, создаются три подгруппы для комфортной организации дальнейшей работы Клуба. Составление планов деятельности клубов по определившимся направлениям.
2.3. План образовательных заседаний по направлению: педагог -дети.
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
1 | 4* | 28 |
Сентябрь – адаптационный период и образовательная деятельность не проводятся.
*В январе проводится 2 НОД в связи с каникулами и в мае 2 НОД – с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Образовательная деятельность проводится в пятницу во второй половине дня один раз в неделю, длительность 20 минут.
2.4.План образовательных заседаний по направлению:
педагог – дети – родители.
Заседания по данному направлению проводится 1 раз в квартал. При необходимости и решении всех участников клуба, заседания могут быть организованы дополнительно.
2.5.План работы Клуба
Тематическое планирование работы по направлению: педагог – дети.
Темы | Содержание | Цели | Месяц |
Планета Земля – наш дом родной. | Путешествие в историю создания Земли | Формирование ответственного отношения к окружающей среде. | Октябрь |
Земля из космоса | Расширение знаний об отличительных чертах нашей планеты. | ||
Аппликация «Планеты Солнечной системы» | Формирование представлений о Солнечной системе и расположении планет, относительно Солнца. | ||
Экологическая акция «Я в этот мир пришёл, чтобы видеть Солнце!» | Привитие детям понимания, что солнечный свет необходим каждому, поэтому необходимо беречь Атмосферу и всю Солнечную систему. | ||
Природные явления. | Разнообразие природных явлений | Расширение представлений о природных явлениях. | Ноябрь |
Вода. | Игра-исследование «что мы знаем о воде» | Формирование умения работать по мнемотаблицам. | |
Капля воды – частица золотая! | Формирование представлений о ценности пресной воды. | ||
Воздух. | Опыт «Воздух невидимка» | Приобщение к опытнической деятельности. | |
Пернатые друзья - наши помощники | Игра «Что будет, если из леса птицы исчезнут?» Работа по мнемотаблицам. | Создание условий для развития логического мышления. | Декабрь |
Конструирование кормушки для птиц | Развитие конструктивных способностей. | ||
Моделирование птиц из бумаги. | Развитие творческих способностей. | ||
Экологическая акция «Покормите птиц зимой». | Создание условий для непосредственной помощи сохранения экосистемы. | ||
Разнообразие природы планеты Земля. | Виртуальное путешествие по планете Земля. | Привитие художественно-эстетического вкуса. | Январь |
Вернисаж экологического клуба | Развитие творческих способностей. Привитие любви к природе. | ||
Животный мир | Животные жарких стран. | Создание условий для расширения представлений о животных жарких стран. | Февраль |
Животные Севера. | Создание условий для расширения представлений о животных Севера. | ||
Экзотические животные. | Формирование представлений о экзотических животных. | ||
Животные Р.А. Составление карты расположения животных Алтая по районам. | Создание условий для формирования знаний о животных Республики Алтай. | ||
Природа родного края. | От высокогорья до степей: виртуальное путешествие по районам Р.А. | Создание условий для формирования представлений о ландшафте Республики Алтай. | Март |
Легенды о деревьях и растениях Алтая | Расширение знаний о природе Алтая через чтение художественной литературы. | ||
Орнамент, подсмотренный у природы Алтая | Расширение понятий о значении природы для человека. | ||
Зелёная аптека: безопасная и опасная. | Формирование знаний о технике безопасности в природе. | ||
Красная книга-сигнал опасности. | Путешествие по страницам Красной книги | Создание условий для формирования знаний о редких и исчезающих представителях природы Алтая. | Апрель |
Растения Красной книги Р.А. | Привлечение внимания к проблеме исчезновения некоторых растений Алтая. | ||
Животные и птицы Красной книги Р.А. | Привлечение внимания к проблеме исчезновения некоторых животных и птиц Алтая. | ||
Насекомые Красной книги Р.А. | Привлечение внимания к проблеме исчезновения некоторых насекомых Алтая. | ||
Природа и человек. | Человек - часть природы. | Формирование представления о том, что человек –часть природы. | Май |
Экоправила поведения на природе. | Формирование представлений о том, что человек должен быть друг, а не враг природе. |
На прогулке: технология «Геокешинг»
Плановые экскурсии с детьми.
Экскурсия на пруд. (Октябрь).
Экскурсия в лес (в осенний и зимний).
Экскурсия на берег озера (Апрель –май, в зависимости от начала ледохода).
Экскурсия на пекарню. (Ноябрь).
Экскурсия в магазин цветов. (Март).
Тематическое планирование работы по направлению
педагог – дети – родители.
Темы | Содержание | Цели | Месяц |
Планета Земля – наш дом родной. | Создание условий для формирования бережного отношения к природе. | Октябрь | |
Проект «Полезные ископаемые Р.А. | Создание условий для ознакомления детей с полезными ископаемыми. | ||
Природные явления. | Мини рассказы в электронном варианте: «Моё любимое явление природы». | Формирование умения передавать свою любовь к неживой природе через рассказ. | Ноябрь |
Первое Заседание семейного клуба в полном составе. Игра-путешествие «Мы идём в поход». | Формирование эстетического отношения к миру, побуждение к мысли о взаимоотношении людей и природы, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды. Представление экологических презентаций первой подгруппой Клуба. | ||
Пернатые друзья - наши помощники | С мамой и папой, Своими руками, Кормушку для птиц Мы сделали сами! | Создание условий для семейного участия в экологической акции помощи пернатым. | Декабрь |
Проект «Малые и большие горы Алтая» посвящённый Международному дню гор. (11 декабря) | Формирование представлений о ландшафте Алтая. | ||
Разнообразие природы планеты Земля. | Книжки-малышки «Экзотические растения нашей планеты» | Расширение представлений о разнообразии растительного мира Земли. | Январь |
Животный мир | Альбом: «Экологические сказки о полярном медведе.» (27 февраля — Международный день полярного медведя). | Создание альбома экологических сказок с участием белого медведя. | Февраль |
Второе Заседание семейного клуба в полном составе. Круглый стол: «С детства – любовь к животным» | Цель: Представление экологических презентаций второй подгруппой Клуба. | ||
Природа родного края. | Презентации по теме «Лучшее место Алтая для семейного отдыха». | Создание презентаций о доступных каждому, мест отдыха, и вариантах организации семейного отдыха на природе. | Март |
Экологическая акция «Вода – это жизнь». 22 марта — Всемирный день воды | Привлечение детей и родителей к социальной экологической деятельности. (Раздача памяток о важности сохранения водных ресурсов). | ||
Красная книга-сигнал опасности. | 1 апреля. - День птиц. Экологическая акция «Мы не можем сделать сами, но мы можем привлечь внимание взрослых». | Формирование представлений о роли перелётных птиц. | Апрель |
Посещение зоопарка в с. Артыбаш. | Предоставление возможности увидеть детям некоторые виды животных и птиц нашего региона. | ||
Проект «Красная Книги Р.А. своими руками». | Создание красной Книги Р.А | ||
Природа и человек. | Проект «Люди и мусор: кто кого?» | Проведение экологического практикума по очищению территории детского сада от мусора. | Май |
Итоговое Заседание семейного клуба в полном составе. Экологическая игра «Волшебное солнышко». | Формирование экологической культуры через познавательную игру. Представление экологических презентаций третьей подгруппой Клуба. |
Тематическое планирование работы по направлению
педагог - родители.
Темы | Содержание | Цели | Месяц |
Планета Земля – наш дом родной. | Октябрь | ||
Информационный стенд для родителей «Заповедники Р.А.» (14 октября — День работников заповедного дела). | Создание условий для формирования экологической компетентности родителей. | ||
Природные явления. | Ноябрь | ||
Вода. | Раздача родителям листовок «Капля воды – частица золотая!» | ||
Воздух. | Информационный стенд для родителей «Антиядерная пропаганда». (9 ноября — День антиядерных акций). | Создание условий для формирования экологической компетентности родителей. | |
Пернатые друзья - наши помощники | Фотовыставка «Варианты доступных для изготовления кормушек». | Привлечение родителей к созданию кормушек для птиц. | Декабрь |
Разнообразие природы планеты Земля. | Оформление зимнего участка снежными постройками. (Предпоследнее воскресенье января — Всемирный День снега). | Привлечение родителей к созданию поделок из снега на участке группы. | Январь |
Животный мир | Акция для взрослых: «Пополни групповую библиотеку книгой с рассказом о животных». | Пополнение книгами групповой библиотеки. Привитие детям интереса к литературе о животных. | Февраль |
Природа родного края. | Альбом: «Эколегенды родного края» | Создание альбома легенд из семейного архива. | Март |
Красная книга-сигнал опасности. | Изготовление лепбука для старших дошкольников «Красная книга Республики Алтай | Организация помощи родителей при создании Красной книги. | Апрель |
Стенд для родителей: «Узнай сам и расскажи ребёнку». 15 апреля — День экологических знаний. | Пропаганда экологических знаний. | ||
Природа и человек. | Письменное высказывание « Что для меня значит Солнце?» (3 мая — День Солнца). | Расширение знаний о роли Солнца для человека и всего живого на Земле. | Май |
III Организационный раздел.
3.1. Список использованной литературы.
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет./Практическое пособие для воспитателей и методистов, Воронеж, 2009
2. Бабрашева Т.К., Боконокова А.Н. Загадки национальной одежды алтайцев. Горно-Алтайск 2010.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
4. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие,
5. Виноградова Н.Ф., Дошкольникам о родной стране: методическое пособие для педагогов, работающих с детьми ст. дошк. возраста/ Н.Ф.Виноградова. –М.:Просвещение, 2009.
6. Дулькейт Т. «Телецкое озеро в легендах и былях», Тигрий Дулькейт., ООО издательство «Формат» 2005.
7. Огнёва Г.Н., Детям о культуре и искусстве алтайского народа., Г-А книжное издательство «Юч-Сюмер», 1992.
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).
9. Санарова Г.Ф., Панина Р.А., Люби, изучай Горный Алтай, 1982.
10. Тобоева Е.Н., Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Росточек», 2013. – 171 с.
11. Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Горно-Алтайск, 2008.
12. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Старшая группа (5-6 лет)/ Ред.-сост. А. А. Бывшева.
13. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек». Горно-Алтайск, 2006.
14. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет.
15. Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и мл. школьного возраста. Акунова Г.Н.. Горно-Алтайск, 2000
3.2. Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Высоко в горах»; «Космос»; «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
Серия «Детям о Горном Алтае»: «Горно-Алтайск», «Природа горного Алтая», «Животные Горного-Алтая», «Птицы горного Алтая».
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы».
Иллюстрации. Буклет «Ай-Тана» (национальная одежда алтайцев).
3.3. Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы, средств обучения.
Учебный материал:
презентации в формате Power Point,
иллюстрации
загадки, пословицы, поговорки, народная мудрость.
дидактические игры
различные виды игры;
Научно-методический материал:
Педагогические наблюдения, психолого-педагогическая диагностика.
Перспективный план.
Работа со справочной литературой.
Использование интернет - ресурсов.
Материально-технические средства:
проектор,
компьютер (ноутбук),
видеозаписи мультфильмов.
3.4. Перечень экологических событий и Всемирных дней.
Экологический календарь. (В сокращении).
Январь
11 января — Всемирный день заповедников
Январь (предпоследнее воскресенье) — Всемирный День снега.
Февраль
2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий
27 февраля — Международный день полярного медведя
Март
3 марта — Всемирный день дикой природы
20 марта — День Земли
21 марта — Международный день леса
22 марта — Всемирный день водных ресурсов (День воды)
23 марта — Всемирный метеорологический день и День работников Гидрометеорологической службы России
Апрель
1 апреля — Международный день птиц
15 апреля — День экологических знаний
19 апреля — День подснежника
22 апреля — Всемирный день Земли
Май
3 мая — День Солнца
15 мая — Международный день климата
15 мая–15 июня — Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
Июнь
5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды
5 июня — День эколога
6 июня — Международный день очистки водоёмов
Июль
29 июля — Международный день тигра
Август
Август (третья суббота) — Всемирный день бездомных животных
Сентябрь
11 сентября — День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября — День рождения Гринпис
27 сентября — Международный день туризма
Сентябрь (второе воскресенье) — Всемирный день журавля
Сентябрь (третье воскресенье) — День работников леса
Неделя в сентябре — Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
Октябрь
4 октября — Всемирный день защиты животных
14 октября — День работников заповедного дела
Ноябрь
9 ноября — День антиядерных акций
11 ноября — Международный день энергосбережения
12 ноября — Синичкин день
15 ноября — День вторичной переработки
Декабрь
11 декабря — Международный день гор
3.4. Приложения.
Приложение 1
АНКЕТА «Экологическое воспитание»
ФИО____________________________________________________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _________________________________________________________________________________________
2 Заинтересованы ли вы в воспитании экологической культуры вашего ребенка ? _________________________________________________________________________________________
3. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?________________________________________________________________________________
4 .Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?___________________________________________________________________________________
5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?_______________________________________________________________________________
6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________________________________________________________________________________________
7. Есть ли у вас дома книги о природе и читаете ли вы их своим детяи?___________________________________________________________________________________
8. Знает ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?__________________________________________________________________________________
9. Смотрите ли Вы с ребенком слайды, телепередачи о природе?_________________________________________________________________________________
10. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?__________________________________________________
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_____________________________________________________________________________________
12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___________________________________________________________________________________________
13. Нужно ли это делать? ___________________________________________________________________________________________
14. Умеет ли ваш ребенок правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять мусора, не вредить природным объектам…)_____________________________________________________________________
15. Кто должен учить вашего ребенка бережному отношению в природе?__________________________________________________________________________________
16. Чем можете оказать помощь ДОУ по
экологии?__________________________________________________________________________________
17. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ____________________________________________________________________________________________
18. Ваши предложения, пожелания по экологическому воспитанию детей. ____________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Сбережем родную природу.
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы:
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы:
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Приложение 3.
Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов
Цели: Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.
Ведущий. Осень — это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей туристической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле.
Ребенок 1. Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
Ребенок 2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
Ребенок 3. Ни за что не в ответе, будто самую малость
Нам на этой планете жить и править осталось.
Ребенок 1. Мы - не гости на планете, и Земля – наш дом,
Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:
Ребенок 2. И прозрачные озера, и еловый лес,
И цветных полей узоры, и речной простор.
Ребенок 3. Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Ребенок 1. Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Ребенок 2. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Ребенок 3. Украсим всю Землю цветами, садами…
Все вместе.
Такая планета нужна нам с вами!
(Звучит песня «Милый лес).
Ведущий. По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай. ( М. Марик)
В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.
(Звучит фонограмма «Песенка про веселого туриста».)
1 этап. «Разминка»
Задание 1. Узнаем названия команд.
(В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды)
Ведущий. Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.
(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца.)
А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернутся на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!
(Команды выполняют задание.)
Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. ( «Рюкзак», «Компас».)
В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.
Задание 2. Нужные вещи в походе. (Для детей и родителей)
Ведущий. Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку - «1 км».)
1. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь.
(Компас.)
2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить.
(Котелок.)
3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)
4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной.
(Рюкзак.)
2 этап.
Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей).
Ведущий. Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.
(Команды по очереди отгадывают загадки.)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(Одуванчик.)
Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются.
(Ромашка.)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встретился с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон.
(Колокольчик.)
Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь.
(Незабудка.)
Задание 2. Лечебница доктора Айболита. (Для родителей)
Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их названия, для чего принимают эти растения в лечебных целях (стоимость ответа – 2 км).
1. Ты растение не тронь –
жжется больно, как огонь.
(Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)
2. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы.)
3. Белая корзинка, золотое донце.
(Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине.)
4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды.
(Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)
Задание 3. Лесная кухня (Для родителей и детей)
Ведущий. Вопросы команде «Компас».
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)
Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1. Назовите, из каких растений в походе в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники.)
2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? ( Вымытые и просушенные клубни закапывают в горящую золу.)
Задание 4. Лесной компас (Для родителей)
Ведущий. Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудится в лесу и всегда знают, как найти дорогу домой (раздает каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.
1. Рисунок «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)
2. Рисунок «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повернута к северу.)
3. Рисунок «Пни». (На пнях деревьев кольца более широкой частью обращены на юг.)
4. Рисунок «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)
3 этап. Подведение итогов.
Ведущий. Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.
(Ребятам команды-победительницы вручаются медали «Былому туристу», а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки «Правили поведения в лесу»).
Приложение 4.
Круглый стол: «С детства – любовь к животным»
Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки?»
Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными
Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах
Слайд-шоу: «Эти забавные животные!»
Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг»
Приложение 5.
Конспект экологической игры на тему «Волшебное солнышко»
(совместно с родителями)
Экологическая игра «Волшебное солнышко».
Цель. Закрепить знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира. Формировать экологическую культуру через познавательную игру. Совершенствовать умение играть в командные игры.
Материал. Двенадцать игровых дорожек («лучи солнца»), сходящихся к большому кругу. Каждая дорожка (цветные карточки с тематическими вопросами) окрашена в цвета, соответствующие тематике вопросов: зеленый (фауна и флора), голубой (водная экосистема), коричневый (земля), красный (природные явления).
Вопросы игры.
Зеленый сектор.
1-я команда.
1. Куда зайцу удобнее бежать: в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы длиннее задних, с горы он катится кубарем).
2. У сосны семена находятся в шишках, а у березы…? (В сережках).
3. Лев, выступающий в цирке, дикое или домашнее животное? (Дикое).
4. Назовите жилища лисицы, медведя, волка, белки? (Нора, берлога, логово, дупло).
5. Кто родится с усами? (Кошка).
2-я команда.
1. Назовите 3 животных, которые зимой впадают в спячку. (Медведь, барсук, еж).
2. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать. (Утки и гуси).
3. У каких деревьев осенью не меняется цвет листьев? (У хвойных).
4. Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом коры, формой листьев).
5. Есть у льва, но нет у львицы. (Грива).
Вопросы родителям.
1. Какую птицу называют так же, как экзотический фрукт? (Киви).
2. Где раки зимуют? (На дне рек и озёр, зарываясь в ил).
3. Назовите птиц, которые не умеют летать. (Пингвин, страус, киви, нанду).
4. Назовите 3 животных, у которых есть иголки. (Ёж, дикобраз, морской ёж).
Голубой сектор.
1-я команда.
1. Как называется буря на море? (Шторм).
2. Какие приспособления используют люди для передвижения по воде? (Плот, лодка, катер, корабль).
3. У горы высота, а у реки… (Глубина).
3. Что больше: океан или море? (Океан).
2-я команда.
1. Когда реки выходят из берегов? (Весной).
2. Что больше: ручей или река? (Река).
3. Каким цветом на карте обозначают реки, моря и океаны? (Синим).
4. Как называется озеро, на которой стоит наше село? (Телецкое).
Вопросы родителям.
1. Как называется окруженный деревьями источник воды, который находится в пустыне? (Оазис).
2. Как называется часть суши, со всех сторон окруженная водой? (Остров).
3. Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое).
4. Назовите речки, протекающие в нашем селе. (Иогачка, Бия, Третья речка).
Коричневый сектор.
1-я команда.
1. Из чего можно сделать посуду: из песка, чернозёма, глины? (Из глины).
2. Есть ли в почве воздух? Как это доказать? (Залить в емкость с почвой воду – на ее поверхность поднимутся пузырьки воздуха).
3. Что выше: гора или холм? (Гора).
4. Как называется модель земного шара? (Глобус).
2-я команда.
1. Что лучше пропускает воду: глина или песок? (Песок).
2. Почему вершины некоторых гор круглый год покрыты снегом? ( На большой высоте холодно и выпавший снег не тает).
3. Как называют людей, которые поднимаются на высокие горы? (Альпинисты).
4. Кто живет в почве? (Дождевые черви, различные жуки и их личинки, муравьи, мыши, кроты, хомяки).
Вопросы родителям.
1. Как называется засушливая песчаная или каменистая местность, почти лтшённая растительности? (Пустыня).
2. Как одним словом назвать торф, уголь, нефть, газ? (Полезные ископаемые).
3. Что такое «Черное» золото? (Нефть).
4. Первые представления древних людей о Земле. (Древние люди считали, что Землю создали боги, и она плавает в океане. Небо над Землей поддерживает своими руками могучий герой Атлант.
Жители Индии полагали, что Земля с одной стороны плоская и держится на спинах слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, которая плавает в океане.
Древние славяне считали, что Земля стоит на трёх китах, плавающих в море.).
Красный сектор.
1-я команда.
1. Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха? (Термометр).
2. Если ворона сидит на верхушке дерева, какая будет погода? (Морозная).
3. Снег состоит из снежинок, а дождь? (Из капель).
4. Назовите 2 зимние пословицы. (Мороз не велик, да стоять не велит. Январю морозы, февралю метели.).
2-я команда.
1. Как называется куча снега? (Сугроб).
2. В какое время года цветет большинство деревьев? (Весной).
3. Дым столбом к чему? (К морозу).
4. Назовите 2 зимние пословицы. (Декабрь зиму начинает, а год кончает. Январь – зиме государь.).
Вопросы родителям.
1. Как называют кусочки льда, падающие с неба? (Град).
2. Как называется снежная корка? (Наст).
3. Как называется обильный снегопад с сильным ветром? (Вьюга, пурга, метель).
3. К чему зимой воробьи весело чирикают? (К оттепели).
4. Назовите 2 зимние пословицы. (Зима не лето: в шубу одета. В зимний холод всякий молод. Береги нос в большой мороз. Много снега – много хлеба. В феврале два друга – мороз и вьюга. Февраль месяц лютый: спрашивает, как обуты. Осенний мороз не вызовет слез, а зимний мороз – из глаз слезы. Январь году начало, зимы середина. Чем крепче зима, тем скорее весна. Солнце летом греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.)
Подводятся итоги. Награждаются участники игры.
IV. Дополнительный раздел.
Презентация программы.
Средства оценки результатов реализации работы Кружка:
-анкеты; -тесты; -беседы; -фото; -участие в выставках, акциях, конкурсах, мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце-шарик, землю грей
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Солнце-шарик, землю грей"...
Фрагмент календарного плана в 1 младшей группе на тему "Солнце, воздух, земля, вода"
Фрагмент календарного плана по программе "Детство"...
Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе
Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе...
Открытое занятие "Солнце и Земля - лучшие друзья"
Открытое занятие "Солнце и Земля - лучшие друзья"...
Семейный экологический проект «Лучше гор могут быть только горы» в номинации «Земля – наш общий дом»
Лучше гор могут быть только горы. Стоит только раз побывать в горах, ты оставишь там навсегда частичку своего сердца. И всю жизнь горы будут манить тебя к себе....
Дидактическое пособие«Как солнце освещает землю»
Дидактическое пособие«Как солнце освещает землю»Цель: дать знание детям, почему бывает день и ночь. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25098469","attributes":{"alt":""...
Сценарий семейного экологического мероприятия в рамках муниципальной спортивно-развлекательной программы "Семья в фокусе"
Мероприятие с участием семей ДОУ направлено на взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, укрепление и поддержку института семьи и воспитания экологической культуры. Знако...