"Грамота и грамматика"
методическая разработка по обучению грамоте по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Искорка»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ГРАМОТА И ГРАММАТИКА»
Подготовила:
Воспитатель
Москвина Н.В.
Г.Людиново
- Как вы понимаете слово «грамота»? Что значит «грамотный человек»?
- Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед воспитателем детского сада? (различать понятия «звук», «слово», «слог», «предложение».)
-Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
Речь – сложная система навыков. Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть грамотой, связной речью. Важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способствовать различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения слышать, пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен объем знаний, и качество мышления.
ОСНОВЫ ГРАМОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (дети 2-3 года)
В этом возрасте необходимо объяснить воспитанникам, что вокруг нас много разных звуков: звук мотора, шелест листвы, шум дождя, звук дудочки, колокольчика и речь человека- звуки речи. Ребенок это поймет, если ваши занятия будут носить системный и постоянный характер. Для детей этого возраста самое главное и необходимое условие – умение воспитанников различать звуки на слух, подражать звукам – звукоподражание.
- Давайте представим, что нам 2-3 года.
1. Поиграем в игру «Узнай, что звучит?» (бумага, ложка в стакане, шелест пакета, колокольчик, палочка, погремушка и пр.)
2. Но есть и звуки речи, которые мы произносим. При произнесении разных звуков губки складываются по-разному, давайте произнесем звуки речи.
Гласные звуки: девочка плачет – А, волк воет- У, заблудились в лесу – АУ, рассердились – звук Ы, нам весело – звук И.
Простые согласные звуки: дятел стучит клювом по дереву – ДДД; барабан стучит – БББ; девочка ноет – ННН; горох сыплется в банку – ГГГ; хлопушка – ППП; ветер воет – ВВВ; капля дождя капает – ККК; ежик фырчит – ФФФ.
- Ребенок должен видеть ваши губы, необходимо медленно, четко и громко проговаривать звуки.
ОСНОВЫ ГРАМОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 4-5 ЛЕТ)
В среднем возрасте необходимо не только отчетливо закреплять гласные звуки и простые согласные звуки в произношении, но и различать на слух слова, начинающиеся на определенный звук.
- Теперь вам уже 4 года, пятый, вы стали старше и мы начинаем работу с гласных звуков А, О, У, Ы, Э, И. Это наиболее простые для восприятия на слух звуки. Давайте произнесем звук А и послушаем как он звучит в словах: - арбуз, апельсин, альбом, аист. Слова со звуком У: удочка, утюг, утка.
- Чем эти звуки отличаются при произношении по артикуляции?
ИГРА: Звук А любит прятаться в словах, повторяйте за мной: мак, рак. Звук О – сок, мох.
- Если в возрасте от 2 до 3 лет мы работали с простыми согласными звуками, то в возрасте 4-5 лет работаем с более сложными: свистящими, шипящими и сонорными звуками.
Например, как звучат эти звуки изолированно, давайте произнесем: звук Ж – жук жужжит, З – комар звенит, Ш – змея шипит, Р – тигр рычит, Л – пароход гудит.
При произнесении слова интонационно выделяем звук голосом, более громко и длинно. Т.е. в этом возрасте учим детей слышать гласные звуки в словах, но не заостряем внимание на том, что звуки находятся в начале, в середине, в конце слова. То же самое и с согласными звуками: свистящими, шипящими, сонорными.
- Чтобы ребенку было интереснее, используйте картинки или развивающие карточки на вычленение определенных звуков. Помните, у многих детей на первых порах возникают трудности. Решить их помогут только многократные повторения и доброжелательное отношение взрослого. Наберитесь терпения, ваши труды обязательно дадут положительный результат.
Методика работы со звуками:
- отдельное четкое проговаривание звуков;
- интонационное (утрированное) выделение звука по примеру взрослого;
- работа с карточками, картинками и словами;
- самостоятельное проговаривание слов и выделение звука.
ОСНОВЫ ГРАМОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 5-6 ЛЕТ)
В этом возрасте учим детей различать на слух отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
- Попробуем их произнести и почувствовать сходную артикуляцию этих звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р; также продолжаем развивать фонематический слух. Учим определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определять место звука в слове, ребенок сможет только тогда, когда без труда уже научился слышать тот или иной звук, называть – узнавать его в слове. Все это поможет ребенку с легкостью освоить принцип слияния звуков в слоги, что необходимо для чтения в школе.
- Итак, вам исполнилось 5 лет, идет шестой год. Вы уже становитесь совсем большими, самостоятельными. Вы знаете, что есть звуки речи. Звуки бывают гласные и согласные.
- Помогите мне. Как мы можем определить, что звук гласный или согласный?
- Гласные звуки можно пропеть, протянуть. При произнесении гласных звуков воздух не встречает никакой преграды, а при произнесении согласных звуков, воздух встречает преграду, поэтому согласные звуки нельзя протянуть. Давайте сравним их произношение: (А-О-У, С-Т-Г-Б) ниточка тянется, обрывается.
Пришло время научиться определять место звука в слове.
- Звуки речи прячутся в словах, они прячутся в разных местах.
- Звук «М» в слове – «мак» - слышится в начале слова; в слове «комар» - в середине слова; в слове «сом» - слышим в конце слова.
Давайте поиграем в игру:
- «Где спрятался звук?» - «А» в слове «аист», в слове «сова», в слове «мак».
Где спрятался звук Н: нос-пенка-сон.
- Некоторые звуки в конце слова оглушаются, такие слова брать не нужно. Например, нож, мороз, арбуз (можно проверить во множественном числе: ножи, морозы, арбузы).
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ)
В возрасте 6-7 лет необходимо совершенствовать фонематический слух: учить слышать и называть слова с этим звуком в предложении, уметь определять место звука в слове, различать на слух мягкие и твердые звуки в словах. Учить воспитанников выделять последовательность звуков в простых словах, т.е. выполнять звуковой анализ слов (глухие и звонкие звуки дети учат в школе).
- Нам исполнилось 6 лет, идет седьмой год. Осталось совсем немного, и мы пойдем учиться в школу. Учиться читать и писать.
- Сейчас мы поучимся с вами различать звуки. Мы знаем, что есть гласные и согласные звуки. Согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие звуки. То есть у согласных звуков есть младшие братцы – мягкие. Примерные игровые задания:
- Поиграем?
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
- Я назову звук, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, услышите согласный звук, поднимите синий кружок.
- Следующее задание. Если в начале слова вы услышите твердый звук, нужно положить на стол синий кружок (фишку), услышите мягкий – зеленый кружок (фишку).
- «С какого звука начинается слово?» - сапоги, сито, машина, мир, лампа, лимон.
- Когда ребенок хорошо все это усвоил, начинаем учить выделять последовательность звуков в простых словах, т.е. выполнять звуковой анализ слов.
- Для того, чтобы ребенок пошел подготовленный в школу и успешно мог читать и писать (т.е. еще и готовим руку к письму: развиваем мелкую моторику рук), необходимо пройти весь путь – все этапы обучения грамоте, начиная от 2-3-летнего возраста до 6-7 летнего возраста. Только тогда он может осознанно научиться читать и грамотно писать в школе. А школа скажет воспитателям огромное спасибо.
- Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируется на смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове «СОК», а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный, …»
- Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВА.
СЛОВО «ДОМ».
- Что изображено на картинке?
- Под картинкой нарисованы клеточки, они обозначают количество звуков в слове.
- Сколько клеточек? (Три)
Правильно. Клеточки наши помощники: сколько клеточек, столько звуков. (у детей карточки – схемы с тремя клеточками, указка (счетная палочка), пенал с кружками красного, синего, зеленого цвета).
Произносим слово вместе с указкой, вначале я, потом вместе с детьми.
Возьмем карточки – схемы, указку и все вместе произнесем слово «дом». Вы у себя ставите указку на первую клеточку, я – у себя.
А теперь послушайте, я скажу слово «дом» так, чтобы в нем был слышен первый звук «д-дом».
- Какой звук я выделяю голосом?
- Давайте проверим: звук д – твердый или мягкий? Произносим вместе.
Звук д – твердый.
Докажите (мы не улыбаемся, при произношении этого звука губы не растягиваются в улыбке).
- Гласный или согласный? (Согласный, потому что нам мешает язычок, а если во рту что-то мешает, значит звук согласный).
- Твердый согласный звук фишкой какого цвета мы обозначаем? (синего)
- Давайте заселим звук д в клеточку. В какую клеточку заселим? (в первую).
- А теперь я буду выделять голосом второй звук – (до-о-о-м). Какой звук я выделила? (Звук О).
- Давайте все вместе произнесем этот звук. Нам что-то мешает во рту? (Нет).
- Если во рту ничего не мешает, если мы долго можем звук тянуть, петь этот звук, то звук – гласный. Заселим его в свой домик – клеточку, обозначаем красной фишкой.
Когда будут заселены все звуки, проводится следующая работа: показываем прием «чтения» слова «дом». Ставим указку на первый звук, читаем это слово – сначала показ воспитателя, затем хором, все вместе.
- Каким кружочком на схеме обозначим звук М? (синим кружочком)
- Звуки подружились и какое слово получилось? (слово «ДОМ»).
- Затем знакомим воспитанников с понятием предложение и учим различать понятия: слово – предложение.
Объясните воспитаннику, что наша речь состоит из звуков, звуки собираются в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. Слова могут обозначать названия предметов, действия и признаки. Слова имеют протяженность.
- Сегодня мы будем измерителем слов. Для этого соедините ладошки вместе. Когда произносится слово, ладошки расходятся в разные стороны. Как только звуки прекращаются – ладошки останавливаются. Так ребенок визуально может различить длину слов, например: МАК и САМОЛЕТ.
Измеряйте все слова, какие хотите и повторяйте: «Это слово длинное, это слово короткое, а это очень длинное».
Ребенок скоро поймет, что слов очень много и они разные.
- Ты уже знаешь, что слова бывают разные, а еще они умеют дружить, и когда они собираются вместе, получается предложение. – Что это? (Мяч). – Что он делает? (Катится) – Мячик катится. Ты сказал два слова, первое – мяч, второе – катится.
- Слова «Мячик и катится» подружились и получилось предложение.
Для составления предложений можно использовать любые предметы или карточки. Спросите: - Сколько слов ты сейчас сказал? Можно использовать фишки, пуговицы или счетные палочки и на каждое слово выкладывать фишку на стол.
К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные, твердые и мягкие. Умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Могут составлять из слов предложения, графически обозначая слова предметами.
- В итоге овладевают механизмом чтения – плавным послоговым и слитным способами чтения.
«К.Д.Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем».
Что же такое грамматика?
Грамматика – это свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это означает морфология), и их сочетании в предложении (синтаксис).
Усвоение ГСР, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребенка.
Полное овладение грамматическим строем происходит к 8 годам. Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:
- Возрастные закономерности нервной деятельности (ребенок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);
- Сложность грамматической системы русского языка:
- очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные (время, бремя, пламя), разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать), несклоняемые существительные (пальто, кино, кофе);
- нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ;
- чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;
- разнообразие окончаний: нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;
- большое количество слов – неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;
В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, необходимо вести следующую работу:
- В младшей группе (3-4 г.) учить согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн.числа, обозначающих животных и их детенышей (кошка – котенок - котята); употреблять форму мн.числа существительных в родительном падеже (бабочек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Миша посадил в машинку зайку, куклу и мишку).
- В средней группе (4-5 лет) продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму мн.числа существительных, обозначающих детенышей животных; употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята – лисят, зайчата - зайчат); учат употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать); использовать в речи простейшие виды сложных предложений.
- В старшей группе (5-6 лет) продолжать совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (два яблока, пять яблок); существительных с прилагательными; образовывать мн.число существительных, обозначающих детенышей животных (телята, котята). В этом периоде необходимо формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, кино); учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот – котик, котенька); знакомить детей с разными способами словообразования слов с помощью приставок и суффиксов (город – пригород, сахар – сахарница, учить – учитель); продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения (по образцу).
- В подготовительной группе (6-7 лет) с детьми закреплять умение согласовывать имена существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными; образовывать имена существительные с суффиксами, глаголы с приставками; образовывать сравнительную и превосходную степени прилагательных (например, от прилагательного «высокий»: выше, более высокий, высочайший, самый высокий, выше всех); совершенствуется умение детей образовывать однокоренные слова; использовать в речи сложные предложения разных видов.
Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребенка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приемы.
Так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, поэтому ее следует использовать как один из основных приемов в данном разделе работы. Благодаря игре, ее динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
- Настольно-печатные;
- Словесно-дидактические;
- Подвижные;
- Сюжетно-ролевые;
- Игры с предметами.
Хочу представить вашему вниманию некоторые игровые упражнения и задания, которые целесообразно и интересно проводить с детьми и которые мы используем в работе.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ:
1.Интересная, многофункциональная игра по теме: «Домашние животные», «Путешествие Пятачка» (образование и употребление названий детенышей животных, образование существительных по теме «Домашние животные» с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласование числительных с существительными, образование форм существительных родительного падежа ед.числа). У меня в руке игрушка поросенок Пятачок, летящий на воздушном шарике. Он пролетает над лужайкой с домашними животными и их детенышами. – Кого с высоты своего полета видит Пятачок? – спрашиваем у детей. Не коровку – а коровку, не лошадь – а лошадку, овцу – овечку и т.д. А с кем гуляют по двору …корова – с теленком, лошадь – с жеребенком…. И т.д. – Пусть Пятачок сосчитает сколько у курочки всего цыплят? И т.д.
Достаточно интересно использовать в своей работе различные инсценировки сказок. В качестве примера, хочу привести логосказку «Большущий и маленький» у детей перчаточные игрушки диких зверей. Совместно с педагогами ребята разыгрывают следующую сценку. Однажды на полянку прискакал зайчик. И стал он хвастать перед другими животными: - Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не хвост, а …(хвостище), не зубы, а …(зубищи) и т.д. На поляну выбежал волк и говорит: - Ты заяц маленький, какой же ты зайчище? Ты зайчик, какие у тебя усищи – у тебя …(усики), и т.д. Таким образом мы весело и непринужденно отрабатываем с детьми образование и употребление существительных с помощью суффиксов ИЩ, ИК.
Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.
В конце хочется сказать:
- Не спешите и радуйтесь даже маленьким успехам дошкольника, ведь он открывает для себя неизведанный и сложный мир звуков, слов и предложений – мир русского языка.
И помните о том, что требования всеми педагогами должны быть едины! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)
В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»
Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»
Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....
Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте "В гости к царице Грамматике"
Тема: «В гости к царице Грамматике»Цель: закреплять и расширять знания детей о грамотной и красивой речи.Задачи:- Продолжать формировать умение составлять целое слово из слогов...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Занимательная грамматика»
твой друг и ты - мой друг!Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.Мы пожмем друг другу рукиПобежит тепло по кругу,Все мы будем очень дружноНа вопросы отвечатьВсе хотим мы заниматьсяВсё хотим на...