Тренинговое занятие для родителей "Пойми меня"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Елена Васильевна Соловьева

Тренинговое  занятие для родителей младших групп, посвященное проблеме "Кризиса 3-х лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_dlya_roditeley.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Тренинговое занятие для родителей

"ПОЙМИ МЕНЯ"


Подготовила:

Педагог-психолог

Соловьева Е.В.

Цели:

  1. Расширение представлений родителей об особенностях возраста трех лет (кризис трех лет)
  2. Коррекция детско-родительских отношений
  3. Развитие коммуникативных способностей родителей

Ход встречи:

Упражнение «Визитки»

Психолог: В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки, чтобы было проще общаться в тесном кругу. Пусть каждый из вас напишет свое имя так, как хотел бы, чтобы его называли на тренинге.

«Расшифруй свое имя»

Психолог: Подумайте и назовите качество своей личности, которое начинается с первой буквы вашего имени… А теперь представьте своего ребенка и качество его характера на первую букву имени малыша.

Основная часть

Сегодня мы поговорим о «кризисе трех лет». К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя.

Кризис 3-х лет называют «семизвездием симптомов» (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).

1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.

При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.

Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.

2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.

При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.

Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.

3 симптом – строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Остальные три симптома встречаются реже:

5 симптом – протест-бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.

6 симптом - обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное

7 симптом – деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Упражнение 2.

  1. «Я сам»  ( К. Мурзалиев)

Я все умею делать сам:

Сам просыпаюсь по утрам,

Сам говорю: Пора вставать!

Сам застелю свою кровать!

Я сам! Я первый на ногах,

Сам одеваюсь впопыхах,

Чтоб никуда из-за меня

Не опоздала вся родня!

Сам чищу ваксой башмаки,

Сам завяжу на них шнурки,

Как следует, без узелка,

А это целых два шнурка!

И вот иду я в детский сад-

Я сам! Не то,  что год назад!

Метет метель, сечет ли дождь,

А ты идешь себе, идешь…

Я и до школы бы дошел,

Я сам дорогу бы нашел,

Но только, надо, говорят,

Сперва закончить детский сад.

Вопрос: как взрослый должен реагировать на проявления самостоятельности? Наличие каких умений, осознает у себя ваш ребенок? (Ответы родителей)

Комментарий психолога:

Гордость за собственное достижение дает новый толчок ребенку для осознания себя. Малыш стремится не только узнать окружающий мир, но и попробовать свои силы, утвердить себя в нем. Начинает гордиться тем, что значимо для всех. Для него теперь важен не только процесс, но и результат действий: не просто мыть посуду, а вымыть чисто, не просто убрать игрушки, а убрать на свое место (Примеры родителей по желанию).

  1. «Балкон» (Р. Сеф)

Я бросил с балкона

Сначала стекляшку,

Потом

Промокашку,

Потом

Деревяшку.

Потом разразился

Ужасный скандал:

Наш дворник

За что-то

Соседку ругал.

Вопрос: как можно расценивать поведение мальчика: это шалость или проступок? (Ответы родителей)

Комментарий психолога:

Не умея предвидеть результаты своих действий, ребенок часто не относит их последствия к себе. Это не намеренное искажение действительности, а следствие того, что процесс и результат деятельности не осознаются как взаимосвязанные. (Примеры родителей по желанию)

  1. «Речка» (Я. Тайц)

Наша Маша каши не любит. Кричит:

- Не хочу! Не хочу! Не хочу!

Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка.

-Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать!

Стала Маша речку пить, берегом закусывать! Всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.

Вопрос: как часто капризничает ваш ребенок? По какому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков?

(Обсуждение родителями)

Комментарий психолога:

Почти все дети капризничают. Но если капризы повторяются часто, стоит задуматься, какие ошибки в воспитании вы допустили. Наиболее распространенная является чрезмерная уступчивость взрослых. Поэтому важна согласованная, четкая позиция окружающих ребенка взрослых. Нужно преодолевать зависимость от капризов. Если они не стали очень устойчивыми, то с ними легко справиться с помощью игры.

  1. «Утешение» (В. Азбукин)

Меня с утра до вечера

Ругали все вокруг.

А пес ко мне доверчиво

Прижался - верный друг!

Вздохнул. И замер под рукой.

И не такой уж я плохой!

Вопрос: приходилось ли вам испытывать чувство стыда, когда срывали на ребенке свое плохое настроение, когда он попадался «под горячую руку»? (ответы родителей)

Комментарий психолога:

Не забывайте, что малыш очень чувствителен к вашему отношению. Резкое слово, неосторожный жест он расценивает как утрату любви и доверия взрослого. Нельзя сгоряча говорить ребенку: «Я не люблю тебя больше!»

5. «Мама» (Г. Демыкина)

Платьев у мамы

Ну прямо

Не счесть.

Синее есть

И зеленое есть,

Есть голубое

С большими цветами-

Каждое служит

По- своему маме.

В этом уходит

Она на завод,

В этом в театр

И в гости идет,

В этом сидит,

Занята чертежами…

Каждое служит

по-своему маме.

Брошен небрежно

На спинку кровати

Старый, потрепанный

Мамин халатик.

Я подаю его

Бережно маме,

А почему-

Догадайтесь сами:

Если наденет

Халатик цветной,

Значит, весь вечер

Пробудет со мной.

Вопрос: вспомните, как часто вам удается пообщаться с ребенком? Не на бегу, не метясь между стиркой, глажкой, варкой? Тихо, спокойно, вдумчиво и не спеша? (рассказ мам)

Комментарий психолога:

Мама - самый главный близкий человек для ребенка. Она не только поможет научиться, но и поможет понять, утешит. Малыш очень нуждается в ее ласке, заботе, внимании. Общение ребенка с мамой - важнейшее условие развития личности, эмоций и чувств малыша. Психологи предлагают обратить внимание на объятия родителей с ребенком, оказывается обычное объятие выполняет роль не только выражения любви и привязанности людей между собой, но и способствуют развитию ребенка. Для полноценного развития малышу требуется 15-20 объятий, а для выживания в человеческой среде - не менее 10. При этом нужно помнить, что ребенок первым должен разжать объятья!

Упражнение «Полная чаша»

На мольберте – чаша из бумаги. Душа ребёнка – это  полная чаша.

У каждого из родителей – сердечко из бумаги. На нём родители пишут качество, которым бы они хотели наделить своего ребёнка. Сердечки приклеивают на чашу.

Воспитатель предлагает родителям посмотреть на чашу и обращает внимание на то, какую яркую, красивую душу хотим видеть у ребёнка.

-А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт ребёнок, чтобы эта чаша не расплескалась,  не разбилась, а стала ещё полнее?

Ответы родителей (добрыми, умными, сильными, справедливыми, здоровыми)

Рефлексия

Пожелание на прощание соседу слева «Я желаю тебе…»

Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни - детство!

Психолог раздает каждому родителю памятки с советами психолога.

Советы психолога:

- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;

- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;

- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;

-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;

- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

Советы психолога:

- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;

- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;

- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;

-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;

- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

Советы психолога:

- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;

- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;

- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;

-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;

- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с педагогическим коллективом

Занятие на развитие коммуникативных навыков педагогов...

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей

Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников. Причины неконструктивного поведения ребёнка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств р...

Тренинговое занятие для родителей "Я сам или Мой ребёнок - УЖЕ САМ"

Тренинговое занятие для родителей на тему самостоятельности....

Тренинговое занятие для детей подготовительной группы на тему: «Представляю, думаю, фантазирую, изобретаю…»

Развитие творческих способностей детей с помощью активизации фантазии....