Тренинговое занятие для родителей "Пойми меня"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Тренинговое занятие для родителей младших групп, посвященное проблеме "Кризиса 3-х лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_dlya_roditeley.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Тренинговое занятие для родителей
"ПОЙМИ МЕНЯ"
Подготовила:
Педагог-психолог
Соловьева Е.В.
Цели:
- Расширение представлений родителей об особенностях возраста трех лет (кризис трех лет)
- Коррекция детско-родительских отношений
- Развитие коммуникативных способностей родителей
Ход встречи:
Упражнение «Визитки»
Психолог: В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки, чтобы было проще общаться в тесном кругу. Пусть каждый из вас напишет свое имя так, как хотел бы, чтобы его называли на тренинге.
«Расшифруй свое имя»
Психолог: Подумайте и назовите качество своей личности, которое начинается с первой буквы вашего имени… А теперь представьте своего ребенка и качество его характера на первую букву имени малыша.
Основная часть
Сегодня мы поговорим о «кризисе трех лет». К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя.
Кризис 3-х лет называют «семизвездием симптомов» (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).
1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.
При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.
Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.
2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.
При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.
Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.
3 симптом – строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Остальные три симптома встречаются реже:
5 симптом – протест-бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.
6 симптом - обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное
7 симптом – деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Упражнение 2.
- «Я сам» ( К. Мурзалиев)
Я все умею делать сам:
Сам просыпаюсь по утрам,
Сам говорю: Пора вставать!
Сам застелю свою кровать!
Я сам! Я первый на ногах,
Сам одеваюсь впопыхах,
Чтоб никуда из-за меня
Не опоздала вся родня!
Сам чищу ваксой башмаки,
Сам завяжу на них шнурки,
Как следует, без узелка,
А это целых два шнурка!
И вот иду я в детский сад-
Я сам! Не то, что год назад!
Метет метель, сечет ли дождь,
А ты идешь себе, идешь…
Я и до школы бы дошел,
Я сам дорогу бы нашел,
Но только, надо, говорят,
Сперва закончить детский сад.
Вопрос: как взрослый должен реагировать на проявления самостоятельности? Наличие каких умений, осознает у себя ваш ребенок? (Ответы родителей)
Комментарий психолога:
Гордость за собственное достижение дает новый толчок ребенку для осознания себя. Малыш стремится не только узнать окружающий мир, но и попробовать свои силы, утвердить себя в нем. Начинает гордиться тем, что значимо для всех. Для него теперь важен не только процесс, но и результат действий: не просто мыть посуду, а вымыть чисто, не просто убрать игрушки, а убрать на свое место (Примеры родителей по желанию).
- «Балкон» (Р. Сеф)
Я бросил с балкона
Сначала стекляшку,
Потом
Промокашку,
Потом
Деревяшку.
Потом разразился
Ужасный скандал:
Наш дворник
За что-то
Соседку ругал.
Вопрос: как можно расценивать поведение мальчика: это шалость или проступок? (Ответы родителей)
Комментарий психолога:
Не умея предвидеть результаты своих действий, ребенок часто не относит их последствия к себе. Это не намеренное искажение действительности, а следствие того, что процесс и результат деятельности не осознаются как взаимосвязанные. (Примеры родителей по желанию)
- «Речка» (Я. Тайц)
Наша Маша каши не любит. Кричит:
- Не хочу! Не хочу! Не хочу!
Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка.
-Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать!
Стала Маша речку пить, берегом закусывать! Всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.
Вопрос: как часто капризничает ваш ребенок? По какому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков?
(Обсуждение родителями)
Комментарий психолога:
Почти все дети капризничают. Но если капризы повторяются часто, стоит задуматься, какие ошибки в воспитании вы допустили. Наиболее распространенная является чрезмерная уступчивость взрослых. Поэтому важна согласованная, четкая позиция окружающих ребенка взрослых. Нужно преодолевать зависимость от капризов. Если они не стали очень устойчивыми, то с ними легко справиться с помощью игры.
- «Утешение» (В. Азбукин)
Меня с утра до вечера
Ругали все вокруг.
А пес ко мне доверчиво
Прижался - верный друг!
Вздохнул. И замер под рукой.
И не такой уж я плохой!
Вопрос: приходилось ли вам испытывать чувство стыда, когда срывали на ребенке свое плохое настроение, когда он попадался «под горячую руку»? (ответы родителей)
Комментарий психолога:
Не забывайте, что малыш очень чувствителен к вашему отношению. Резкое слово, неосторожный жест он расценивает как утрату любви и доверия взрослого. Нельзя сгоряча говорить ребенку: «Я не люблю тебя больше!»
5. «Мама» (Г. Демыкина)
Платьев у мамы
Ну прямо
Не счесть.
Синее есть
И зеленое есть,
Есть голубое
С большими цветами-
Каждое служит
По- своему маме.
В этом уходит
Она на завод,
В этом в театр
И в гости идет,
В этом сидит,
Занята чертежами…
Каждое служит
по-своему маме.
Брошен небрежно
На спинку кровати
Старый, потрепанный
Мамин халатик.
Я подаю его
Бережно маме,
А почему-
Догадайтесь сами:
Если наденет
Халатик цветной,
Значит, весь вечер
Пробудет со мной.
Вопрос: вспомните, как часто вам удается пообщаться с ребенком? Не на бегу, не метясь между стиркой, глажкой, варкой? Тихо, спокойно, вдумчиво и не спеша? (рассказ мам)
Комментарий психолога:
Мама - самый главный близкий человек для ребенка. Она не только поможет научиться, но и поможет понять, утешит. Малыш очень нуждается в ее ласке, заботе, внимании. Общение ребенка с мамой - важнейшее условие развития личности, эмоций и чувств малыша. Психологи предлагают обратить внимание на объятия родителей с ребенком, оказывается обычное объятие выполняет роль не только выражения любви и привязанности людей между собой, но и способствуют развитию ребенка. Для полноценного развития малышу требуется 15-20 объятий, а для выживания в человеческой среде - не менее 10. При этом нужно помнить, что ребенок первым должен разжать объятья!
Упражнение «Полная чаша»
На мольберте – чаша из бумаги. Душа ребёнка – это полная чаша.
У каждого из родителей – сердечко из бумаги. На нём родители пишут качество, которым бы они хотели наделить своего ребёнка. Сердечки приклеивают на чашу.
Воспитатель предлагает родителям посмотреть на чашу и обращает внимание на то, какую яркую, красивую душу хотим видеть у ребёнка.
-А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт ребёнок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё полнее?
Ответы родителей (добрыми, умными, сильными, справедливыми, здоровыми)
Рефлексия
Пожелание на прощание соседу слева «Я желаю тебе…»
Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни - детство!
Психолог раздает каждому родителю памятки с советами психолога.
Советы психолога:
- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;
-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;
-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
Советы психолога:
- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;
-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;
-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
Советы психолога:
- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;
-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;
-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие с педагогическим коллективом
Занятие на развитие коммуникативных навыков педагогов...
Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.
Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....
Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей
Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников. Причины неконструктивного поведения ребёнка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств р...
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений...
Тренинговое занятие для родителей "Я сам или Мой ребёнок - УЖЕ САМ"
Тренинговое занятие для родителей на тему самостоятельности....
Тренинговое занятие для детей подготовительной группы на тему: «Представляю, думаю, фантазирую, изобретаю…»
Развитие творческих способностей детей с помощью активизации фантазии....