Игра-драматизация в развитии речи ребёнка дошкольного возраста.
статья по теме

Викторова Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены основные взгляды на игру-драматизацию выдающихся отечественных исследователей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра-драматизация

       Исследованием игры занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Л.С. Выгодский, В. Вундт, А.Н. Леонтьев, Г. Спенсер, Д.П. Эльконин), рассматривая ее своеобразие, роль и значение в жизни, в человеческой культуре.

        По мнению многих отечественных исследователей (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин), игра является «ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходят главнейшие изменение в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». Игра используется педагогами в целях обучения и воспитания детей, в ней происходит    развитие личности ребенка, речи, психических процессов, нравственных качеств.

          На наш взгляд, особое место в формировании интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста представляет игра- драматизация, являющаяся уникальным средством преодоления речевых нарушений, так как в процессе такой игры развивается звуковая культура речи и ее интонационный строй.

          Для подбора игр-драматизаций для формирования интонационной стороны речи у детей, следует проанализировать роль игры-драматизации как вида театрализованной деятельности.

            В работах отечественных психологов и педагогов игра-драматизация или театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая играет большую роль в развитии дошкольников и является разновидностью творческой игры.  Мы ориентируемся на определение игры-драматизации, как вида театрализованных игр.

           Игра-драматизация широко используется в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является процессом становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

           Л.С. Выготский рассматривает драматизацию, как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей. Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается с одной стороны, как вид деятельности, а с другой, как средство развития. Исследователи М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми».

          В педагогической литературе особое внимание уделяется игре-драматизации, как средству развития детей, посредством которой раскрываются творческие способности ребенка, происходит положительное влияние на звуковую культуру речи и ее интонационный строй.  

          В процессе драматизации  развивается речь, что является необходимым условием для адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой.

                 В своем исследовании театрализованной игры Л.В. Артемова, ссылается на  мнение Л.С. Выготского, говорящего о том, что театрализованная игра – это необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление. «театр» - эти слова указывают на родство театрализованных игр с театром. Театр – всеобъемлющий вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец. Ему присущи особый, характерный лишь для него познавательный момент, свое отражение мира в отличие от других видов искусства». (К.С. Станиславский)

        В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: имровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста. (О.А. Акулова , Е.Е. Кравцова)

        Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, через поставленные вопросы они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Произносимые реплики и исполняемая роль ставят ребенка перед необходимостью четко и ясно выражаться.

        Учитывая различные точки зрения (Д.Б. Эльконин, Й.Хейзинга) мы будем понимать театрализованную игру как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением).

          Драматизация основывается на действиях исполнителя, который может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, что согласуется с определением: «драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанным в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Ребенок использует все средства выразительности:  мимику, интонацию, пантомиму. Важно, что в игре малыш перевоплощается в персонажа, управляет его действиями. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, обогащается словарный запас, раскрываются творческие способности ребенка. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка, а в будущем на его учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации нужны и полезны ребенку на всех этапах его развития.

          Такие игры пользуются у детей любовью, так как участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Большое и разностороннее влияние игры-драматизации на личность ребенка позволяет использовать их как сильное и в то же время как ненавязчивое педагогическое средство.

           Специфика и значение театрального искусства отражается в  познавательности, сопереживании, эмоциональности,  коммуникативности и в живом воздействии художественного образа на личность.

         Целью игры-драматизации является раскрепощение каждого вовлеченного в нее ребенка, а основной задачей развитие у детей интонационной и мимической выразительности. Драматизация может проявляться в самых разных формах: как  импровизация и сочинение сценок по содержанию сказки, ее инсценировка и театральная постановка сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни. Рассказ о том, как русские люди закалялись в старину. Игра - драматизация «Девочка чумазая» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цели:- дать сведения детям о здоровом образе жизни наших предков, о закаливании в старину;- воспитание у детей желания быть всегда чистыми, опрятными: иметь представление о воде как о природном ...

Игры-драматизации как средство развития речи детей

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)...

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста...

Статья на тему "Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста"

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности п...

Игра-драматизация как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства явля­ется для каждого ребенка не только самым привле­кательным, но и немного таинственным, заворажива...