Статья " Взаимодействие семьи и ДОУ - как средство реализации ФГОС"
статья на тему
В статье раскрыта тема тесного сотрудничеств и взаимодействия ДОУ и семьи. Изложен материал в каких направлениях решается проблема вовлечения родителей в единоепространство детского развития. Модель социального портнёрства. Новые формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_chetverg.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья
«Взаимодействие семьи и ДОУ - как средство реализации ФГОС»
Подготовила:
Воспитатель
Высшей квалификационной категории
Щепелева Л.В.
Санкт – Петербург
2017 г
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, формируются межличностные отношения, а мама и папа являются образцом для подражания. Их взгляд на мир, их позиции, их поведенческие стереотипы
являются образцом для формирования, будущего человека.
Но, к сожалению именно сейчас в наше время безответственное поведение родителей – это и есть основная проблема воспитания в современной семье. Родители, стремясь построить свою карьеру, надеются на помощь учебного учреждения и зачастую, перекладывают все обязанности этого нелегкого дела на него.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.
Часто педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколения.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан и внедрён новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными партнёрами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Модель социального партнёрства
Нормативно правовая база | Формы взаимодействия |
Педагогически грамотные родители | Родители Ребёнок Педагоги (Соц. партнёры, специалисты) | Квалификация педагога |
Условия социальных партнёров | Интерактивные методы и формы |
Сформулированы во ФГОС и требования по взаимодействию организации работы с родителями, информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства ДОУ, а также о программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих совместно реализацию Программы, в том числе в информационной среде.
Цель взаимодействия детского сада с семьей: создание единого образовательного пространства для целостного развития личности ребёнка, через организацию взаимодействия детского сада с семьями воспитанников на основе социального партнёрства.
Для достижения этой цели ДОУ ставит перед собой планомерное целенаправленное решение следующих приоритетных задач:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;
- пополнить ресурсную базу ДОУ.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
С целью создания условий по преодолению трудностей в общении педагогов с родителями в ДОУ составляются проекты по поиску эффективных форм взаимодействия ДОУ и семей воспитанников. Организуются творческие группы педагогов для разработки эффективной системы взаимодействия с родителями, разрабатываются памятки, методические рекомендации, планы взаимодействия с семьей с указанием форм вовлечения родителей в образовательную деятельность.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
В целях планирования и выстраивания системы конструктивного взаимодействия и взаимопонимания с родителями, по выявлению потребности в образовательных и оздоровительных услугах, проводится анкетирование. Результаты анкетирования, подтверждают потребность и готовность родителей в организованных формах принимать психолого-педагогическую помощь специалистов ДОУ.
С целью повышения педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста для родителей воспитанников проводятся наглядно информационные и коллективные формы работы;
3. Вовлечение родителей в деятельность МДОУ.
С целью укрепления взаимодействия и сотрудничества с родителями традиционно во всех МДОУ проводятся совместные мероприятия с участием родителей.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Родители могут принимать участие в разработке части образовательной Программы ДОУ, с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Решение поставленных задач возможно при соблюдении принципов
взаимодействия с семьей:
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
- доброжелательный стиль общения ( корректный, позитивный настрой на общение с родителями)
- индивидуальный подход (воспитатель должен чувствовать ситуацию, настрой родителей и педагогически умело разрешить её).
- сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложной педагогической ситуации) - тщательная подготовка к каждому мероприятию (Качественное проведение мероприятий по работе с родителями)
- динамичность (Быстрое реагирование на изменение социального состава семей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов, в зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьёй).
Функции работы ДОУ с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
- помощь отдельным семьям в воспитании детей;
- взаимодействие родителей с общественными организациями города;
- распределение обязанностей и ответственности в работе родителей – специалистов ДОУ.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию воспитанию детей.
- учет индивидуальности каждого обучающего
- самостоятельный выбор родителями уже в дошкольном возрасте направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребёнка в семье и ДОУ
- диагностика общих и частных проблем в развитии
Для того чтобы правильно выстроить работу с родителями, сделать её более эффективной нужно использовать и применять новые форм ы и методы
Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:
Индивидуальные формы | Коллективные формы | Наглядно –информационные формы |
Консультации беседы собеседование | «Круглый стол» диагностика, тесты, опросы интервью с родителями и детьми семинары - практикумы дни добрых дел тематические выставки консультации специалистов устный журнал семейные спортивные встречи почта и телефон доверия конкурсы семейных талантов семейные проекты открытые занятия контрольные работы для родителей аукцион секретов воспитания родительская гостиная мастер-классы; семинар-практикум; Досуги Праздники Развлечения Экскурсии Походы Диспуты Дни открытых дверей Турниры знатоков Кружки КВН, викторины | Родительские уголки Выпуск буклетов Выставки Обмен литературы Видеоролики Видеотренинг Презентации Портфолио семейного успеха Тематические листовки Настольная тематическая информация Устные журналы Выпуск газет Организация мини-библиотек Оформление визитки группы Сайт ДОУ |
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решать без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Очень важно чтобы родители осознавали, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ним обогащает его, формирует его личность.
Список литературы:
1. С, Ю. Прохорова, Е, Б, Хижова «Детский сад - работа с родителями»
2. О.М. Давыдова, Н.В. Воронина «555 идей, для вовлечение родителей в жизнь детского сада»
3. Л.В. Коломийченко «Я – компетентный родитель»
4. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2.
5. С.В. Чиркова « Родительские собрания в детском саду»
6. ФГОС от 17 октября 2013 года №1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Тема:"Метод проектирования как средство реализации задач ФГОС в ДОУ"
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.Цели проект...
Статья "Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье рассмотрены основные моменты профессиональной деятельности современного воспитателя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Систематизированы формы и м...
Статья "Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС".
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей», 2014г....
Статья "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО"
Исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», я считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной ра...
статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....
Статья на тему: "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования"
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве....
Статья: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
В условиях реализации ФГОС ДО и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятель...