Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

гуреева елена николаевна

учебно - методический материал для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста

                 по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Планируя проведение занятия с малышами, воспитатель определяет его цель, исходя из программных требований. В зависимости от той или иной дидактической цели подбираются игрушки (матрешки, пирамидки, кольца цветные колпачки, втулки, шарики и т.п.), отличающиеся различными признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, упругостью, тяжестью, расположением в пространстве, соотношение частей и т. п. Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание ребенка на данные свойства предмета, (соотнесение, группировку, сортировку) игрушек по сходству или различию и т.п.).

На занятиях с дидактическими игрушками дети уясняют зависимость между целым и частью;  осваивают прямые и обратные действия (открывают и закрывают коробку, собирают и раскладывают шарики, называют и снимают кольца с пирамидки и т. п.), знакомятся с количеством (один, много, мало).

С 1г.3 мес. малыш  под руководством взрослого уже может выполнять упражнения с дидактическими предметами, отличающимися каким – то одним существенным признаком, а с 1г. 6 мес. он ориентируется на два свойства, важные в данной игровой ситуации. Поэтому занятия надо строить так, чтобы у детей формировался различный опыт соотнесения (по форме, величине, цвету, положению в пространстве).

В начале второго года жизни (приблизительно до 1г.3 мес. ) проводятся занятия, направленные на формирование умения сосредоточенно играть с одной игрушкой и при этом развивать координацию мелких движений кисти и пальцев: «Покатай шарик», «Сними кольцо», «Сложи кубики в коробку» и т.д. Детям предлагают прокатывать с лотка шарики   (6-8 шт.), нанизывать кольца на стержень ( сначала на 5, потом 10 колец одного размера), вставлять втулки, грибочки в отверстия и вынимать их (вначале 5, а потом 10 предметов одного или нескольких цветов), открывать и закрывать цилиндрическую коробку (бочонок), последовательно ставить стаканчики – вкладыши по размеру.

Для занятий с детьми второго года жизни можно рекомендовать  5 видов игрушек, отличающихся авто дидактическими свойствами:

1.Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие. Определенные группы этих предметов воспитатель предлагает для сбора различных пирамид. Выполняется задание как в горизонтальном положении (нанизывание на мягкий шнур, снятие с ленты) и вертикальной (нанизывание и снятие со стержня).

2.Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы и др.) предназначены для манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине и форме. Эта операция вкладывания и выкладывание различных по величине и форме предметов в коробки разной формы и величины, проталкивание в отверстие фигур определенной формы и размера (игра «Занимательная коробочка», «Логический кубик») очень ценна в развитии ручных умений маленького ребенка.

3.Геометрические игрушки- вкладыши (вкладываются меньшие в большие):разноцветные кубики, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также составление одноцветных и разноцветных башенок.

От 1г. 1мес. детей учат раскладывать и складывать предметы последовательно, выполняя цель взаимосвязанных действий. В 1г. 2мес. малыши составляют башни из 2 предметов, накладывая меньший на больший. В 1г. 3мес. дети выполняют башенки из 2 вкладных деталей одного цвета. К 1г. 5мес. дети должны составлять башенки разного цвета из двух деталей вкладышей. В 1г. 6мес. они учатся подбирать парные предметы, ориентируясь на их величину, цвет и форму; выполнять вкладывание и выкладывание предметов, составляя башенку из двух деталей. Дети в 1г.7мес. – 1г.9мес. выбирают   заданный предмет из предлагаемых 2-3 цветов; а к 1г. 11мес. составляют разноцветные башенки из 3 деталей приемом последовательного накладывания меньших деталей на большие. В 2г. Малыши могут составлять башенки различных по сочетанию основных цветов, а также башенки из вкладных деталей разной формы.

4.Народные сборно – разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, яйца) способствуют формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей; подобранные по цвету и величине.

5.Небольшие сюжетные игрушки: куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи и фрукты, а также предметы подобранные  по определенным признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (шишки, желуди, листья), группируемые по цвету, величине или форме.

 Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно- образовательных задач: у детей 2 года жизни активно развиваются  слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память, воображение и другие высшие психические функции, а также моторика пальцев и координированные движения рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук

Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....

Конспект занятия в группе раннего возраста на развитие мелкой моторики

Конспект занятия в группе раннего возраста  на развитие мелкой моторики...

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Игры для детей раннего возраста по развитию мелкой моторики»

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с сам...