Консультация для родителей Тема: «Речевое развитие ребёнка»
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Консультация посвящена этапам развития детской речи, начиная с рождения до старшего дошкольного возраста и причинам возникновения речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx741.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Речевое развитие ребёнка»

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствует нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно-это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник- это уже серьёзная проблема. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи-дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда.

          Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребёнка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

https://www.interfax.by/files/2017-12/1234602-081530-39x239121.jpg

       От 1,5 до 3 мес.-«гуление», когда малыш издаёт звуки:а-а-а, гууу-гуу, э-э,

пфф, буу.

        От 3до6мес.-так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поёт их: е-лл-и,агу-ааа,алль-ле.

       От 6до 9мес.-«лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба,па-па-па,ма-ма-ма.

       От 9мес.до года-первые слова и звукоподражания: мама,папа,дай,деда,ав-ав,муу.

       От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес-первые предложения: «Ляля бух!», «Мама,дай!».

       От 1года 9 мес. до 2 лет-период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап -первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращённые ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, отвечайте на них!

     От 2 до 3 лет ребёнок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

     От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причём довольно связно и последовательно. В это время речь ребёнка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

      Итак, к 4-5 годам ребёнок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3трудных звука (р,л,с,щ),то это не страшно. К 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь ещё несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, это уже серьёзно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

https://pups.su/wp-content/uploads/2017/10/Razvivajushhie-igry-dlja-detej-2-let9.jpg

       Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Это болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей-алкоголь и наркотики-уж они-то бьют по ребёнку без промаха ещё до его появления на свет. Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребёнку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. Бывают случаи, когда у ребёнка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. У такого ребёнка главной причиной нарушения речи может быть значительное недоразвитие моторики.

https://i.pinimg.com/736x/07/c2/bb/07c2bbd3b4d475622992c0ee693dde60--gross-motor-skills-physical-activities.jpghttps://opt-950950.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/33b/33b92b7133e69fedbb6f71a473d1816c.png?1535580791739641

Источник этих неприятностей один: невнимание родителей к особенностям развития своего ребёнка. Понаблюдайте за ребёнком. Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое даётся с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками -зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребёнка отвести один пальчик в сторону -за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ-движения неловкие, нечёткие, и ребёнок отказывается выполнять движения, потому что быстро устаёт. А подобные манипуляции шестилетний ребёнок должен выполнять свободно.

        Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок: «Водичка, водичка, умой моё личико» и др. Ведь мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи.

https://static.eva.ro/img/auto_resized/db/article/053/556/396761l-640x0-n-c401f52a.jpg?

      И ещё один очень важный момент-стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребёнок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развёрнутыми фразами, с хорошей дикцией, используя взрослые, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывают у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он всё понимает, с интересом слушает.

https://img.lada.kz/2016-09/1473827977_vne.jpg

Казалось бы, всё идёт прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что ещё слабая, неокрепшая нервная систем малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребёнка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребёнком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

           Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной мелкой моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

https://v4itel.pp.ua/wp-content/uploads/2018/01/agresivna-ditina-xto-vinen-i-shho-robiti-2-600x400.jpg

        Очень важны работы по дому, самообслуживанию. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребёнком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нём уверенность в себе.

     Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное-руководствоваться принципом «Не навреди!»

     Речь ребёнка-важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Составил: учитель-логопед высшей категории МАДОУ№234

Романченко Наталья Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности речевого развития ребёнка 3-4 лет»

Об особенностях развития речи у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей Тема: «Речевое развитие и активация словаря у детей 3-4 лет»

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровы...

Консультация для родителей. Тема: «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста».

КонсультацияТема: «Речевое развитие  ребенка старшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей. Тема: Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям, учителям-логопедам....

Консультация для родителей. Тема: Речевое развитие детей 6 - 7 лет

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 6 – 7 летнего возраста, познакомит родителей с характерными особенностями развития речи детей ; нормами речевого развития; отклонениями в ре...

Стендовая консультация для родителей «Особенности речевого развития ребёнка 4-5 лет»

У детей 4-5 лет совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих ...