Играем и учимся звуковому анализу слов
презентация к уроку (старшая группа) на тему
В домошних рекомендациях родители часто сталкиваются с затруднениями при выполнении заданий на звуковой анализ слова. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_i_uchimsya_zvukovomu_analizu.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т. е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа. А проверяя домашние задания, мы часто сталкиваемся с тем, что упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Цель У точнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
Задачи активизировать знания родителей о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках; учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; научить правильно делать звуковой анализ слова; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные . Гласные звуки ( А , О , У , И , Э , Ы ) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Игра «Подарки друзьям» В домике с красной крышей живут гласные звуки, а в домике с синей крышей – согласные. Помоги снеговику разнести подарки.
Какие бывают звуки? Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми . Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером. Всегда твердые согласные: [ ш ] [ ж ] [ ц ]. Всегда мягкие согласные : [ й ] [ ч ] [ щ ].
Игра «Кто в домике живет?» В домике с синей крышей живут твердые согласные звуки, а в домике с зеленой крышей – мягкие. Угадай, в каком домике живут животные?
Какие бывают звуки? Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими . Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Игра «Звенит – не звенит» Если в начале слова звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.
Что такое звуковой анализ слова? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий). Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
План анализа слова Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). Выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Третий звук и т.д. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков в слове? Сколько согласных твердых (мягких) звуков?
Порядок анализируемых слов Слова из двух гласных (АУ) Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА, ) Слова из трех звуков (РАК, КИТ) Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА)
Игра «Разноцветные кружочки» Звуковой анализ слова ЛИСА
Уважаемые родители , помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Список используемых источников Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб. 2007 http://mult-pict.narod.ru/fon19.htm http://photo.pedsovet.su/photo/39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на развитие звукового анализа слова "Кто поможет бабочке?"
С помощью данной игры, дети совершенствуют навык звукового анализа слова....
Игры, направленные на формирование лексического компонента речи детей дошкольного возраста. Игры на развитие звукового анализа слов!
Памятка родителям для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Памятка для родителей "Учим звуковому анализу слов»
Памятка для родителей "Учим звуковому анализу слов"...
Игры, обучающие детей звуковому анализу слов
Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейше...
Игры обучающие детей звуковому анализу слова в подготовительной группе
Сборник игр обучающих детей звуковому анализу слова в подготовительной группе...
Памятка для родителей: Учимся звуковому анализу слов
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения. Данный материал поможет родителям...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...