Игры обучающие детей звуковому анализу слова в подготовительной группе
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Сборник игр обучающих детей звуковому анализу слова в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_obuchayushchie_detey_zvukovomu_analizu_slova.docx | 175.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, обучающие детей звуковому анализу слова
Игра 53. «Пропустит ли Змей Горыныч звук?»
Цель: упражнять детей в различении на слух гласных и согласных звуков; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии, Змея Горыныча и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; мяч.
Ход игры. Ведущий после прочтения сказки про звуки говорит: «Я буду каждому из вас бросать мяч и называть звук, а вы определять, к кому из героев относится звук. Если Змей Горыныч пропускает звук и его можно пропеть, то это гласный звук, он относится к королеве Гласной. Если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему брату Согласному в синей одежде, если звук нельзя пропеть, его Змей Горыныч не пропускает и он звучит мягко, то — к младшему брату Согласному в зелёной одежде.
Игра 54. «В каком королевстве живёт звук?»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.
Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко — к младшему Согласному в зелёной одежде. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.
Игра 55. «Кубик»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого цвета).
Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:
1) дети называют характеристику звуков. Например, выпал синий цвет на грани кубика — «Согласный твёрдый»);
2) пробуют назвать сам звук — [р] или [к];
3) называют слова с заданной характеристикой звука. «Синий — согласный твёрдый, например: [р] — рак или [к] — кот».
Игра 56. «Потерялись животные»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего и зелёного цвета).
Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий.
Игра 57. «Животные ищут друзей»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).
Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может выбрать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] —медведь [м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.
(См. рисунок к игре 20.)
Игра 58. «Магазин»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: кошельки, сделанные из бумаги методом оригами по количеству играющих детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением разных предметов.
Ход игры. Выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу, берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую характеристику, идут на кассу, которая по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий).
Игра 59. «Помогите Незнайке»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.
Игра 60. «Моя находка»
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).
Ход игры. Дети надевают медальоны. Воспитатель говорит: «Пройдите по группе и найдите те предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету на медальоне». Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету на медальоне, на согласный мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.
Игра 61. «Радио»
Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.
Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.
Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».
Игра 62. «Разложи по обручам»
Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.
Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мягкие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пересечении зелёного и красного обруча — йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).
Игра 63. «Раз, два, три — парочку свою найди!»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга и др.).
Ход игры. Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три — парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] — медведь[м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.
Игра 64. «Верно— неверно»
Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.
Материал: не требуется.
Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:
— слово «кот» начинается с гласного звука;
— в слове «лиса» два слога;
— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;
— гласный звук обозначается синей фишкой;
— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;
— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;
— слово «малина» состоит из трёх слогов;
— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].
Игры, упражняющие детей в делении слов на слоги
Игра 65. «Портреты звуков»
Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.
Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети должны догадаться, какой это звук.
Игра 66. «Гласный или согласный»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: карточки зелёного, красного и синего цвета по количеству детей (можно использовать цветные карандаши).
Ход игры. Ведущий говорит, что он будет произносить звуки, а дети определять характеристику звука и поднимать сигнальную карточку или карандаш. Гласному звуку соответствует красный цвет, согласному твёрдому — синий, согласному мягкому — зелёный цвет. Ведущий также поднимает карточки, но он может и специально путать детей.
Игра 67. «Я знаю...»
Цель: закреплять знания детей о звуках; упражнять в назывании звуков по заданной характеристике; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов (красного, синего и зелёного — по две грани каждого цвета).
Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Если выпадет красный цвет, то дети говорят: «Я знаю пять гласных звуков: [а], [о], [и], [у], [ы]». Если выпадает синий, то называют твёрдые согласные, зелёный — мягкие согласные.
Игра 68. «Подбери пару»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: мешок, картинки с изображением предметов, начинающихся на согласный звук.
Ход игры. Ведущий говорит, что у него есть чудесный мешочек, в котором лежат картинки. Дети тянут по одной картинке из мешка и определяют в слове первый звук, подбирают к нему парный по твёрдости-мягкости. Например, ребёнок вытянул картинку с изображением «лисы» и говорит: «Первый звук [л’] — это мягкий согласный или младший братец, его парный — твёрдый согласный [л]. (См. рисунок к игре 63.)
Игра 69. «Интервью»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и умении характеризовать его; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: микрофон.
Ход игры. Ведущий говорит, что будет собирать информацию о детях и их именах. Ведущий: «Здравствуйте, молодой человек. Как вас зовут?» (Дима.) «Какой первый звук в вашем имени, дайте характеристику?» (Звук [д’] — согласный мягкий.) «Этот звук можно пропеть?» (Нет, при его произнесении есть преграды в виде зубов и верхнего нёба.) «Фишкой какого цвета вы обозначите этот звук?» (Зелёного.) Потом ребёнок таким же образом берёт интервью у другого ребёнка.
Игра 70. «Какой Я звук?»
Цель: закреплять знания детей о звуках; упражнять в назывании звуков по заданной характеристике; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий говорит с детьми о том, что есть разные звуки: гласные и согласные, согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Читает характеристику звука, а дети его отгадывают.
— Я — гласный звук, умею петь и кричать, как малыш у врача на приёме ([а]).
— Я — согласный звук, твёрдый, обозначаюсь синей фишкой, умею рычать, как тигр ([р]).
— Я — согласный звук, мягкий, умею звенеть, как комар ([з’]).
Игра 71. «Отправь звуки на работу»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и умении характеризовать его; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: рисунки с изображением огорода, леса, поля, картинки с изображением разных предметов.
Ход игры. Ведущий говорит, что у нас есть картинки, их надо «отправить на работу»: на огород, в поле, в лес в зависимости от их звуковой характеристики. В поле — картинки, начинающиеся с твёрдых согласных; в лес — с согласных мягких; на огород — картинки, начинающиеся на гласный звук.
Игра 72. «Присядет тот, кого назову»
Цель: упражнять детей в умении давать звуковую характеристику; различать на слух твёрдые и мягкие согласные; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны с согласными буквами, на обратной стороне вставки синего и зелёного цвета.
Ход игры. Детям на шею вешаются медальоны с буквами, они рассматривают обе стороны медали. Ведущий говорит, что он будет называть согласный звук, а дети на слух должны определить, твёрдый он или мягкий. Тот, у кого буква и цвет на медальоне соответствуют этому звуку, должен присесть. (Например, ведущий говорит: «Звук [л’]». Ребёнок, у которого буква Л на медальоне и обратная сторона зелёного цвета, приседает.)
Игры, обучающие детей соединять звуки в слоги моделировать новые слова
Игра 73. «Замени звук»
Цель: упражнять детей в преобразовании новых слов, изменяя один звук в данном слове; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов, где нет одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами, вставляя которые, получаются новые слова. (_ОТ и буквы Б, Р, К, Л; _АК и буквы М, Л, Р, Т, Б; _ОМ и буквы Л, Д, К, Т, Р, С и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что есть схемы слов, где пропущены буквы. Дети должны вставлять буквы и читать новые слова, которые получатся.
Игра 74. «Добавь звук»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов, где есть место для одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами, добавляя которые получается новое слово. _РОТ и буква К; _ДАР и буква У; _УСЫ и буква Б; ШАР_ и буква Ф; ВОЛ_ и буква К; _ РОЗА и буква Г и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что есть схемы слов. Детям нужно читать слова, после чего добавлять к ним букву и читать новые слова, которые получатся.
Игра 75. «Убери звук»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов, убирая один звук в слове; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов, где одна буква вынимается и получается новое слово (ЗУБр, ВОЛк, сМЕХ, уТОЧКА, кОСА, уДОЧКА, ШАРф, уКОЛ и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что есть схемы слов. Будем читать слова, после чего убирать одну букву из слова и читать новые слова, которые получатся.
Игра 76. «Кто пришёл в гости?»
Цель: упражнять детей в придумывании новых слов по заданным буквам; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схема слова, где написаны одни гласные буквы, добавляя к которым согласные буквы, получается новое слово (_И_А: ДИМА, КИРА, ЗИНА, ЛИЗА, ТИМА, ЛИКА, МИША, НИНА, ВИКА и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что в гости пришла кукла Даша, у неё сегодня день рождения, но она забыла, кого пригласила в гости. Надо ей помочь написать приглашения, отыскать имена детей. У нас есть схема слова. Мы будем добавлять согласные буквы так, чтобы получилось имя ребёнка, мальчиков и девочек, которые придут в гости к кукле Даше.
Игра 77. «Буквы рассыпались»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов из заданных букв; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: картинка с прикреплённой внизу табличкой, где иллюстрируется количество букв в заданном слове; карточки с рассыпанными буквами или магнитные буквы.
Ход игры. Ведущий говорит, что есть картинки слов, но рассыпались буквы. Будем составлять слова из букв, которые рассыпались.
Игра 78. «Вертолёт»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: вертолёт, в прорезь которого могут вставляться буквы; карточки с согласными буквами; изображения облаков с наклеенными гласными буквами.
Ход игры. Ведущий говорит, что у него есть необычный вертолёт — пассажирами на нём будут только согласные буквы. Дети выбирают букву (например, В), «садят» её на вертолёт, который подлетает к облакам, и читают слоги: ВА, ВО, ВИ, ВУ и т.д. Вертолёт может подлетать и с обратной стороны: АВ, ОВ, ИВ, УВ и др.
Игра 79. «Парашют»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: картинка с изображением парашюта с корзиной, в прорезь которой могут вставляться буквы; карточки с согласными буквами; записанные на доске гласные буквы.
Ход игры. Ведущий говорит, что у него есть парашют. Пассажирами на нём будут только согласные буквы. Дети выбирают букву (например, Л), «садят» её в парашют, который подлетает к записанным на доске буквам, и читают слоги: ЛА, ЛО, ЛИ, ЛУ и т.д. Парашют может опускаться к буквам и с другой стороны: АЛ, ОЛ, ИЛ, УЛ и др.
Игра 80. «Мальчик-с-пальчик»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: записанные на доске слоги, индивидуальные карточки со слогами.
Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого человека есть мальчик-с-пальчик, показывая на указательный палец. Этот пальчик любит бегать. И вот однажды он отправился путешествовать из города Д в город А. (На доске на небольшом расстоянии написаны буквы Д А.) Ведущий ведёт пальцем по доске, а дети — в воздухе и читают: ДА. Педагог обращает внимание детей на то, что пока не добежали до другого города (буквы), необходимо повторять первый звук, а потом тянуть его с гласной: Д-д-д-а-а, ДА.
Игра 81. «Живые звуки»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению; закрепить умение проводить звуковой анализ слова.
Материал: медальоны с изображением букв, образующих короткие слова, карточки с изображением предметов, куда вставляются фишки красного, синего и зелёного цвета.
Ход игры. Ведущий предлагает детям картинку (например, ЛУК), им нужно назвать первый, второй, третий звуки. Проводит с детьми фронтально звуковой анализ слова ЛУК, они выставляют цветные фишки на картинке, где гласному соответствует красный цвет, согласному твёрдому — синий, а согласному мягкому — зелёный. (Одни дети надевают медальоны с буквами и выстраивают из них слово, другие проверяют правильность и порядок построения букв в слове.)
Игра 82. «Ручеёк»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: медальоны с гласными и согласными буквами.
Ход игры. Детям раздаются медальоны с буквами (согласных на один больше, чем гласных). Дети с изображением гласных букв становятся в одну колонну, а с изображением согласных — в другую. Затем берутся за руки — согласные с гласными, образуя проход для оставшегося согласного. Он, в свою очередь, пробегает через ручеёк и выбирает одного ребёнка из колонны гласных, они парой становятся впереди и называют слог, который образовывают. Оставшийся без пары согласный также бежит через поднятые руки детей и выбирает в пару гласный. Ведущий предупреждает, что одних и тех же детей, уже назвавших свой слог, выбирать нельзя.
Игра 83. «Живые слоги»
Цель: упражнять детей в соединении слогов в слова и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: медальоны с изображением слогов, образующих слова.
Ход игры. Ведущий предлагает детям надеть медальоны со слогами и прочесть их. Потом по очереди вызывает слоги и дети пробуют составить из них слова. (МО-РЕ, ЯБ-ЛО-КО, затем ведущий формирует из них новое слово МО-ЛО-КО и др.)
Игра 84. «Мамы зовут домой детей»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги и выделении ударного слога; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: картинки с изображением животных.
Ход игры. Ведущий предлагает детям взять со стола картинки с изображением животных и представить, что они мамы этих животных. Мамы сварили вкусный суп и ждут детей дома, а они никак не идут, надо их позвать и определить, какой слог ударный. (Например: «Мама зовёт домой лису». Ведущий произносит слово слитно, чтобы не было путаницы в выставлении ударного слога. «ЛИСА-А, в этом слове два слога ЛИ и СА, ударение падает на второй слог, т.к. его мы произносим более протяжно и с большей силой голоса»).
Игра 85. «По заданной модели»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в звуковой структуре слова; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: карточки, куда вставляются фишки красного, синего и зелёного цвета.
Ход игры. Ведущий предлагает детям по модели придумать слово, например, твёрдый согласный звук, гласный, твёрдый согласный. Затем ставит фишки: синяя, красная, синяя (СКС) и предлагает детям назвать слова с такими звуками (ДОМ, ЛУК, МАК и др.). Разбираются слова, звуковая структура которых не соответствует схеме, объясняются ошибки.
Игра 86. «Найди свой домик»
Цель: закреплять знания детей о написании букв после твёрдых и мягких согласных звуков; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению и письму.
Материал: фишки синего и зелёного цвета, гласные буквы.
Ход игры. Ведущий раздаёт детям гласные буквы. Выбираются два ведущих, одному даётся синяя фишка (твёрдый согласный звук), а другому — зелёная (мягкий согласный звук). Педагог говорит: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один был синего, другой — зелёного цвета. Решили буквы спрятаться в них от дождя. А чтобы войти в домик, надо вспомнить, после какого согласного звука пишутся эти буквы. Ведущие пропускают в домик гласные буквы, которые пишутся после соответствующего согласного: в зелёный домик — гласные Я, Ю, Е, Ё, И; в синий — гласные А, О, У, Э, Ы.
Игра 87. «Что изменилось?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в звуковой структуре слова; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: фишки синего и зелёного цвета, гласные буквы.
Ход игры. Ведущий предлагает детям поставить рядом с зелёной фишкой гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, а рядом с синей фишкой — гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных. Гласные Я, Ю, Е, Ё, И ставят после зелёной фишки, а гласные А, О, У, Э, Ы — после синей. После этого ведущий предлагает детям закрыть глаза и меняет местами гласные А и Я. Открыв глаза, дети должны узнать, что изменилось, и найти ошибку, аргументировать свой ответ.
Игра 88. «Капитаны»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: карта океана и рисунок с островами, где на каждом острове устанавливается гласная буква (название острова); бумажные кораблики, где на парусе приклеена согласная буква.
Ход игры. Один из детей становится капитаном. Держа в руках кораблик с согласной буквой, он подплывает к острову, и остальные дети читают получившиеся слоги.
Игра 89. «Занимательные квадраты»
Цель: упражнять детей в преобразовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов в виде квадратов, где нет гласной буквы, по количеству детей; карандаши.
Ход игры. Детям необходимо поставить в пустые клеточки гласные буквы так, чтобы получились новые слова (БОК, БЫК, БАК и др.).
Игра 90. «Пять шаров»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: на доске нарисованы мелом пять шаров, на каждом из которых написано по одной букве: П, Р, Е, К, А.
Ход игры. Ведущий говорит, что из этих букв можно составить название известной сказки. Дети составляют. (Репка.) Но шар с буквой Е вырвался и улетел (вытирается шар с буквой Е). Из этих букв можно составить название рыбы. (Карп.) Ветер унёс шар с буквой П (вытирается с доски). Из этих трёх букв можно составить название животного, которое имеет усы и клешни. (Рак.)
Игра 91. «Расставь буквы»
Цель: упражнять детей в преобразовании новых слов, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: два листа белого картона формата А4, склеенных между собой по типу книги, где есть прорези, куда вставляются буквы; карточки с буквами К, О, Т, Д, Ы, М.
Ход игры. Ведущий говорит, что Лиса Алиса и Кот Базилио стали забирать у Буратино азбуку, и буквы в ней рассыпались. Помогите Буратино собрать буквы. В правом верхнем углу поставьте букву К, в левом нижнем — М, в левом верхнем — Д, в правом нижнем — Т, слева — Ы, справа — О. Давайте теперь сверху вниз прочитаем слова, которые написаны в азбуке у Буратино. (ДЫМ, КОТ.)
Игра 92. «Буратино»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов, умении делить слова на слоги; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: карточки со слогами (БУ, РА, ТИ, НО).
Ход игры. Ведущий говорит, что Буратино обратился к нам за помощью. На занятии Мальвина сказала ему, что в его имени четыре слога. Дети делят слово «Буратино» на слоги. Мальвина дала задание придумать на каждый слог новое слово.
БУ — буква, булка, бутылка, бублик и др.;
РА — радость, радуга, ракета и др.;
ТИ — тир, тигр, тишина и др.;
НО — нога, носорог, нос и др.
Игры, закрепляющие умения детей находить заданный звук в слове и определять его местонахождение
Игра 93. «Где находится буква?»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий даёт задание детям: если они услышат звуки [к] и [к’] в начале слова, то им необходимо поднять руки вверх; если в середине слова — руки вперёд; если в конце — руки вытянуть вниз и присесть. Ведущий говорит слова: КОТ, МАК, РАКЕТА, РАК, РУКАВ, КУРИЦА, ЛАК, КОМПОТ, ШКАФ и т.д.
Игра 94. «Магазин»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки с изображением продуктов, фруктов, овощей (помидор, молоко, масло, сметана, колбаса, сосиски, сыр, рис, мясо, малина и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что мы отправляемся в магазин и приобретём только те продукты, в которых есть звуки [м], [м’] (или другие [с], [с'], [р], [р’]). Каждый ребёнок подходит к столу, берёт по одной картинке, в которой есть заданный звук, и идёт к кассиру — ведущему, который определяет правильность выбора детей.10 Вера СМОЛЯНАЯ
Игра 95. «Подарок Буратино»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, речь, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий говорит, что звери принесли подарок для Буратино, а он раскапризничался и хочет, чтобы ему дарили только те подарки, в словах которых есть звуки [р] и [р’]. Ведущий читает слова, а дети определяют, есть ли в них эти звуки, примет ли такой подарок Буратино. (РОЗА, РОМАШКА, КУБИКИ, КУКЛА, ШОКОЛАД, КРУЖКА, МАРМЕЛАД, КОНФЕТЫ, БРАСЛЕТ, БРЮКИ, ЧАСЫ и т.д.)
Игра 96. «Будь внимательным»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать слова, вы внимательно их слушайте, если услышите заданный звук (например, [к] или [к’]), то хлопайте в ладоши, а если в этом слове нет данного звука, то соблюдайте тишину». Ведущий читает слова: РАК, МАК, ДОМ, ЖУК, ВАЗА, КЕФИР, КУКЛА, ВЕДРО, ЖАБА, КИТ.
Игра 97. «Какой звук чаще звучит?»
Цель: упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Игра 98. «Отгадай, какой звук»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; придумывать слова с заданным звуком, чтобы они были в начале, середине и конце слова; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Один из детей выходит за дверь, после этого ведущий показывает букву, с которой дети должны придумать слово, причём этот звук может находиться в начале, середине или конце слова. Дети называют свои слова. Ребёнок, который вышел за дверь, должен выслушать их и отгадать, какой звук есть во всех словах.
Игра 99. «Где живёт буква?»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: длинный дом, буквы.
Ход игры. Ведущий показывает детям схему дома с окошками и говорит, что буква А может жить в любой части этого дома: в начале, середине или конце. Каждому из детей ведущий называет слово, а они определяют место буквы А в слове, подходят к дому, ставят букву на её окошко: если буква А в начале слова, то в первое окошко дома, в середине — в середину дома, если в конце — в конец. При произнесении слов ведущий выделяет голосом звук: АИСТ, РАК, РУКА, АВТОБУС, МУКА и др.
Игра 100. «Поезд»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: макет поезда или сделанный из конструктора поезд.
Ход игры. Ведущий говорит детям, что буквы отправляются путешествовать на поезде, причём в любом вагоне: в начале, середине, конце. Каждому из детей ведущий называет слова, а они определяют место буквы А в слове, подходят к поезду, ставят букву на её вагон (по аналогии с предыдущей игрой). При произнесении слов ведущий выделяет голосом звук: АИСТ, РАК, РУКА, АВТОБУС, МУКА и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».
Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...
Игры, направленные на формирование лексического компонента речи детей дошкольного возраста. Игры на развитие звукового анализа слов!
Памятка родителям для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как обучают детей звуковому анализу слов».
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы«Как обучают детей звуковомуанализу слов»....
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как обучают детей звуковому анализу слов». 5.11.2021г.
Научить детей понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова....
Игры, обучающие детей звуковому анализу слов
Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейше...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...