Звук Р - практические советы родителям по развитию фонематического слуха.
материал по логопедии (старшая группа)
Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправильное произношение данного звука, или параротацизм- замена трудного звука Р другими согласными звуками.
При анализе вида ротацизма важно определить, где находится язык, и в каком месте образуется вибрация.
1. Звук может отсутствовать совсем в слове, например шаы (шары), катина (картина).
2. Звук «Р» может быть похожим на звук «Д», произносится одноударно, кончик языка только касается, но вибрации у альвеол нет.
3. Звук «Р» произносится горлом, когда меняется место образования вибрации (картавость).
4. Звук «Р» произносится боковыми краешками языка и очень часто с вибрирующими щеками. Слышится (рльль).
5. Звук «р» произносится носом, слышится хрипловатые призвуки (нгнгн), гнусавость.
6. Звук «Р» образуется из-за колебания губ или язык высовывается между зубами.
7. Очень часто присутствует только мягкий звук «Р» или твёрдый звук заменяется на другие звуки, например (сорока-соВока, мороз- моЛоз, рыба-Либа, рассказ- Йассказ, ворота- воГота, ромашка-Ымашка) и т. д.
Начиная работать над исправлением дефектов звука «Р», только логопед может увидеть суть моторного затруднения ребёнка и направить внимание на формирование моторной готовности речевого аппарата для произношения звука «Р».
На логопедических занятиях очень эффективным является правильно подобранный специальный логопедический массаж, значительно ускоряющий постановку звука «Р».
Далее поставленный правильный звук автоматизируется, закрепляется, дифференцируется, вводится в повседневную речь, учитывая индивидуальные возможности ребёнка.
Специальная коррекционная работа по устранению ротацизма зависит от нарушения, в результате которого проявился данный дефект, от строения, подвижности органов артикуляции, возраста ребёнка, его интеллекта и психологических особенностей.
В логопедическом кабинете одновременно с постановкой звука Р проводится работа и по развитию фонематического слуха (умению ребёнка слышать правильный звук в потоке речи).
В домашних условиях мама очень может помочь своему малышу научиться слышать этот звук, выполняя несложные упражнения, которые я Вам порекомендую.
Развитие у ребёнка умения слышать звук Р в словах и отличать от других звуков, во-первых, способствует развитию фонематического восприятия, речевой памяти, а во-вторых, в дальнейшем предупреждает нарушение чтения и письма.
Упражнения желательно проводить, учитывая настроение ребёнка, в игровой форме, чтобы вызвать положительные эмоции. Если это маленький ребёнок, то 5-7 минут, если это дошкольник, то 10-15 минут.
При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка проговаривать звук Р, если звук ещё не поставлен. Важно научить малыша пока только слышать данный звук (вслушиваться в слоги, слова, предложения) и реагировать на него.
Упражнения по выделению и различению звука Р.
1. Сначала нужно показать ребёнку сходство звука Р со звуком в реальной жизни. Например: собака рычит – Р-Р-Р, мотор заводим - Р-Р-Р, трактор тарахтит - Р-Р-Р, вертолёт летит - Р-Р-Р. Звук Р говорит только мама, а малыш слушает.
2. Мама называем ряд звуков: м, у, р, н, а, р, з, б, л, р и так далее. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р, подними руку!».
3. Мама называет ряд слогов: ва, ру, сы, шо, ра, ну, ры и т. д. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р в слоге, хлопни в ладоши!»
4. Мама называет слова: рыбак, нос, шапка, роза, журнал, петух, карман, дырка, муха, цапля, трава, сумка, ветер и т.д. Задание: «Если услышишь звук Р в слове, подними руку!» Можно попросить ребенка поднимать карточку с буквой Р, если ребёнок знает изображение буквы Р. Можно называть только слова одной группы: овощи, фрукты, посуду, животных, игрушки и т.д.
5. Мама раскладывает перед ребёнком картинки и называет их. Задание: «Покажи картинки, в названиях которых есть звук Р!» Можно усложнить задачу, предложив малышу слева положить картинки, в которых есть звук Р, а справа положить картинки, в которых нет звука Р.
Попробуйте сделать очень простое пособие – три карточки длиной 18 см и шириной 5 см, размеченные так:
- Это графическое изображение слова. Буква Р обозначает, где находится звук Р (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
- Положите перед ребенком три карточки. Мама называет слово: «Рыба» и спрашивает: «Где находится звук Р? В начале слова, в середине или в конце?» Ребенок пальчиком показывает нужную карточку.
Примерный речевой материал:
- Рама, рак, роща, ручей, руль, рот – звук Р в начале слова.
- Горка, арбуз, корова, марка, крот, корка, трава – звук Р в середине слова.
- Пар, мотор, удар, базар, пожар, мир - звук Р в конце слова.
Это задание очень полезно для развития навыков звуко-буквенного анализа.
- Лист бумаги делится на две части. Мама читает текст по одной строчке, а ребёнок ставит плюс (+), если услышит звук Р в слове.
Мама читает | Ребёнок пишет |
Кузнец Захар | + |
- Можно использовать любые тексты.
Вот такие несложные упражнения помогут Вашему ребенку быстрее научиться различать этот трудный звук в речи, а также ускорят постановку и автоматизацию звука Р. Важно понимать, что фонематический слух и речедвигательный процесс (проговаривание) взаимосвязаны между собой.
Данные упражнения можно применить и к другим неправильно проговариваемым звукам (Л, Ш, Ж, Ч, Щ) на речевом материале, соответствующем каждому звуку.
Однако, если Ваш ребенок делает много ошибок в этих упражнениях, то желательно обратиться к опытному логопеду, чтобы вовремя исправить нарушения речевого слуха.
Ещё раз повторю: «Уважаемые родители, даже если Ваш малыш слышит, но сам не умеет проговаривать правильно звук Р, пожалуйста, не экспериментируйте, вызывая звук по подражанию, так как можете легко спровоцировать горловое или боковое произношение звука Р!» Это происходит из-за слабости речевых органов (малая подвижность и низкая переключаемость губ, языка, неконтролируемый речевой выдох и т.д.) Постановкой звуков, нарушениями речевого слуха должен заниматься профессиональный логопед
Упражнения по выделению и различению буквы Р
Очень часто на консультации мама спрашивает: «Что нужно делать, чтобы дошкольник запомнил букву Р и не путал её с другими буквами?»
Для этого букву (в данном случае Р) необходимо тщательно изучить.
- Напечатайте букву Р на крупной карточке и рассмотрите вместе с ребёнком. Восприятие будет намного эффективнее, если буква окажется похожей на знакомый образ, предмет.
- Напечатайте букву Р на шершавой бумаге, и пусть ребёнок пальчиком проводит по этой букве (включаются осязательные рецепторы).
- Соберите букву Р из палочек, из пуговиц, слепите из пластилина, согните из проволоки.
- Возьмите любую газету и предложите малышу в каком-либо слове найти букву Р, подчеркнуть её.
- Напечатайте букву Р на больших листах бумаги разным шрифтом и разным цветом (высокую, низкую, толстую, тонкую и т. д.) Развесьте эти буквы в разных местах квартиры. Почаще, обращайте внимание малыша на эти буквы.
- Разложите перед ребёнком несколько разных букв и попросите выбрать только букву Р.
- Пишите эту букву пальчиком в воздухе.
- Можно сделать 2 одинаковые карточки из плотного картона, прорезать дырочки и вместе с ребёнком вышить букву Р:
Обязательное условие: мама должна называть букву правильно, не «ЭР», как написано в школьном алфавите, а «Р» чётко и отрывисто. Это необходимо, чтобы в дальнейшем предупредить у дошкольника побуквенное чтение. Если Вы будете регулярно проводить со своим малышом такие несложные упражнения, он обязательно научится звук Р обозначать нужной буквой. Главное - это терпение, а если возникнут проблемы, приходите, пожалуйста, на консультацию.
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука «Р»
Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться. Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру. Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении. Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю.
Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.
Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».
«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).
Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.
«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.
«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка» в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».
Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.
Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»
Разминка: малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.
- Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.
– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.
В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз.
- Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.
- И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.
- Тренируем звук «р». Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.
Упражнение «Моторчик». Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону. Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r_-_prakticheskie_sovety_roditelyam_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук Р - практические советы родителям по развитию фонематического слуха.
Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправильное произношение данного звука, или параротацизм- замена трудного звука Р другими согласными звуками.
При анализе вида ротацизма важно определить, где находится язык, и в каком месте образуется вибрация.
- Звук может отсутствовать совсем в слове, например шаы (шары), катина (картина).
- Звук «Р» может быть похожим на звук «Д», произносится одноударно, кончик языка только касается, но вибрации у альвеол нет.
- Звук «Р» произносится горлом, когда меняется место образования вибрации (картавость).
- Звук «Р» произносится боковыми краешками языка и очень часто с вибрирующими щеками. Слышится (рльль).
- Звук «р» произносится носом, слышится хрипловатые призвуки (нгнгн), гнусавость.
- Звук «Р» образуется из-за колебания губ или язык высовывается между зубами.
- Очень часто присутствует только мягкий звук «Р» или твёрдый звук заменяется на другие звуки, например (сорока-соВока, мороз- моЛоз, рыба-Либа, рассказ- Йассказ, ворота- воГота, ромашка-Ымашка) и т. д.
Начиная работать над исправлением дефектов звука «Р», только логопед может увидеть суть моторного затруднения ребёнка и направить внимание на формирование моторной готовности речевого аппарата для произношения звука «Р».
На логопедических занятиях очень эффективным является правильно подобранный специальный логопедический массаж, значительно ускоряющий постановку звука «Р».
Далее поставленный правильный звук автоматизируется, закрепляется, дифференцируется, вводится в повседневную речь, учитывая индивидуальные возможности ребёнка.
Специальная коррекционная работа по устранению ротацизма зависит от нарушения, в результате которого проявился данный дефект, от строения, подвижности органов артикуляции, возраста ребёнка, его интеллекта и психологических особенностей.
В логопедическом кабинете одновременно с постановкой звука Р проводится работа и по развитию фонематического слуха (умению ребёнка слышать правильный звук в потоке речи).
В домашних условиях мама очень может помочь своему малышу научиться слышать этот звук, выполняя несложные упражнения, которые я Вам порекомендую.
Развитие у ребёнка умения слышать звук Р в словах и отличать от других звуков, во-первых, способствует развитию фонематического восприятия, речевой памяти, а во-вторых, в дальнейшем предупреждает нарушение чтения и письма.
Упражнения желательно проводить, учитывая настроение ребёнка, в игровой форме, чтобы вызвать положительные эмоции. Если это маленький ребёнок, то 5-7 минут, если это дошкольник, то 10-15 минут.
При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка проговаривать звук Р, если звук ещё не поставлен. Важно научить малыша пока только слышать данный звук (вслушиваться в слоги, слова, предложения) и реагировать на него.
Упражнения по выделению и различению звука Р.
- Сначала нужно показать ребёнку сходство звука Р со звуком в реальной жизни. Например: собака рычит – Р-Р-Р, мотор заводим - Р-Р-Р, трактор тарахтит - Р-Р-Р, вертолёт летит - Р-Р-Р. Звук Р говорит только мама, а малыш слушает.
- Мама называем ряд звуков: м, у, р, н, а, р, з, б, л, р и так далее. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р, подними руку!».
- Мама называет ряд слогов: ва, ру, сы, шо, ра, ну, ры и т. д. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р в слоге, хлопни в ладоши!»
- Мама называет слова: рыбак, нос, шапка, роза, журнал, петух, карман, дырка, муха, цапля, трава, сумка, ветер и т.д. Задание: «Если услышишь звук Р в слове, подними руку!» Можно попросить ребенка поднимать карточку с буквой Р, если ребёнок знает изображение буквы Р. Можно называть только слова одной группы: овощи, фрукты, посуду, животных, игрушки и т.д.
- Мама раскладывает перед ребёнком картинки и называет их. Задание: «Покажи картинки, в названиях которых есть звук Р!» Можно усложнить задачу, предложив малышу слева положить картинки, в которых есть звук Р, а справа положить картинки, в которых нет звука Р.
- Попробуйте сделать очень простое пособие – три карточки длиной 18 см и шириной 5 см, размеченные так:
Это графическое изображение слова. Буква Р обозначает, где находится звук Р (в начале слова, в середине слова, в конце слова). - Положите перед ребенком три карточки. Мама называет слово: «Рыба» и спрашивает: «Где находится звук Р? В начале слова, в середине или в конце?» Ребенок пальчиком показывает нужную карточку.
Примерный речевой материал:
- Рама, рак, роща, ручей, руль, рот – звук Р в начале слова.
- Горка, арбуз, корова, марка, крот, корка, трава – звук Р в середине слова.
- Пар, мотор, удар, базар, пожар, мир - звук Р в конце слова.
Это задание очень полезно для развития навыков звуко-буквенного анализа.
- Лист бумаги делится на две части. Мама читает текст по одной строчке, а ребёнок ставит плюс (+), если услышит звук Р в слове.
Мама читает | Ребёнок пишет |
Кузнец Захар | + |
- Можно использовать любые тексты.
Вот такие несложные упражнения помогут Вашему ребенку быстрее научиться различать этот трудный звук в речи, а также ускорят постановку и автоматизацию звука Р. Важно понимать, что фонематический слух и речедвигательный процесс (проговаривание) взаимосвязаны между собой.
Данные упражнения можно применить и к другим неправильно проговариваемым звукам (Л, Ш, Ж, Ч, Щ) на речевом материале, соответствующем каждому звуку.
Однако, если Ваш ребенок делает много ошибок в этих упражнениях, то желательно обратиться к опытному логопеду, чтобы вовремя исправить нарушения речевого слуха.
Ещё раз повторю: «Уважаемые родители, даже если Ваш малыш слышит, но сам не умеет проговаривать правильно звук Р, пожалуйста, не экспериментируйте, вызывая звук по подражанию, так как можете легко спровоцировать горловое или боковое произношение звука Р!» Это происходит из-за слабости речевых органов (малая подвижность и низкая переключаемость губ, языка, неконтролируемый речевой выдох и т.д.) Постановкой звуков, нарушениями речевого слуха должен заниматься профессиональный логопед
Упражнения по выделению и различению буквы Р
Очень часто на консультации мама спрашивает: «Что нужно делать, чтобы дошкольник запомнил букву Р и не путал её с другими буквами?»
Для этого букву (в данном случае Р) необходимо тщательно изучить.
- Напечатайте букву Р на крупной карточке и рассмотрите вместе с ребёнком. Восприятие будет намного эффективнее, если буква окажется похожей на знакомый образ, предмет.
- Напечатайте букву Р на шершавой бумаге, и пусть ребёнок пальчиком проводит по этой букве (включаются осязательные рецепторы).
- Соберите букву Р из палочек, из пуговиц, слепите из пластилина, согните из проволоки.
- Возьмите любую газету и предложите малышу в каком-либо слове найти букву Р, подчеркнуть её.
- Напечатайте букву Р на больших листах бумаги разным шрифтом и разным цветом (высокую, низкую, толстую, тонкую и т. д.) Развесьте эти буквы в разных местах квартиры. Почаще, обращайте внимание малыша на эти буквы.
- Разложите перед ребёнком несколько разных букв и попросите выбрать только букву Р.
- Пишите эту букву пальчиком в воздухе.
- Можно сделать 2 одинаковые карточки из плотного картона, прорезать дырочки и вместе с ребёнком вышить букву Р:
Обязательное условие: мама должна называть букву правильно, не «ЭР», как написано в школьном алфавите, а «Р» чётко и отрывисто. Это необходимо, чтобы в дальнейшем предупредить у дошкольника побуквенное чтение. Если Вы будете регулярно проводить со своим малышом такие несложные упражнения, он обязательно научится звук Р обозначать нужной буквой. Главное - это терпение, а если возникнут проблемы, приходите, пожалуйста, на консультацию.
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука «Р»
Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться. Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру. Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении. Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю.
Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.
Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».
«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).
Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.
«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.
«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка» в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».
Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.
Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»
Разминка: малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.
- Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.
– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.
В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз.
- Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.
- И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.
- Тренируем звук «р». Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.
Упражнение «Моторчик». Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону. Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха.
Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха...
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...
Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Развитие фонематического слуха. Мини-Практикум по артикуляционной гимнастике.
Логопедическая школа для родителей. Развитие фонематического слуха....
Семинар-практикум для родителей о развитии фонематического слуха у детей.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематически...
Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей
Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...
Советы родителям по развитию фонематического слуха у детей
Фонематический слух- что это такое? И как правильно его развивать?...
Консультация для родителей «Звук Р - практические советы родителям»
Примерно к 5-6 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка. Чаще всего большой период времени требуется ребятам для постановки звука «Р». Прежде всего, вам нужно н...