"Удивительный песок"
консультация (средняя группа) на тему

Маркова Ольга Николаевна

Мастер- класс для родителей по развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_pesok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс   "Удивительный песок"

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Ведерко, формочки, совок – в числе первых игрушек, приобретаемых ребенку. Именно в песочнице печётся первый пирожок, строится первый дом, сажается дерево. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм доступной и естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка. Но как оптимально использовать их, знают не все. Попробуем ответить вопросы: “Зачем нужны центры песка в младших группах детского сада? Как и в какие игры играть с детьми в песочнице?”

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом. В основе его учения лежит естественная потребность человека “возиться” с песком. Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.

Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют  песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной. 

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию. Игры и  упражнения с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей. В процессе работы в песочнице происходит нормализация психического и эмоционального состояния младших дошкольников, снижение беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, а также активизация мозговой деятельности у детей.

ИГРЫ С ПЕСКОМ:
•  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
•  снимают мышечную напряжённость;
•  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
•  развивают активность, расширяют жизненный опыт;
•  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию и формируя установку на положительное отношение к себе;
•  позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
•  преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
•  развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
•  совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
•  способствуют расширению словарного запаса;
•  способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений
;

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого нужно подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка; формулировать инструкцию к играм в сказочной форме; исключать негативную оценку его действий, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип доступности информации, передаваемой педагогом в близкой для ребёнка форме- в форме игры.

3. “Оживление” абстрактных символов: геометрических фигур, букв, цифр, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

4. Присоединение к ребенку, искренняя заинтересованность Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

5. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход  ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ С ПЕСКОМ?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик (поднос). Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок. Песком заполняется меньшая часть ящика.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров.

В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи,

- здания: дома, школы, церкви, замки

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота,  загоны для скота

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни и пр.

- сказочные герои: злые и добрые

- различные геометрические фигуры

- формочки для песка;

- баночки;

- воронки;

- совочки;

- кисточки и деревянные палочки;

- салфетки для рук.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в “коллекции" игрового материала.

А теперь отправимся в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные “разминки”. Например:

Дмитрий Фролов

Начинаем наши игры!

Подвигайтесь-ка вперед!

До чего же вы, ребята,

Удивительный народ!

***

Песок – хорошая игра,
Её любит детвора
Добрый Дедушка Песок
Приглашает на урок.

***

Как учит Фея Эльфов,

Чтоб вызвать их старание:

“Повесьте ваши ушки

На гвоздичек внимания!”

***

Раз вдохнули, два вдохнули..

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки!

Алексей Густышкин

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК, УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ И РАЗВИТИЕ  РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Отпечатки ваших рук

Эти простые упражнения обладают огромным значением для развития ребенка. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривает свои ощущения. Он учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

  • Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:

“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами.

  • Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить.
  • А теперь оставим следы руками.

- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- "Необычные рисунки"- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

-  Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
"пройдись" ладошками, как слон, как маленький слонёнок,

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

- "Песочная мелодия"- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

- «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

"Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Песочный массаж

Благодаря такому массажу активизируется так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев и ладони. Происходит активизация сенсорно- моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром.

- погрузи руки в "песочное море" и "поплавай" в нем;

- опусти руки в песок, захвати его в кулаки, чуть приподними и разожми руки;

- набери песок в горсть, пересыпай его из ладошки в ладошку;

- захватывай "щепотку" песка и отпускай сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками;

-  просей песок сквозь пальцы;

-  щепоткой насыпь дорожку к домику зайчика или медвежонка из контрастного по фактуре песка.

- покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки.

Что спрятано в песке?

- Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук, и начинают ими шевелить. Необходимо полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами, сдувая песчинки, помогая себе тонкими палочками или кисточкой.

- "Археологи". Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

- "Найди клад". Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.

Песок помогает учиться

Игры с песком направленны на решение множества задач. Для малышей – это, конечно, развитие тактильно-кинетической чувствительности, тренировка мелкой моторики рук, формирование коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти).  

 «Знакомство со свойствами песка песком»
Песок сухой и мокрый, сыплется- держит форму, шуршит- не шуршит. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать).

  «Домики для животных».
Ребенку предлагается построить домики для  любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно  строить  пещерки и песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется.
Во время игры развивается  мелкая моторика, закрепляется название геометрических фигур, цвет, названия животных и их детенышей, проговаривается  последовательность постройки и т.д.

  «Транспорт»
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.

  «Мой клад».
Взрослый, а позднее ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда другие дети отгадывают, дает инструкцию, как найти спрятанную вещь словами «правее», «левее», "прямо" и т.д.

 «Заборчик».
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.

«Чьи следы».
Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.)  и величину (большой, маленький, средний).

«Пекарня».
Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги»разного размера и формы.
А потом посчитать их, украсить разноцветными камешками.  Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4  части. Таким образом, ребенок знакомиться  в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

«Продолжи узор».

Нарисуйте на песке простой узор из геометрических фигур и попросите ребенка продолжить его.

  «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»

Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.

"Фигуры"

Выложить камешками геометрическую фигуру, слепи контур фигуры из песка,  сгребая его ребрами ладоней.


Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Определение эмоционального состояния каждого участника мастер - класса, выявление причин положительного и отрицательного состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий

Песок раскрыл перед Вами многие свои секреты. Теперь Вы знаете какие чудеса можно творить с его помощью. Мы поделились с Вами идеями, а дальше поведут Вас - Ребенок, Любовь, Фантазия и Творчество.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Этот удивительный песок...

Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

конспект НОД по познавательному развитию"Ах,этот удивительный песок"

Задачи: познакомить детей со  свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о п...

Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

проект"ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК"

Цель: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка,его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.Задачи:Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ру...